Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Квартплата с политическим подтекстом

[08:57 13 января 2009 года ] [ Главред, 12 января 2009 ]

Похоже, повышение кварплаты для киевлян становится прогнозируемой неизбежностью — вопрос только в конкретной дате…

Острейшие баталии между Украиной и Россией на газовом фронте практически не оставляют надежд на то, что цена газа будет для нашей страны ниже, чем для европейских стран, то есть в пределах едва ли не за 470 долл. Ну, а высокие газовые расценки, как свидетельствует практика, неизбежно “потянут” за собой цены практически на все. В первую очередь, понятно, — на жилищно-коммунальные услуги.

И как бы не изощрялись местные депутаты, в нашем случае — киевские, в мораториях на повышение тарифов, а мэр Киева Леонид Черновецкий сколько бы не уверял, что “…я и моя команда до последнего будем бороться, чтобы защитить киевлян от высоких цен”, избежать непопулярных шагов вряд ли им удастся.

Тем более, власть давно готова к тому, чтобы в случае более-менее благоприятного для такого радикального шага момента тут же, не оттягивая, сразу и “шагнуть”. Ведь необходимые расчеты по повышению квартплаты для населения Киева уже сделаны. С этими расчетами на одном из пленарных заседаний Киевсовета в конце прошлого года депутатов, городского голову и самих киевлян, а сессионные заседания, напомним, транслируются в прямом эфире столичного ТВ, познакомили первый зампред КГГА Анатолий Голубченко, начальник ГУ ценовой политики КГГА Василий Яструбинский и председатель постоянной комиссии Киевсовета по ЖКХ, депутат от “Гражданского актива Киева” Юрий Бондарь. Если коротко, не вдаваясь в детали, то — платежи за квартиру и коммунальные услуги уже с прошлого 1 декабря (крайний срок — 1 января 2009 года) могли увеличиться в среднем в 1,7 раза. То есть, в среднем за однокомнатную квартиру надо было бы платить приблизительно 178 грн (сегодня -147), двухкомнатную — 338 вместо 268, трехкомнатную — 462 (сегодня 367).

Правда, тогда повышение было отвергнуто — вмешался мэр со своей философией “богатые заплатят за бедных”, и Киевсовет минимальным большинством голосов поддержал решение о существенном удорожании коммунальных тарифов (до 10 раз!) только для юридических лиц. Однако, как читателю, должно быть, известно, спор вокруг законности этого решения, а, точнее, распоряжений мэра на сей счет, до сих пор не закончен, даже несмотря на то, что Президент Украины Виктор Ющенко дважды(!) отменял соответствующие документы, подписанные Черновецким на сей счет. А погашать “Киевэнерго” разницу между действующими тарифами на ЖКУ и себестоимостью услуг городской власти не только все труднее, а подчас вообще нечем — что и происходило, начиная с середины октября прошлого года. Вспомним, чем порой оборачивалось для рядовых киевлян это, фактически, искусственное сдерживание подорожания оплат услуг ЖКХ — тысячи домов Киева в декабре попали в ситуацию, когда отключали то воду горячую, то отопление, то газ перекрывали… И угрозы подобных действий, увы, остаются актуальными и сегодня.

Более того, эти угрозы нарастают — несмотря на то, что и городская власть, и “Киевэнерго”, и “Нефтегаз Украины” в один голос уверяют, что-де столичное население очень дисциплинированное, ежемесячные проплаты за квартиру, воду, газ, тепло, электричество остаются на уровне почти 90-95%. Почему нарастают? Да все потому же — чем дальше, тем больше выпирающее несоответствие между существующими тарифами (напомним, они были подняты Черновецким в начале прошлого года приблизительно в два раза) и реальной себестоимостью услуг и порождает астрономические задолженности города “Киевэнерго”, самого “Киевэнерго” “Нефтегазу”, а “Нефтегаза”, соответственно, поставщикам газа. Вопрос о том, насколько эффективно эти монополисты применяют современные технологии в производстве услуг, почему их услуги такие дорогие, почему они пытаются решать финансовые проблемы своих предприятий преимущественно через повышение тарифов, пока не трогаем. Ибо это — отдельный, о-ч-чень интересный вопрос, на который еще ни разу (!) даже на сессиях Киевсовета, где рассматривались проекты решений о тарифах, компенсациях и т.п., никто так толком и не ответил, хотя депутаты просили-молили. К слову, эти-то “тайны двора” постоянно вынуждают депутатов, особенно представителей оппозиции в Киевсовете, делать громкие заявления о том, что, мол, “Киевэнерго”, как и весь “Киеэнергохолдинг”, просто шантажируют город и власть, имея целью только одно — повышение тарифов на свои услуги!

Кстати, последняя информация, озвученная куратором ЖКХ в столице, первым зампредом КГГА Анатолием Голубченко такова — не погашенными городом остаются 290 млн грн этой самой разницы по тарифам. Казалась бы, не такая уж и внушительная сумма для бюджета почти в 25 млрд грн, но, как не раз писал “Главред”, городская казна уже к осени начала “светить дырами”, а к концу декабря, по информации депутатов из бюджетной комиссии Киевсовета, эта дыра разрослась до фантастических размеров — более 5,5 млрд грн.

Интересно, что последняя информация, озвученная другой стороной — заместителем председателя НАК “Нефтегаз Украины” Владимиром Триколичем, звучит еще более угрожающе — задолженность “Киевэнерго” перед “Нефтегазом” ежедневно увеличивается на 15 млн грн и к концу прошлой недели составляла 650 млн грн. Обнадеживает лишь то, что Триколич уверяет — несмотря на такую задолженность, “Нефтегаз” поставок газа столице не прекращал и не собирается это делать, а все проблемы киевлян с теплом, газом и горячей водой возникают исключительно “благодаря”, мол, городской власти и “Киевэнерго”…

Правда, сегодня вернувшийся из отпуска мэр Черновецкий заявил, что “долг растет по субъективным причинам — упертая позиция “Нефтегаза”, который не хочет проводить зачет согласно постановлению Кабинета Министров. Они нам должны, и мы им должны. Ни копейки не заплатим, пока они не подпишут все документы, о том, сколько они должны и как они собираются с нами рассчитываться”.

Но, в любом случае, все эти корпоративные разборки энтузиазма миллионам киевлян, конечно, не прибавляют — держат в постоянном страхе, что в самые лютые морозы тепло и отключат! Но как бы то ни было, а, наверное, каждому ясно одно — ситуация, разразившаяся в конце ушедшего года с проплатами за ЖКУ, подстегнутая, к тому же, финансовым кризисом, и не разрешенная до сих пор, ясно показала — старые тарифы на ЖКУ для населения Киева не устоят.

Например, все тот же Голубченко, которого называют самым большим лоббистом повышения тарифов для населения, буквально накануне нового года еще раз подтвердил свою приверженность ввести в столице “экономически обоснованные” тарифы: “Хотим мы того или нет, но после окончания моратория, с 1 апреля, нам придется повышать тарифы для населения. Не повышая тарифы, 2009 год мы не проживем”.

Но, по мнению первого зама Черновецкого, тарифы надо вводить поэтапно, раз в квартал, чтобы смягчить финансовый удар для столичных семей. Это — во-первых. Во-вторых, дотировать из бюджета не компании, производящие эти услуги, а малообеспеченных киевлян — в этом случае из городской казны уйдет только до 250 млн грн вместо 2 млрд грн, которые пришлось бы платить предприятиям того же “Киевэнергоходлинга”, если бы продолжала действовать схема: тарифы прежние, компенсация разницы — из бюджета. И, в-третьих, повышение тарифов на ЖКУ для населения, в конечном итоге, снизит финансовую нагрузку на юрлиц, которые сегодня платят згаз, свет, воду, тепло по гораздо более высокой цене, чем население. Голубченко также признался, что мэр Киева — в курсе дела относительно его идей и благосклонно к ним отнесся…

Единственное, что может на время утешить киевлян, так это действие того моратория, о котором вспоминает Голубченко, и за который на последнем в 2008 году заседании Киевсовета проголосовал 101 из 120 городских депутатов. Причем один из главных вдохновителей принятия такого документа — лидер БЮТ Александр Зинченко — уверял “Главред”, что основная ценность моратория заключается в том, что теперь “без отдельного решения Киевсовета никто, и мэр Киева в том числе, не сможет упразднить моратория и единолично повысить тарифы”!

Другими словами — до апреля 2009 года, то есть периода действия этого запрета, тарифы на ЖКУ, транспорт, хлеб и т.д. повышаться, в принципе, не должны. Если, конечно, большинство Киевсовета не пересмотрит свое же решение в связи с какими-нибудь форс-мажорными обстоятельствами.

А такие обстоятельства очень даже могут возникнуть! Причем, форс-мажор может сыграть роль как катализатора в пересмотре тарифов в сторону их увеличения, так и, наоборот.

В первом случае, таким катализатором могут стать, прежде всего:

— высокие цены на газ для Украины;

— не настолько богатый городской бюджет, чтобы вовремя и без проблем компенсировать разницу в тарифах на ЖКУ (сегодня депутаты говорят о цифре более 2 млрд грн в год для такой компенсации);

— невозможность или нежелание создавать в столице так называемый резервный фонд в размере хотя бы до 300 млн грн — для потреб ЖКХ;

— крупное ЧП или техногенная катастрофа на каком-либо из важнейших объектов ЖКУ Киева, и — как последствия этого происшествия — признание состояния всей жилищно-коммунальной системы города как катастрофичного;

— повышение в одностороннем порядке тарифов на газ, электроэнергию, тепло или воду со стороны высших органов власти.

Во втором случае, катализатором пересмотра решения о моратории с точки зрения продления запрета на любое удорожание услуг ЖКХ для населения столицы могут стать, главным образом, только выборы.

Точнее, близость или, возможно, внеочередность выборов — в парламент ли, в Киевсовет ли, выборов мэра, президента Украины. Городские депутаты, точнее, политические силы, которые они представляют в Киевсовете, в борьбе за голоса избирателей просто не посмеют в такой период принимать непопулярные решения. Тем более, если преддверие выборов совпадет с нарастанием социального недовольства, связанного с экономическим кризисом, который властям не удастся утихомирить к тому времени. Понятно, что любое решение тогда будет популистским, политическим и не будет иметь под собой серьезного экономического обоснования. Скорее всего, как это не раз бывало, подобные политические решения только загоняют проблемы в тупик, но расплачиваться все равно придется. Тому ж таки электорату!

А вот говорить о том, что бюджет Киева в период значительного спада производства в кризисный период может реально быть таким, каким декларирует мэр Черновецкий — до 70 млрд грн — вряд ли серьезно. А, значит, вряд ли уместно говорить и о том, что в бюджете депутаты осмелятся заложить сумму более чем в 2 млрд грн (это — по минимуму!) как компенсацию предприятиям “Киевэнергохолдинга”. Ну, а раз не хватает денег в казне, то остается их найти в карманах киевлян — третьего, как говорится, не дано. Ибо все эти платные обеды с бизнесменами, переселения одиноких стариков — в обмен на сдачу их квартир в аренду — в построенные городской властью дома престарелых “Лучший дом”, добровольно-принудительные взносы богачей на социальную сферу, увеличение штрафов за эвакуацию авто и тому подобные меры, придуманные лично Черновецким как дополнительные статьи пополнения городского бюджета, конечно же, вечные дыры в казне залатать не помогут…

То есть сегодня ситуация для рядового горожанина — потребителя благ цивилизации — неутешительная. Можно, наверное, смело утверждать — если не выборы, то квартплата, скорее всего, таки повысится еще к лету. Возможно, только “любимые бабушки” в особом накладе не останутся, ибо для них адресную компенсацию депутаты, в любом случае, предусмотрят. Более того, сегодня в мэрии продолжают настаивать на скорейшем внедрении так называемой социальной карточки киевлянина. На эту карточку из городского бюджета будут перечисляться все положенные конкретному ее обладателю доплаты, и он сможет ею расплачиваться, в том числе и за подорожавшие коммунальные услуги. Таких семей в Киеве, которым, исходя из сумм их доходов, положены жилищные субсидии, набирается приблизительно 250 тысяч (напомним, что на протяжении года в столице количество зарегистрированных семей, учитывая и одиноких граждан, колеблется в пределах 1-1,3 млн), а ежемесячные субсидии, в среднем, не превышают 100 грн.

То есть, даже простая арифметика показывает — у власти есть большой соблазн повысить тарифы на ЖКУ хотя бы в полтора раза, чтобы те более 700 тысяч семей платили сполна, и бюджет особо не пострадал — на компенсации малообеспеченным потребуется всего-то до 250 млн в год!

Правда, как на самом деле будут разворачиваться события — сегодня вряд ли кто возьмется предсказать с большой долей точности, ситуация станет гораздо яснее, скорее всего, только после 22, а, может, и аж после 29 января 2009 года, когда депутаты Киевсовета утвердят городской бюджет. Пока, по нашим сведениям, мнения относительно повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всего населения Киева разделились.

Например, во фракции “Гражданский актив Киева” под главенством Александра Пабата до сих пор неким образом злорадствуют. Дескать, если бы в 2006-2007 годах тарифы на ЖКУ были повышены, как предлагал мэр и его большинство, в общей сложности в 3,4 раза, а не в 1,9, то сегодня бы не было проблем с “Киевэнерго” и “Нефтегазом” по платежам!

Зато к традиционным оппозиционерам в Киевсовете сегодня также тяготеет в вопросе тарифов, например, промэрская фракция Партии регионов, ведь политсовет партии принял тоже политическое решение, которым обязал своих полпредов во всех местных органах власти никаким образом не поддерживать повышения тарифов для населения в кризисный период.

Кроме всего, тут еще и бывший мэр Киева, а нынче народный депутат Александр Омельченко, так сказать, подлил масла в огонь пресловутой темы тарифов в Киеве. Его пресс-служба сегодня сообщила “Главреду”, что экс-мэр выиграл дело о тарифах в Апелляционном административном суде города Киева. Решение суда от 9 января 2009 года гласит, что повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2006 году в столице по решению действующей киевской власти было незаконным. И, мол, теперь “каждый киевлянин и организация, которые платили за жилищно-коммунальные услуги, вправе обращаться о взыскании незаконно начисленной суммы со всеми последствиями для бюджета Киева и Киевской городской государственной администрации”. Так, во всяком случае, пресс-служба нардепа комментирует возможные последствия этого судебного решения…

Любовь ФЕДОРОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.