Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Укрферри” строит монополию

[11:31 25 января 2010 года ] [ Экономические известия, №6, 25 января 2010 ]

Правительство намерено расторгнуть трехсторонний договор между Грузией, Болгарией и Украиной о совместной эксплуатации железнодорожной паромной переправы.

Это даст возможность одесской компании “Укрферри” взять на себя все грузопотоки, идущие в направлении Ильичевск — Поти/Батуми. В результате возникнет угроза монопольного завышения цен, однако лишь в краткосрочном периоде.

Законопроект о денонсации международного соглашения между правительствами трех стран (подписано в 1999 г.) был зарегистрирован на сайте Верховной Рады в прошлую пятницу. Как отмечается в объяснительной записке к документу, инициатива данного законодательного демарша исходит от Кабмина, который ранее дал соответствующее поручение Минтранссвязи. Однако истоки такого решения, очевидно, лежат ближе к интересам одесской судоходной компании “Укрферри”, которая не единожды заявляла об утрате соглашением актуальности и обращалась в связи с этим к правительству Украины.

Похоже, перевозчику удалось убедить чиновников. “Положения трехстороннего соглашения на сегодняшний день утратили эффективность, а потому возникла необходимость его денонсации”,— комментируют в Минтранссвязи. Основным показателем неэффективности при этом называют изменение соотношения грузопотоков на паромных линиях Ильичевск — Поти/Батуми и Ильичевск — Варна. Согласно существующим договоренностям, эти маршруты обслуживаются на паритетных основах украинской (“Укрферри”) и болгарской (пароходство “Болгарский морской флот”) компаниями.

Однако распределение грузопотоков 50/50 уже давно перестало устраивать “Укрферри”, поскольку в последние годы львиная их доля приходится именно на украинско-грузинское направление. “За 10 лет действия трехстороннего соглашения 93% всех грузов было перевезено между Украиной и Грузией и лишь 7% — между Грузией и Болгарией”,— отмечает пресс-секретарь “Укрферри” Александр Федоров. Доходы же от перевозок, как и количество рейсов, распределяются поровну — 50/50. Кроме того, по данным Минтранса, доля болгарско-грузинского направления в объемах перевозок имеет тенденцию к ежегодному снижению, “что является следствием развития болгарской стороной альтернативных перевозок из Болгарии в Грузию без использования общей линии”.

В данный момент на маршруте Ильичевск — Поти/Батуми, кроме украинских, работают еще два болгарских парома, которые “Укрферри”, собственно, и пытается вытеснить. Скорее всего, катализатором конфликта между паромными перевозчиками стал финансовый кризис: он ощутимо ударил по загрузке курсирующих на Черном море паромов. По данным “Укрферри”, в 2009 г. компания перевезла почти в 2,5 раза меньше грузов, чем в 2008 г. В целом же объем железнодорожно-паромных перевозок в черноморской акватории с участием перевозчиков Украины и Болгарии в 2009 г. упал на 30%. Примечательно, что, отмечают в “Укрферри”, наибольшую устойчивость продемонстрировало плечо Украина — Грузия,— падение грузопотоков здесь составило чуть более 20%. В таких условиях данное направление стало одним из наиболее привлекательных для компании, а доход с него достаточно весомым, чтобы за него побороться.

Опрошенные “Экономическими известиями” представители транспортно-экспедиторских компаний опасаются: оставшись единственным паромным перевозчиком между Украиной и Грузией, “Укрферри” получит возможность устанавливать монопольно высокие тарифы на свои услуги. (Конфликт между украинской и болгарской компаниями привел к тому, что последняя начала привлекать клиентов скидками в размере до 10%, что было расценено партнером как демпинг и нарушение “Инструкции о взаиморасчетах”.) С другой стороны, загрузка на линии будет оставаться невысокой не всегда, и с возвращением грузопотоков этот рынок наверняка заинтересует других перевозчиков (ранее их появление сдерживало присутствие мощного пула, лоббируемого несколькими государствами). Таким образом, это создаст конкуренцию и подстегнет оператора маршрута к проведению более лояльной тарифной политики.

Екатерина ГРЕБЕНИК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.