Чтобы заниматься автопромом, необязательно иметь крепкие сырьевые тылы или занимать высокий пост в госхолдинге, можно, как младший партнер Алексея Мордашова Вадим Швецов, поставить на него все. Примерно за 500 млн. долларов Швецов выкупил у владельца “Северстали” 49,3% “Северсталь-Авто”, самой рентабельной российской автомобильной компании. И не зря: по мнению экспертов, бизнес “Северсталь-Авто”, отстроенный самим Швецовым, весьма перспективен.
“Я выкупил 49,3% акций “Северсталь-Авто” [у основного владельца “Северстали” Алексея Мордашова] в конце января”, — объявил вчера на пресс-конференции гендиректор компании Вадим Швецов. Он уточнил, что выкупил долю Мордашова в кипрской Newdeal Investments, владеющей 58% акций автомобильного холдинга. Сделка была закрыта “по рынку”, опциона на выкуп бумаг у него не было, рассказал Швецов. В конце января капитализация “Северсталь-Авто” колебалась в районе 1 млрд. долларов — 960 млн. долларов, так что покупка могла обойтись Швецову в 473-493 млн. долларов.
Для Мордашова главное — сталь, для Швецова — автомобили, занимаясь которыми он чувствует, по его признанию, “настоящий драйв”. “Мое решение выйти из состава акционеров “Северсталь-Авто” связано <...> с желанием полностью сосредоточить свои усилия на металлургическом бизнесе”, — подтвердил это в пресс-релизе и сам Мордашов. Бывшему партнеру, которого Швецов называет “учителем” (они бок о бок работают с конца 80-х), он отводит роль наблюдателя: Мордашов сохранит кресло в совете директоров “Северсталь-Авто”. А возглавит совет бывший вице-президент General Motors Дэвид Херман. Общее количество независимых членов совета увеличится с нынешних трех до семи.
Бизнес, контролирующим акционером которого стал Швецов, он создал своими руками. “Это дело его жизни”, — подтверждает руководитель одного из автоконцернов. Мордашов, который заинтересовался автопромом в 2000 г., поручил своему давнему подчиненному Швецову скупку акций легендарного УАЗа и ЗМЗ. В 2001 г. эти покупки принесли новому владельцу одни убытки и годом позже перекочевали в специально созданную компанию “Северсталь-Авто”, которую возглавил Швецов. И уже по итогам 2004 г. “Северсталь-Авто” показала рентабельность по EBITDA в 14,6% — наравне с Toyota.
Чудо Швецова произошло благодаря классическим антикризисным методам: сокращению издержек, оптимизации производства (именно здесь была применена система “бережливое производство” Toyota). А потом Швецов открыл новую бизнес-модель: сборка и дистрибуция иномарок по лицензии. Соглашения были заключены с корейской Ssang Yong, итальянским Fiat, японской Isuzu. Параллельно УАЗ запустил в производство первую за десятилетия новинку — UAZ Patriot.
За эти успехи Мордашов отблагодарил своего менеджера 15% акций Newdeal Investments: Швецов реализовал опцион перед IPO “Северсталь-Авто” в начале 2005 г. На выкуп еще 49% Швецов, по его словам, потратил личные сбережения. Он продал свои 1,5% акций “Северстали” (исходя из капитализации компании в начале года пакет стоил 160-195 млн. долларов), собрал деньги от продажи акций Челябинского цинкового завода (ЧЦЗ), в котором Швецову принадлежало 44% акций. На IPO ЧЦЗ в прошлом году его акционеры заработали 259 млн. долларов, на долю Швецова пришлось 129,5 млн. долларов. В начале прошлого года Newdeal продала инвесторам еще 5% акций “Северстали” на 38,5 млн. долларов (6 млн. долларов пришлось на долю Швецова). Вдобавок Швецов годами получал дивиденды и “Северстали”, и “Северсталь-Авто”, напоминает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко.
“Рано или поздно это должно было произойти. “Северсталь-Авто” — это детище Швецова, для Мордашова она была скорее игрушкой”, — говорит топ-менеджер одной из автомобильных компаний. Теперь Швецов собирается строить собственную дилерскую сеть и объявил, что “Северсталь-Авто” вложит в это около 100 млн. долларов. Руководить ею будет выходец из “ДаймлерКрайслер Автомобили Рус” Герхард Хильгерт. Дилерская сеть будет жить под новым брендом, но сменит ли имя “Северсталь-Авто”, новый владелец умалчивает.
Елена Сахнова из Deutsche UFG видит в этой сделке только плюсы: у Швецова будет больше мотивации делать компанию еще эффективнее и повысить ее стоимость. Вчера в РТС капитализация компании составляла 996,37 млн. долларов, Сахнова считает справедливой цену в 1,3 млрд. долларов.
Юлия ФЕДОРИНОВА
Что скажете, Аноним?
[17:20 03 мая]
Чому Ощадбанк не продає ТРЦ Gulliver, який є заставою за проблемним кредитом?
[17:10 03 мая]
Які саме валютні послаблення запроваджує Нацбанк та як вони можуть вплинути на курсову стабільність.
11:00 04 мая
09:30 04 мая
[23:55 28 апреля]
[20:15 02 апреля]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.