Добыча газа
Потенциальные ресурсы традиционного газа в Украине составляют 5,4 трлн. куб. м, балансовые запасы — 1,1 трлн. куб. м. Основная его часть сосредоточена в Восточном нефтегазоносном районе, на который в 2010 г. приходилось более 80% балансовых запасов и около 90% объемов добычи.
По разным данным, суммарные потенциальные ресурсы “нетрадиционного” голубого топлива, т. е. газа плотных пород, сланцевого, метана угольных пластов и газа глубоководного шельфа Черного моря могут составлять от 20 до 50 трлн. куб. м. Однако эти данные подлежат уточнению по результатам проведения геологоразведочных работ.
В настоящее время около 90% добычи в стране осуществляется государственными компаниями. В этой связи стратегическим приоритетом государства в ближайшем будущем станет привлечение частных добывающих и сервисных компаний к разведке, разработке месторождений и добыче газа на нашей территории.
Условия добычи природного газа постоянно усложняются из-за постепенного истощения первоначальных запасов крупных месторождений (60 —70% к 2010 г.). Несмотря на это, газодобывающим предприятиям удалось стабилизировать объемы добычи на уровне 20 млрд. куб. м в год.
Стратегией предусмотрено, что данные объемы добычи удастся сохранить до 2030 г. при следующих условиях: разработке новых месторождений на суше, в т. ч. мелких (1 — 5 млрд. куб. м запасов; активном освоении мелководного шельфа Черного и Азовского морей с глубиной до 350 м; внедрении современных технологий бурения на глубинах более 6000 м и повышения газоотдачи пластов на эксплуатационных скважинах).
В то же время осложнение условий добычи, скорее всего, приведет к постепенному росту ее себестоимости. Планируется, что средний рост себестоимости в 2010 — 2030 гг. составит 3 — 5% в год, в результате чего в 2030 г. средневзвешенная себестоимость добычи газа составит от 650 до 900 грн. за 1 тыс. куб. м.
Увеличение объемов добычи собственного газа стратегия связывает с потенциалом глубоководного шельфа Черного моря и “нетрадиционного” газа.
Запасы глубоководного шельфа Черного моря составляют от 4 до 13 трлн. куб. м. При этом на глубоководных месторождениях весьма высокая стоимость геологоразведки, значительные капиталовложения в добычу и инфраструктуру. Есть и неопределенность относительно успешности проектов. Для сравнения: ГАО “Черноморнефтегаз”, которое работает на мелководье (до 70 м), несет удельные затраты при добыче газа втрое большие, чем на суше. Что же тогда говорить об участках недр, где глубина достигает 2 км? Здесь инвестиции на разведочные работы могут составлять сотни миллионов долларов, а на добычу — уже миллиарды.
Предполагается, что в случае успешной разведки добыча на Черноморском шельфе может начаться в 2022 г., прогнозный объем на 2030 г. оценивается в 7 — 9 млрд. куб. м в год. Однако опыт работы на глубоководном шельфе есть у ограниченного количества компаний, поэтому очевидно, что достичь таких объемов можно только при привлечении к разработке, в частности на условиях соглашений о разделе продукции (СРП) не зарегистрированных в офшорах тремя студентами компаний (как в случае с Vanco Prykerchenska (Британские Виргинские о-ва), а мировых гигантов (ExxonMobil, Shell, Сhevron, Statoil, Britsh Petroleum и т.п.), ведь вложения в разработку глубоководного шельфа оцениваются в объеме не менее 80 — 90 млрд. грн.
Очевидно, что газ глубоководного шельфа будет дороже “сухопутного” — себестоимость его добычи будет не менее 1000 грн. за 1 тыс. куб. м.
Потенциал добычи “нетрадиционного” газа к 2030 г. оценивается в 15 — 24 млрд. куб. м, в т. ч. газа плотных пород — 7 — 9, сланцевого — 6 — 11 и метана угольных пластов — 2 — 4 млрд. куб. м. К тому же промышленная добыча первого может начаться не ранее 2017 г., второго — 2022 г., а метана — с 2025 г. Даже при таких отдаленных перспективах мы не разделяем мнения авторов стратегии о потенциале “нетрадиционного” газа.
Во-первых, его разведка в Украине только начинается и ни один из видов еще не добывают в промышленных масштабах. Кроме того, из-за отсутствия точных геологических данных о нетрадиционных ресурсах существует значительная неопределенность в оценках возможных объемов и стоимости его добычи.
Во-вторых, газ плотных пород и сланцевый добывают с использованием гидравлического разрыва пласта, что может привести к необратимым экологическим последствиям. Кстати, ряд стран, в частности Франция, на законодательном уровне запретили такой метод.
Наконец, “нетрадиционный” газ очень дорогой. Так, прогнозная себестоимость добычи газа плотных пород в стране может составлять 1500—2200 грн. за 1 тыс. куб. м, а сланцевого — от 2100 до 2800 грн. за 1 тыс. куб. м.
Что касается метана угольных пластов, который среди прочего является причиной гибели ежегодно десятков, а то и сотен шахтеров, то разговоры о его промышленном использовании ведутся (и утверждаются соответствующие государственные программы) уже более 15 лет, а “воз и ныне там”.
Таким образом, в соответствии с Энергостратегией-2012 в 2015-м добыча природного газа в Украине составит 20,9 млрд. куб. м, в 2020-м — 23,7, в 2025 г. — 29,8, в 2030 г. — 44,4 млрд. куб. м.
Отметим, что данные прогнозные объемы как-то не коррелируют с недавним заявлением премьер-министра о том, что уже через несколько лет в Украине будет добываться 60 млрд. куб. м газа.
И последний штрих. В Энергостратегии-2012 напрочь забыли о грандиозных планах авторов Энергостратегии-2006 об участии украинских компаний в разработке месторождений газа в Египете, Алжире, Иране, Ираке, Ливии и других странах. К 2030 г. там планировалось добывать 10 млрд. куб. м. Похоже, грандиозные планы закончились на стадии многочисленных вояжей высокопоставленных чиновников профильного министерства и НАК “Нафтогаз Украины” в ближневосточные страны с проживанием в президентских номерах пятизвездочных отелей, а также открытия ряда представительств НАК в этих государствах.
Потребление газа
Энергетическая безопасность государства в простом понимании подразумевает обеспечение потребностей национальной экономики и населения углеводородным сырьем собственного производства.
Соответственно Энергостратегии-2012 ежегодный рост ВВП страны до 2030 г. составит около 5%. При этом также прогнозируется сдержанный ежегодный рост цен на газ. С учетом этих факторов предполагается, что общее потребление газа в 2030 г. составит около 49 млрд. куб. м, что почти на 15% меньше, чем в 2010-м (табл.1).
Если в промышленности, где основные надежды ресурсосбережения связаны с металлургической отраслью путем использования в доменных печах пылеугольного топлива, а также рекуперации доменных и коксовых газов и их дальнейшее использование в металлургическом цикле, общее сокращение потребления газа на 3 млрд. куб. м еще можно с натяжкой принять, то планируемое сокращение потребления населением на треть (с 18 до 12 млрд. куб. м) не только настораживает, но и пугает.
Причем в этом плане авторы Энергостратегии-2012 пошли намного дальше составителей подобного документа в 2006 г. Тогда снижения объема потребления к 2030 г. до 50 млрд. куб. м предполагалось достичь, стимулируя внедрение энергосберегающих технологий, предусмотрев для этого преимущественно метод “кнута” в виде ограничения норм потребления газа и введения системы штрафов за несоблюдение этих норм.
“Творцы” же обновленной стратегии намерены за счет планомерного повышения цен на голубое топливо добиться сокращения его удельного потребления в городах на 40% и в сельской местности — на 25%.
Эта стратегическая цель будет решаться путем уменьшения доли газифицированных квартир в городах за счет ограничения по подключению новых домов к газовой инфраструктуре (будут подключаться не более 10% новых) и перехода населения от природного газа к альтернативным источникам тепла в сельской местности.
Похоже, к 2030 г. авторы Энергостратегии-2012 решили воплотить в жизнь заветную мечту “мессии” — перевести значительную часть населения страны на отопление их жилищ соломой.
Дисбаланс между объемами потребления и собственной добычи, как и ранее, предусмотрено решать за счет импорта. В соответствии со стратегией импорт газа в 2015 г. предполагается на уровне 33,7 млрд. куб. м, в 2020 г. — 27,1, в 2025 г. — 20, в 2030 г. — 5 млрд куб. м.
Однако если в Энергостратегии-2006 были озвучены градиозные планы по диверсификации источников импорта аж по пяти вариантам газопроводов (2 — из Ирана и 3 — из Туркменистана), то авторы обновленной стратегии в этом плане более реалистичны.
Кроме традиционного импорта из Российской Федерации, предусмотрено реализовать проект строительства регазификационного терминала для поставок сжиженного природного газа (СПГ) из стран, которые традиционно экспортируют его в Европу (Катар, Египет или Алжир).
Рассматривается и возможность закупок у немецких или турецких компаний российского газа (не парадокс ли?) и его поставок в Украину с использованием имеющейся инфраструктуры в реверсном направлении (Германия — Чехия — Словакия или Турция — Болгария — Румыния).
Транзит газа
Украина имеет уникальную развитую газотранспортную систему (ГТС), включающую 39,8 тыс. км газопроводов, в т.ч. около 23 тыс. км магистральных (рис.1). Неотъемлемая часть ГТС — система подземных хранилищ газа (ПСГ), состоящая из 13 хранилищ общей активной мощностю свыше 32 млрд. куб. м.
Благодаря географическому положению и развитой ГТС Украина долгие годы была основным транзитером российского топлива в европейские страны: еще в 90-е годы прошлого столетия объемы транзита доходили до 90%.
Однако в последние годы (особенно во время президентства В. Ющенко) неадекватная политика высшего руководства государства, развязывание “газовых войн” привели к тому, что Россия начала активно реализовывать проекты, направленные на диверсификацию маршрутов транспортировки газа, что приводит к постепенному снижению объемов транзита газа через ГТС Украины.
Так, в 2005 г. закончено строительство газопровода “Голубой поток” мощностью 16 млрд. куб. м, который обеспечивает прямые поставки из России в Турцию по дну Черного моря.
В 2006 г. введен в эксплуатацию газопровод “Ямал — Европа” мощностью 33 млрд. куб. м, по которому российский газ поступает в Германию и Польшу через Беларусь.
В 2011 г. “Газпром” приобрел газотранспортную систему компании “Белтрансгаз”, благодаря чему объемы транзита через Беларусь уже в 2012 г. увеличены на 4 млрд. куб. м.
В конце 2011 г. введена в эксплуатацию первая очередь газопровода “Северный поток”, который соединяет Россию и Германию через Балтийское море. Его вторую очередь запланировано ввести в эксплуатацию в конце 2012 г. Мощность каждой очереди составляет 27,5 млрд. куб. м, а суммарная — 55 млрд. куб. м.
Кроме того, в конце текущего года предполагается начать реализацию проекта строительства газопровода “Южный поток” (через Черное море), мощность которого уже в начале следующего десятилетия может составить около 60 млрд. куб. м.
В результате отечественная ГТС, хотя все еще и остается основной трубопроводной системой, обеспечивающей поставки газа из РФ европейским потребителям в 18 странах, однако уже потеряла статус эксклюзивного транзитера.
Для прогноза объемов загрузки отечественной ГТС стратегия предлагает три варианта — пессимистический, базовый и оптимистический. Базовый основывается на прогнозных показателях мировых энергетических агентств. Пессимистический по сравнению с базовым предусматривает увеличение собственной добычи и снижение объемов потребления природного газа в Европе. Оптимистический сравнительно с базовым предусматривает уменьшение собственной добычи и увеличение объемов потребления в европейских странах.
Показателями прогнозного баланса природного газа для стран ЕС-27 на 2030 г. по вариантам определено, что общее внутреннее потребление составит от 555 — 625 млрд. куб. м/год, собственная добыча — около 120 млрд. куб. м, объем импорта — от 435 до 495 млрд. куб. м/год (табл. 2 и рис. 2).
Многие факторы свидетельствуют, что в ближайшие годы потребление природного газа в европейских странах будет расти (в отличие от Украины, там не намерены повсеместно переходить на солому). В частности, авария на АЭС Фукусима в Японии повлияла на сектор энергетики и в Европе. Прогнозируемое закрытие до 2020 г. атомных энергоблоков в Германии и отказ от строительства новых потребует дополнительно к прогнозируемым еще порядка 20 — 25 млрд. куб. м/год природного газа. Полный отказ, который кажется маловероятным, но возможен, от ядерной энергетики стран ЕС-27 потребует еще 90 млрд. куб. м природного газа в год.
Соответственно возрастет и экспорт из России. ОАО “Газпром”, по данным зампредседателя правления Александра Медведева, к 2015 г. планирует увеличить объем экспорта газа в Европу до 180 млрд. куб. м со 150 млрд. куб. м в прошлом году.
Казалось бы, чем не благоприятная ситуация для увеличения загрузки отечественной ГТС? Однако вместо проведения вразумительных переговоров с Россией мы слышим только громогласные заявления высокопоставленных чиновников об экслюзивности нашей ГТС.
“Никакой особенной альтернативы “Южный поток” и “Северный поток” нашей ГТС не представляют. Все равно у нас есть 150 млрд. (куб. м газа в год. — Авт.) мощностей прокачки по трубе. Это самый надежный и дешевый транзитный путь в Европу, и мы готовы обеспечить его надежную работу”, — заявил, в частности, премьер-министр на встрече с членами Международного клуба парламентариев и экспертов ЕС — Украина в середине мая в Киеве. По его мнению, строительство “Южного потока” нерентабельное и экономически невыгодное — проект окупится только в ближайшие 20 лет.
В то же время Азаров убежден, что Россия не сможет отказаться от использования украинской ГТС: “Построив два газопровода, Россия почему-то думает, что полностью избавится от зависимости транзита газа через Украину. Никогда этого не будет хотя бы потому, что ни “Северный”, ни “Южный” потоки не имеют возможности складирования газа. Подземные газохранилища есть только у нас”. В связи с этим премьер-министр считает, что модернизация украинской ГТС выгодна как Украине, так и России с Евросоюзом: после ее проведения мощность системы по прокачке газа возрастет до 200 млрд. м куб. в год.
В то же время подопечные премьер-министра вполне обоснованно с позиции взгляда на развитие ситуации прогнозируют значительное сокращение транзита российского газа через отечественную ГТС — со 110 млрд. куб. м в год до 70 — 80 и даже до 30 — 40 млрд. куб. м в год.
В этой связи Азарову стоит напомнить, что при загрузке в объеме 50 — 60 млрд. куб. м работа ГТС Украины становится нерентабельной и ее можно отправлять в металлолом.
Леонид ГУСАК
Что скажете, Аноним?
[20:31 29 ноября]
[19:12 29 ноября]
[10:13 29 ноября]
19:00 29 ноября
18:50 29 ноября
18:40 29 ноября
18:10 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.