29 июня на встрече в Ново-Огарево под Москвой премьеры Украины и РФ ушли от ставших привычными заявлений о газовой кооперации
В последнее время Киев начал формулировать заведомо невыполнимые условия создания СП российского “Газпрома” с дочерней компанией “Нафтогаза Украины” “Укртрансгаз”. Главным из этих предложений по финансовому весу стала просьба передать в распоряжение будущего СП два крупных российских месторождения газа: Уренгойское и Астраханское. Первое из них наполовину выработано, и большинство его ресурсов на много лет вперед продано компаниям-потребителям Германии. Астраханское месторождение хоть и выработано всего на 10%, зато уже было объектом откровенно неудачной украинско-российской кооперации. Еще в 2007 году российские власти решили отобрать долю в этом месторождении у австро-швейцаро-украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа.
Обсуждение возможности передачи “Нафтогазу Украины” или группе уполномоченных ею компаний запасов в Уренгое несет в себе изрядные технологические риски. А в случае с Астраханью и риски политические. Экс-президент РФ, а ныне российский премьер Владимир Путин, который отдавал распоряжения властям Астраханской области насчет некоторых офшоров в месторождениях региона, будет вынужден признать свою ошибку и призвать вернуться к вполне здоровой, как оказалось, идее разработки части или всего Астраханского месторождения в российско-украинском формате. Пока что представить такое признание премьер-министра очень тяжело.
Ввиду этого риска, вопреки всем ожиданиям, после состоявшейся очередной встречи 29 июня премьер-министров Украины и РФ официальные стороны уклонились от комментариев по поводу дальнейшего хода создания СП. Вместо этого российская пресса начала тиражировать мнения о том, что шансы расширения правительственного контроля РФ над мощностями украинской промышленности (от ГЭС и локомотивов до авиатранспортного машиностроения и производства атомных авианесущих кораблей) стремительно растут, в то время как планы нефтегазовой экспансии стремительно падают из-за заигрывания Киева с ЕС.
В таком ключе вице-спикер Госдумы РФ и глава Российского газового общества Валерий Язев раскритиковал поданный 17 июня на рассмотрение ВР Украины правительственный законопроект о новых правилах формирования газового рынка, предполагающий расчленение “Нафтогаза”. По его словам, принятие Украиной норм газового законодательства ЕС закроет ей путь к интеграции с Россией. Более приземленно прокомментировал проект передачи в капитал перспективного украинско-российского СП российских месторождений коллега Язева президент Российского газового союза Сергей Чижов. “Уренгой — второй в мире по величине запасов, это 10 трлн. м3, а Астраханское с запасами — более 2 трлн. м3 — входит в десятку крупнейших месторождений “Газпрома”. Ко всему, оно максимально близко расположено к Украине. Но дело не в выборе месторождений. Украина попала в цейтнот, и ей нужно что-то предлагать России, которая жестко настаивает на скорейшем решении вопроса по доступу “Газпрома” к транспортировке газа... Нужно хоть что-то вложить в обсуждаемый проект по созданию СП. Пусть это будет не СП “Газпрома” и “Нафтогаза”, а 100%-ные “дочки” “Газпрома”, которые и работают на тех же Уренгойском и Астраханском месторождениях... Украинцы понимают, что им нужно как можно быстрее решать, какие активы им закачивать в уставный капитал создаваемого СП. Позиция сильного заставляет Киев торопиться. Так что выбор активов вторичен: главное — вписаться в заданную Москвой схему”, — заявил глава Российского газового союза.
Формально официальную команду спешить в начале июня Киеву вполне доходчиво озвучил посол РФ в Украине Михаил Зурабов, который заявил, что все предложения, сформулированные украинскому правительству, имеют строго ограниченное время: украинские власти насчет сроков выполнения московских распоряжений имеют свои соображения.
Начало процесса выведения “Укртрансгаза” из состава НАК “Нафтогаз Украины”, например, первоначально было приурочено к 25 июня. На эту дату планировалась встреча главы Минтопэнерго Украины Юрия Бойко и комиссара ЕС по вопросам энергетики Гюнтера Оттинберга, посвященная годовщине подписанной 23 марта 2009 года Совместной декларации о модернизации газотранспортной системы Украины. Встреча была перенесена. Хотя украинское правительство к этой дате смогло подать на рассмотрение своего же парламентского большинства исходящие из указанной декларации предложения о реформировании газового рынка и дефрагментации НАК “Нафтогаз Украины”, но почему-то не смогло обеспечить принятие этого законопроекта.
По большому счету, без этого шага очень трудно создать украинско-российское СП в рабочем формате, предполагающем обмен активов доля ДК “Укртрансгаз”/доля ООО “Газпром добыча Астрахань”. В 2009 году это дочернее ООО “Газпрома”, владеющее основной частью Астраханского месторождения, унаследовало лицензии на его Правобережную площадь (ранее через подконтрольную компанию “АГНК” права разработки принадлежали венгерской Emfesz Kft Дмитрия Фирташа). Освоение этого месторождения считается весьма капиталоемким из-за высокого содержания серы в газе. Поэтому “Газпром добыча Астрахань” заявило о необходимости привлечения иностранных инвесторов и начало переговоры с корпорациями ЕС. И получилось, что российская сторона к созданию СП в указанном выше формате оказалась более готова, чем Украина. Ведь если припекут сроки, Киев будет вынужден создавать СП в весьма невыгодном для себя широком формате “Нафтогаз”/“Газпром”.
Чтобы избежать, с одной стороны, таких ударов извне, и с другой — разместить в газовой промышленности интересы всех желающих на местах, правительственной команде Виктора Януковича необходимо как минимум несколько месяцев кряду кормить Москву обещаниями. Минувшей весной речь шла о возрождении газотранспортного консорциума, затем пришла очередь проработки обмена трубопроводы на месторождения. На очереди, судя по всему, начало диалога с “Газпромом” об отводе земель для строительства в Украине новых ПХГ, несмотря на то, что существующие ПХГ обладают профицитом мощности.
Технологии реализации всех этих проектов при более детальном рассмотрении выглядят очень сложными, но несут в себе простой элемент: прогресса не будет, пока украинская сторона не увидит диалога в том или ином формате признаков своей личной финансовой стабильности. Говоря еще проще, сначала Москва должна показать, что она не на словах (с пафосом о восстановлении попранного), а на деле и предметно готова обеспечить золотые парашюты для украинского истеблишмента. С такой точки зрения, в принципе, не имеет значения, что будет играть роль финансовой подушки. Эту роль могут выполнять доли в компаниях с эксклюзивными правами на использование украинских ПХГ или же доли анонимных офшоров в разработке российских месторождений. Вопрос в том, нужно ли самой российской власти участие в такой распаевке? Ведь в итоге ей рано или поздно придется возвращаться к давно отработанной практике долгового давления на Киев. Главное, чтобы люди, ответственные за финансовое состояние “Нафтогаза”, как говорится, были в орбите и сработали в нужном направлении.
Андрей СТАРОСТИН
Что скажете, Аноним?
[20:31 29 ноября]
[19:12 29 ноября]
[10:13 29 ноября]
19:00 29 ноября
18:50 29 ноября
18:40 29 ноября
18:10 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.