Таково концентрированное мнение экспертов, непричастных к рабочей группе Минюста по наработке проекта концепции соответствующего законопроекта.
Во время вчерашнего круглого стола, на котором была представлена упомянутая концепция, народный депутат нескольких созывов Борис Беспалый отметил, что принятие “закона о лоббизме в Украине требует мощного лоббирования”. “Общественная потребность в таком законе имеется, но я сомневаюсь, что на это есть общественный запрос. Прежде всего из-за идеологической инерции: у нас воспитание такое, что под словом “лоббизм” подразумевается сразу что-то плохое. Помимо этого, никто не заинтересован в четких правилах игры — ни те, кто занимается лоббизмом, ни те, кого лоббируют”, — аргументировал свой вывод господин Беспалый.
Риски и недоработки
Также, по словам Бориса Беспалого, сам процесс наработки законопроекта о лоббизме таит в себе ряд рисков: “Первый и самый главный риск — после долгих разговоров в конечном итоге ничего не будет. Никто перед выборами не будет проводить через парламент законы, которые не пользуются популярностью у избирателей. И я хочу напомнить, что начиная с III созыва Рады подобные законопроекты регулярно вносились, но они никогда даже не доходили до сессионного зала”.
В качестве второго серьезного риска господин Беспалый назвал возможный успех антилоббизма. “Ведь лоббируется не только принятие решений, но и непринятие решений. Помимо этого, если какой-то закон и будет принят, то это будет или закон обо всем и, соответственно, ни о чем, или закон, наполненный декларациями общего характера. Американское законодательство очень сильно регламентировано — вплоть до сумм, цифр и т.д. В нашем случае этого не будет”, — уверен экс-депутат.
С ним согласен Олег Ивченко, представлявший совет предпринимателей при Кабмине. “У нас есть совет предпринимателей при Кабмине, который является совещательным органом и дает советы премьеру. И мы, по сути, тоже являемся лоббистами. Так вот, как лоббист, заявляю, что этот закон в Украине не будет принят никогда, пока у нас будет такой уровень коррупции. Ведь чтобы зайти к должностному лицу, сегодня существует определенная такса. Кое-кто имеет другие возможности — в качестве брата, свата без денег попасть к чиновнику”, — заявил господин Ивченко.
В то же время эксперты высказали ряд замечаний к уже имеющемуся проекту концепции. По их мнению, неправильно ограничивать объекты лоббирования только президентом, Кабмином, парламентом и центральными органами власти. Много решений по имуществу и земле принимается в местных советах, где и происходит основное лоббирование. При этом эксперты отметили, что нельзя связывать лоббизм только с изданием нормативно-правовых актов. В свете тотального несоблюдения законов в стране важно применять понятие “лоббизм” и к принимаемым или непринимаемым решениям.
Глава рабочей группы, директор департамента конституционного и административного права Минюста Владислав Федоренко подчеркнул, что представленный проект концепции еще не утвержден Кабмином и будет дорабатываться. По словам господина Федоренко, рабочая группа начала свою деятельность только 15 января и вынуждена была в авральном темпе нарабатывать документ. Он также отметил, что работа над законопроектом о лоббизме займет еще не один месяц. Об этом же сказал и министр юстиции Николай Онищук, подчеркнув, что сейчас происходит только начальный этап осмысления всей проблемы лоббизма.
Опыт США и Европы
Представитель “Программы содействия Парламенту ІІ” Денис Базилевич, изучавший опыт лоббирования в США, отметил, что там общество воспринимает лоббизм как неотъемлемую часть демократии: “Об этом свидетельствует 35 тыс. лоббистов, официально зарегистрированных в Вашингтоне. В 2008 г. объем расходов на них составил более 3 млрд долл . Интересно, что одним из своих первых указов новый президент США Барак Обама установил более жесткие и четкие нормы лоббирования. И при этом, по некоторым данным, Обама уже сделал несколько исключений из этих правил и взял в свою администрацию людей, не соответствующих установленным критериям. Но это свидетельствует о профессионализме этих людей и их востребованности в обществе”.
Член рабочей группы, доцент Луганского госуниверситета внутренних дел Владимир Нестерович сообщил, что в Европе (например, в Великобритании, Франции и Германии) отсутствует закон о лоббировании: “Однако это не означает, как утверждают некоторые наши политики, что и Украине такой закон не нужен. В Европе регулирование этих правоотношений происходит и без профильного закона — там есть регламенты, этические кодексы и т.д. Во Франции, например, очень скрупулезно ограничивается контакт парламентариев с лоббистами. В Германии в отношении парламентариев действует достаточно либеральное законодательство, и это дает широкие возможности для лоббирования. Там две трети депутатов являются членами правления разных предприятий и организаций. В Украине тоже имеет место такая практика, что создает возможность привлечения парламентариев к теневому лоббированию. Один депутат в Германии был членом девяти наблюдательных советов и занимал должности в правлениях 10 предприятий. Некоторые украинские депутаты могут вдвое превысить такой показатель”.
Владимир Нестерович: “Один депутат в Германии был членом девяти наблюдательных советов и занимал должности в правлениях 10 предприятий. Некоторые украинские депутаты могут вдвое превысить такой показатель” .
Андрей УМАНЕЦ
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.