Стремление Минфина вернуть таким образом хотя бы часть средств может обернуться легализацией еще одной схемы рейдерского захвата предприятий.
Первая попытка воплотить в жизнь идею продажи прав требования погашения просроченной задолженности предприятий перед бюджетом была предпринята еще в госбюджете на 2005 г. Закон предусматривал оформление таких прав простыми векселями на имя Минфина с последующей продажей на открытых аукционах. Возможных покупателей пытались привлечь чуть ли не 50%-ным дисконтом и списанной пеней, из-за чего бумагам прочили популярность НДС-облигаций.
При этом, согласно данным комиссии Верховной Рады, которая расследовала причины невозвратов займов, привлеченных государством или под государственные гарантии, только 17 из 65 непогашенных кредитов были обеспечены залогами, а из 77 предприятий-заемщиков только 10 обеспечили платежи по кредитам в полном объеме. Остальные или вообще не заплатили в бюджет ни копейки, либо делали это как “мокрое горит”.
Соответствующая норма перекочевала в ст. 25 закона о госбюджете на 2006 г., а 15 марта был утвержден Порядок продажи прав требования погашения просроченной задолженности. На тот момент, по информации Министерства финансов, задолженность перед государством, право требования которой может быть продано, имели 53 юридических лица на общую сумму 1,391 млрд. долларов. Как сообщили в управлении по связям с общественностью Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, требованиям Минфина соответствовала только УМВБ, с которой впоследствии и был подписан договор, так что в проведении тендера необходимости не возникло.
Согласно нормативным документам, предприятиям-должникам придется оформлять векселя на часть суммы задолженности, а потом их выставят на биржевой аукцион. Дата проведения первого аукциона пока не известна, зато определились его первые “жертвы”. Корпорация “Агродон”, АО “Югрыбстрой” (концерн “Югрыба”), концерн “Украгротехсервис”, ОАО “Херсонский хлопчатобумажный комбинат” и ГАК “Хлеб Украины” откликнулись на “убедительные просьбы” Минфина и на первом этапе согласились оформить векселя на сумму 6,95 млн.евро и 35,74 млн. долларов. При этом общая сумма долга этих предприятий составляет 390,1 млн. долларов.
Остальные несознательные заемщики увещеваниям Минфина не вняли и переводить свои долги в форму долговых расписок не торопятся. Более того, они категорически против выставления их долговых обязательств на аукцион и угрожают встречными судебными исками. А в этом случае Минфин ничего не сможет продать. Следовательно, имея “час та натхнення”, предприятия-должники могут до бесконечности затягивать процессы по возврату долгов, поскольку альтернативных механизмов взыскания задолженности в законодательстве не существует. Законопроект, предлагающий приравнять просроченную задолженность по займам, взятым под госгарантии, к прямому налоговому долгу, внесен в парламент в конце июня, и депутатам сейчас явно не до него.
Экс-директор департамента финансовой политики и управления государственным долгом Министерства финансов Украины Галина Пахачук, имевшая в свое время существенные претензии к идее вексельного оформления просроченных долгов предприятий перед бюджетом, в первую очередь из-за отсутствия товарного обеспечения этих бумаг, перспективы продажи их на аукционе комментировать отказалась. “Это к Высоцкому (Владимир Высоцкий — действующий директор департамента госдолга Минфина), он хотел — он получил. Он у нас знает, как из ничего сделать что-то”, — заявила она.
По мнению аналитика одной из инвестиционных компаний, аукционы по продаже прав требования просроченной задолженности по кредитам под госгарантии едва ли привлекут портфельных инвесторов. Во-первых, бумага является очень рисковой, во-вторых, не имеет вторичного рынка, в отличие от тех же облигаций, в-третьих, под нее не предусмотрено рефинансирование. “Это какая-то очень нерыночная бумага”,— считает он.
Но не стоит забывать, что векселя являются популярной формой легального ухода от налогообложения, чем, в частности, могут привлечь внимание нерезидентов, проявивших в свое время недюжинный интерес к НДС-облигациям. Или рейдеров, которые смогут получить контроль над предприятием, скупив его долги и начав процесс банкротства. Правда, этот сценарий не сработает на предприятиях, у которых госдоля не может быть отчуждена, но и без них в списке достаточно “лакомых кусочков”.
Ольга ГАЛИЦКАЯ
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
08:30 27 ноября
07:50 27 ноября
07:30 27 ноября
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.