Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Реаниматор автогигантов

[08:52 09 июня 2009 года ] [ Дело, 9 июня 2009 ]

Три года назад малоизвестный управленец Серджио Маркионне без малейшего опыта работы в автомобильной отрасли вернул к жизни находившийся на грани банкротства концерн Fiat.

К 2004 году автомобильное подразделение Fiat Group пять лет кряду приносило убытки (на общую сумму 12 миллиардов евро). Концерн не выручали ни госдотации, ни смена директоров. Тогда внимание семейства Аньелли, наследников основателя Fiat,привлек некий Серджио Маркионне, утроивший стоимость швейцарской инспекционной компании SGS. Дело в том, что Аньелли были акционерами и этой компании. Получив предложение возглавить Fiat Group, Маркионне, который к тому времени уже год был членом совета директоров автоконцерна, попросил на раздумья 48 часов и согласился.

Как выяснилось — не зря. Сегодня деловые издания США пестрят заголовками такого содержания: “Ангел из Турина спасет Chrysler” или “Вся надежда на итальянского мессию”.

Читайте договоры внимательно

До прихода Маркионне Fiat представлял собой чрезвычайно сложно устроенную организацию с раздутым штатом управленцев. Они назначали друг другу встречи в ресторанах через секретарей, вместо того чтобы пройти десять метров по коридору. “Серджио быстро положил этому конец, — вспоминает Люка де Мео, бывший бренд-менеджер марок Fiat и Alfa Romeo. — Он стучался к вам и с порога спрашивал: “Чем вы занимаетесь?”. За два первых месяца работы он сократил административный аппарат на треть (уволив 510 человек), но при этом не стал массово сокращать рабочих и сворачивать производственные мощности. Этим новый управленец завоевал симпатии профсоюзных лидеров. Те, в свою очередь, уговорили синих воротничков согласиться на понижение зарплаты.

Также нового управленца Fiat заинтересовало соглашение, заключенное еще в 2000 году с General Motors, согласно которому, американский автогигант в обмен на 5% своих акций получил 20% акций Fiat Auto. Один из пунктов договора гласил, что Fiat мог обязать американцев выкупить весь бизнес. Серджио Маркионне помчался в Детройт и предъявил заокеанскому концерну ультиматум: выполняйте условия или платите неустойку! General Motors, уже тогда уверенно продвигаемый профсоюзами к пропасти банкротства, встретил оба варианта в штыки. Начались переговоры.

“Это походило на игру в покер, — вспоминает Серджио. — Юристы, аналитики, советники обеих сторон шли ва-банк. Они выведывали любые сведения обо мне, а я — о них. Мы узнали друг о друге все, включая то, что каждый из нас ест на обед”. Главные встречи американцы назначали в своей штаб-квартире, куда приглашали чуть ли не всех топ-менеджеров. “Нас было пятеро против целой армии”, — говорит Маркионне. Но, несмотря на усилия General Motors признать контракт недействительным, представители Fiat выстояли, получив 1,5 миллиарда евро. Эти деньги помогли компании погасить трехмиллиардный банковский долг и начать строить планы на будущее.

Меньше платформ — больше автомобилей

Вскоре выяснилось, что Fiat вполне может продолжать работу без собственного горнолыжного курорта в Альпах и частного банка в Швейцарии. Команда его управленцев заметно помолодела, научилась эффективному взаимодействию и демократизировалась во многих аспектах, включая дресс-код. Сам Маркионне носит длинные волосы, предпочитает строгому костюму свободный пуловер, а напряженную атмосферу многочасовых мозговых штурмов разбавляет музыкой Баха и дымом сигарет Kent.

Однако понятно, что для компании наподобие Fiat пару сотен миллионов евро, сэкономленных за счет сокращения руководящего состава и снижения зарплат, — лишь капля в море. Чтобы автозавод работал, его продукцию должны покупать. За этим как раз и была заминка: продажи нового семейного хетчбэка Fiat Stilo, на который возлагались большие надежды, провалились. Причина — неприглядный дизайн и большой расход топлива. Заменить хетчбэк было нечем. Две другие “дочки” Fiat Group — Alfa Romeo и Lancia — находились в не менее затруднительном положении.

После неудачной попытки вывести не отличавшиеся высокой надежностью бюджетные модели Fiat на рынок США в 1980-х многие американцы шутили, что аббревиатура FIAT означает Fix it again, Tony — “Почини это снова, Тони”. Европейские водители, в частности британцы, не слишком жаловали продукцию туринского автозавода еще с 70-х, когда компания была вынуждена массово отзывать Lancia Beta из-за проблем с коррозией. По слухам, Fiat, некогда активно сотрудничавший с ВАЗом, использовал в моделях Lancia сталь, произведенную в Тольятти. Более мощную антирекламу и придумать сложно.

“Я вырос в Северной Америке и помню, как начинался бизнес Apple Inc., — рассказывает Серджио Маркионне. — С какой любовью Стив Джобс относился к каждому продукту! Нам у него следует поучиться”. Директор Fiat был уверен, что итальянские машины не могут больше конкурировать за счет доступных цен. “Когда вы заходите в магазин одежды, то не рассчитываете купить по дешевке костюм или джинсы с ярлыком Made in Italy, ведь так?” — рассуждает он.

Вслед за поднявшимися ценами поползли вверх и продажи автомобилей. Но и тут не сразу все шло гладко. Например, Маркионне стало известно, что британским дилерам Alfa Romeo не дозвонились две тысячи потенциальных покупателей. Это было в 2005-м. Тогда он распорядился, чтобы с каждым из них связались и попросили прощения. В том же году продажи Alfa Romeo выросли на 17%.

В 2006 году Fiat начал получать прибыль. За пару лет Серджио Маркионне удалось сделать то, что не удавалось пяти его предшественникам и во что уже не верили даже самые завзятые оптимисты.

Важным фактором, поспособствовавшим возрождению марки, стала стандартизация производства. До этого для производства небольшого, даже по европейским меркам, модельного ряда Fiat, Lancia и Alfa Romeo использовалось девятнадцать платформ. Причем, к примеру, совместимая система нагревания, вентиляции и кондиционирования воздуха использовалась только в двух из них. “Покупателю нужна экономичная машина с хорошим кондиционером. Ему совершенно безразлично, используется такая же система в других автомобилях или нет”, — объясняет нецелесообразность разработки уникальных систем глава конструкторского бюро Гарольд Уэстер. Маркионне рассчитывает сократить к 2012 году количество платформ до шести.

Практика унификации хорошо зарекомендовала себя уже на первых порах. Так, в начале 2007-го был выпущен новый Fiat Bravo — первый автомобиль, процесс создания которого Маркионне контролировал с самого начала. Специально для его разработки дизайнерские отделы брендов Fiat, Lancia, Alfa Romeo, Abarth и Maserati были объединены в одно дизайн-ателье, которое с тех пор работают над новыми моделями сообща. Поскольку глава автоконцерна настаивал на максимальном использовании взаимозаменяемых деталей, то Bravo на две трети состоял из деталей неудачного предшественника Stilo. При этом, что интересно, продавалась модель гораздо лучше.

Благодаря практике стандартизации и компьютерному моделированию Fiat Bravo поставил рекорд, который никто из конкурирующих с концерном автопроизводителей пока не побил: 18 месяцев от создания эскиза на бумаге до запуска в серийное производство. Заметим, что до прихода в Fiat Маркионне разработка новой модели у этого производителя обычно занимала от двух до двух с половиной лет.

Вдохновленный успехом Bravo, Маркионне через 19 месяцев пополнил портфолио компании еще одним бестселлером — Fiat Nuova 500. Это авто напоминает самую любимую в Италии микролитражку с аналогичным названием, которую производили с 1957 по 1975 годы.

Сделка с Chrysler

“Я думаю поитальянски, но считаю по-английски”, — пошутил в одном интервью Маркионне. Надо думать, что эти слова не так уж далеки от истины. Ведь за пять лет работы на посту главы крупнейшего автоконцерна Италии он продемонстрировал действительно уникальный подход к менеджменту, сочетающий традиционное для Fiat трепетное отношение к дизайну и внедрению технологических новинок с американской напористостью в области маркетинга и получения прибыли.

В последнее время управленец часто повторяет, что необходимым условием для сохранения прибыльности концерна Fiat и подобных ему автопроизводителей является глобальный охват рынков, массовые объемы производства и, конечно же, использование общих платформ.

Неудивительно, что в разгар глобального экономического кризиса заходит речь о поглощении автопроизводителем обанкротившегося Chrysler. Огромные джипы, пожирающие бензин пикапы и неповоротливые седаны бизнес-класса от Chrysler никогда не найдут массового спроса на обжитом итальянцами западноевропейском рынке. Интерес итальянцев — дилерская сеть детройтского гиганта.

Покупка Chrysler

30 апреля автогигант Chrysler подал иск о банкротстве в суд Нью-Йорка. В ходе судебных слушаний рассматривалась возможность ликвидации концерна, а также продажи его активов. Американский суд одобрил продажу активов Chrysler за $2 группе инвесторов во главе с итальянской Fiat. Сделку поддержали 90% кредиторов Chrysler.

Формально покупателем выступит новая компания, 20% акций в которой получит Fiat, 12% — правительство Канады, 68% будут принадлежать медицинскому страховщику совместно с профсоюзом United Auto Workers.

Ранее правительства США и Канады предоставили Chrysler кредиты на сумму $4,9 млрд. и согласовали выделение $8 млрд. новой компании, покупающей активы концерна. 30 мая Минфин США сообщил, что покупатель Chrysler получит от американского правительства заем в размере $6,94 млрд. в рамках этих договоренностей.

59,4 миллиарда евро составила выручка Fiat Group в 2008 году, что на 1,5% больше, чем годом ранее

Серджио Маркионне

Родился в 1952 году в городе Кьети (Италия) в семье полицейского.

Высшее образование получил в Йоркском государственном университете Канады (в 16 лет вместе с семьей переехал в эту страну).

1983-2002 годы — работал в международной аудиторской компании Deloitte экспертом по налогам. Затем занимал посты от финансового контролера до директора в канадских и европейских офисах разных компаний.

2002-2004 годы — возглавлял инспекционную группу SGS. В 2003 году вошел в совет директоров концерна Fiat.

С 2004 года возглавляет Fiat Group.

Финансовые результаты Fiat

Fiat Group в 2008 году получено 1,72 млрд. евро чистой прибыли, что на 16% больше, чем годом ранее. Выручка компании составила 59,4 млрд. евро (+1,5%).

Однако в I квартале этого года концерн получил 411 млн. евро убытков. Для сравнения: за январь-март 2008 года группа получила 405 млн. евро прибыли. Выручка Fiat Group сократилась на 25% — до 11,3 млрд. евро. Причина ухудшения финансовых показателей — падение продаж.

Итальянский автоконцерн Fiat выпускает автомобили под маркой Fiat, Lancia и Alfa Romeo, а также грузовики Iveco, тракторы и комбайны под брендом CNH.

Антон МАКСИМОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.