Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Украинские СМИ проведут собственные экзит-полы

[11:49 15 января 2010 года ] [ День, №4, 15 января 2010 ]

Эксперты называют подобные опросы “созданием хаоса”.

“День” (№2 от 13 января этого года) уже сообщал о том, что телеканал “ICTV” намеревается провести собственный экзит-пол 17 января в день выборов президента Украины. Вчера на пресс-конференции в Киеве руководство канала объявило, что компанией, которая на заказ “ICTV” проведет опрос избирателей на выходе из участков, станет GFK NOP. “Первый экзит-пол был проведен в 1967 году на заказ одного из лидеров вещания CBS. С тех времен все ведущие каналы выступают заказчиками экзит-полов. Такие исследования заказывают BBC, SKY, CNN. Мы имеем дело с этим социологическим исследованием в третий раз. Мы стремимся проинформировать зрителей, — утверждает пресс-служба телеканала. — А также дать аналитические материалы об электоральных симпатиях относительно кандидатов во втором туре, характеристики избирателей каждого из кандидатов, а также ответить на некоторые другие вопросы, о которых мы сообщим в ночь выборов. GFK NOP — одна из крупнейших мировых компаний с опытом проведения экзит-полов на выборах в Великобритании, имеющая довольно сложную систему выборки. Для нас важно, что компания имеет представителя в Украине — GFK, потому качество полевых работ будет высоким. На каких именно участках будет проводиться опрос, мы держим в тайне — это улучшит качество данных. Конфиденциальность и честность ответов респондентов обеспечится бланком самого заполнения. Интервьюер не вмешивается в ответы респондентов. Точность отбора обеспечивает присутствие одновременно трех интервьюеров. Это наибольшее количество присутствовавших на экзит-полах в Украине”, — рассказала пресс-служба “ICTV” в комментарии “Дню”.

Провести собственные экзит-полы намереваются также “Савик Шустер студия” и еженедельник “Аргументы и факты в Украине”. Об этом сообщает “Телекритика”.

Социологическая служба продакшна “Савик Шустер студия”, еженедельно отбирающая гостей пятничной еженедельной программы “Шустер live”, проведет опрос на 350 избирательных участках. Планируется опросить около 20 тысяч избирателей. Для опроса разработаны специальные анкеты. В 20 часу 17 января на телеканале “Украина” будут объявляться не только результаты выбора граждан, но и их социологический портрет: возраст, пол, образование, профессия, которые, как правило, известны лишь заказчикам.

На заказ газеты “Аргументы и факты в Украине” экзит-пол “Выбор-2010” проведет Украинский институт социальных исследований им. Александра Яременко. Ссылаясь на главу правления института Ольгу Балакиреву, Интерфакс-Украина, отмечает, что опрос будет проходить на выходе из 400 избирательных участков, где будут опрошено около 15 тыс. избирателей методом анонимного экспресс-опроса. В целом будет привлечено 800 интервьюеров Украинского института социальных исследований им. Яременко и центра “Социальный мониторинг”. Интервьюеры будут задавать избирателям такие вопросы: “За кого проголосовали?”, “Как давно определились с выбором?”, “Кому отдадите преимущество во втором туре выборов?”, “Персональные данные избирателя”. Кроме того, для составления социологических ожиданий будут задавать вопрос о том, кто, по мнению избирателя, победит на президентских выборах. Полученные в ходе опроса данные будут представлены на национальном уровне со статистической погрешностью менее 2,2% для лидеров и не более 1,5% для других кандидатов. Предварительные результаты — состоянием на 18.00 — объявят в 20.00 17 января.

К этой тенденции присоединился также телеканал “Интер”, который подписал договор с социологическими компаниями SOCIS, “Юкрейниан социолоджи сервис” и “ФОМ-Украина”. 17 января на канале огласят результаты, полученные на избирательных участках во всех областях Украины, АР Крым. Будет опрошено 15 000 выборцев. А ход виборов будет освещать программа “Большая политика. Ночь виборов”.

“День” спросил Юрия Саенко (доктор экономики, профессор, Институт социологии НАН Украины) о том, насколько данные этих экзит-полов могут быть репрезентативными, и корректны ли они с точки зрения социологии.

— Проведение экзит-полов средствами массовой информации — это создание хаоса, так как это делают считанные псевдосоциологические конторки, обнародовав всевозможные рейтинги, в том числе и политические. Людям нужно знать, что составлением рейтингов занимаются специально обученные специалисты, которых в США называют полстерами. Поэтому то, что в настоящий момент делают украинские СМИ, — это не социология. Это обычный сбор информации, к тому же, нерепрезентативной.

Все государства делают один экзит-пол, и очень серьезно к нему готовятся. Цель этого единственного социологического исследования общеизвестна и она одна. Поэтому подобные жалкие потуги медиа в социологии лишь порочат центральный экзит-пул. К тому же, абсолютно некорректно со стороны как ведущих телевизионных каналов, так и печатной прессы обнародовать информацию, не представляющую реальную ситуацию. Нигде в мире такого нет. За рубежом социологией на выборах занимаются солидные учреждения.

Впрочем, проблема “нечистоплотных” социологических данных для украинского информационного пространства не нова. Почему-то уважаемые издания не пользуются услугами псевдосоциологических “конторок”, а обращаются к проверенным организациям. А почему? Потому что они отвечают за подаваемую информацию. К сожалению, профессиональная социология в Украине сегодня не имеет никаких механизмов, чтобы защититься от порочащих ее честное имя непрофессиональности и продажности многочисленных фирмочек, которые якобы занимаются социологическими исследованиями. Для этого не существует нормативной базы. Очистить украинскую профессиональную социологию от этой грязи можно было бы через ассоциацию социологов, если бы ей было предоставлено право лицензировать социологические исследования. В свое время мы, Ассоциация украинских социологов, совместно с тогдашним президентом Украины Леонидом Кучмой разработали закон, касающийся социологии, но он “завис” в Секретариате Президента.

Мария ТОМАК, Алла ДУБРОВЫК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.