Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Давайте построим что-нибудь ненужное!

[15:55 29 мая 2009 года ] [ Газета2000, №22, 29 мая - 4 июня 2009 ]

В начале текущей недели состоялся официальный визит премьер-министра Юлии Тимошенко в Ливию, итоги которого отчетливо высветили ее “заботу” об энергетической безопасности государства.

“Мы на 100% зависим от одного поставщика. Надо демонополизировать внутренний рынок”, — заявилаТимошенко, открывая 25 мая переговоры в столице Ливии Триполи. Несмотря на то что Россия напрямую не была названа, не остается сомнений, кого имела в виду украинский премьер. Для достижения этой цели она предложила Ливии построить в Украине НПЗ мощностью до 10 млн. т нефти в год и сеть автозаправок. По ее словам, исследование о целесообразности такого строительства уже заказано, и лучшим местом для строительства НПЗ является территория вблизи Черного моря в районе Одессы.

Нельзя не отметить, что Юлия Владимировна в части обеспечения энергетической безопасности страны вообще фонтанирует фантастическими идеями.

Чуть более года прошло, когда премьер выдала идею о строительстве из Туркменистана газопровода “Белый поток”. Где этот трубопровод? А после этого Тимошенко подписала кабальные для страны газовые соглашения, сначала приведшие к резкому росту цен на голубое топливо для отечественных потребителей, а в настоящее время — грозящие государству дефолтом.

Затем последовала еще одна оригинальная задумка — наладить в стране производство до 10 млрд. куб. м биогаза в год.

И вот новая идея, которую с точки зрения экономической целесообразности иначе как бредовой не назовешь.

Как Украина собирается рассчитываться за строительство стоимостью $4,5 млрд., прямо сказано не было. Похоже, что зерном, ведь в обмен на согласие строительства НПЗ премьер предложила программу, которая позволит ливийцам ежегодно получать 4 млн. т зерна. Уже сейчас украинские власти готовы предоставить Ливии на правах аренды 100 тыс. га земли для выращивания зерна, а также элеваторы для его хранения. Предусмотрено, что в Одесском порту будет построена специальная зона, которая даст возможность Ливии транспортировать по морю это зерно.

Напомним, что предварительное соглашение о передаче украинской земли в аренду ливийцам было подписано в прошлом году между “Индустриальным союзом Донбасса” (ИСД) и ливийской компанией. Предполагалось создать совместное производство по выпуску аграрной продукции на 100 тыс. га земли на базе компании “Агросоюз”.

Насколько обещания Тимошенко по зерну смогут быть выполнены, неясно. В прошлом году урожайность пшеницы в Украине была рекордной — около 37 ц с га. Даже при повторении этого показателя с предложенных в аренду Ливии 100 тыс. га удастся получить только 370 тыс. т зерна, а не 4 млн. т. То ли Украина будет поставлять недостающие объемы из собственных запасов, то ли масштаб передаваемых в аренду угодий придется увеличить более чем в 10 раз. При этом расчеты за строительство НПЗ зерном при нынешних ценах на пшеницу — около $200 за 1 т — растянутся более чем на пять с половиной лет.

Непонятно также, как, не имея танкерного флота, доставлять ливийскую нефть в Украину. На яхтах, что ли? Правда, Юлия Владимировна в бытность свою рукодителем ЕЭСУ уже имела опыт поставок российского газа в Англию “ведрами”, в результате чего на счетах подконтрольных корпорации компаний Somoli Enterprises и United Energy International были накоплены миллиардные прибыли. Но это так, отступление.

А теперь факты.

По мнению специалистов нефтяной отрасли, в Украине нет необходимости строить новые НПЗ, так как существующие нефтеперерабатывающие заводы работают с недозагрузкой, а некоторые из них и вовсе простаивают.

Мощность отечественных НПЗ составляет 50,31 млн. т, в том числе Кременчугский — 18,62 млн. т, Лисичанский — 15,98 млн. т, Херсонский — 7,09 млн. т, Одесский — 2,8млн.т, Дрогобычский — 3,22 млн. т, Надворнянский — 2,6 млн. т. Эти НПЗ способны обеспечить отечественные потребности в широком ассортименте нефтепродуктов и значительную их часть экспортировать.

Однако в 2008 г. на отечественных НПЗ было переработано всего 9 млн. 695,5 тыс. т углеводородного сырья, а загруженность производственных мощностей составила 19,2%, в том числе Кременчугского — 14,5%, Лисичанского — 25,4%, Херсонский — не работал, Одесского — 72,9%, Дрогобычского — 17,3%, Надворнянского — 12,2%. Соответствующий показатель по НПЗ в США равен 86,1%, в странах Европы (куда на словах так стремятся наши власть имущие) и Азии — 83,2%.

Думается, что премьер-министру вместо “фонтанирования” сомнительными идеями необходимо заняться строгим выполнением “Национальной энергетической программы Украины до 2010 года”, которая, в частности, предусматривает увеличение глубины переработки нефти до 75%.

В настоящее же время глубина переработки нефти в Украине — до 70%, в то время как в США и Канаде этот показатель равен 96%, в европейских странах — на уровне 83—88%.

За последние годы в Украине не построен ни один комплекс по глубокой переработке нефти, а то, что было сделано на НПЗ (по две установки изомеризации и производства метил-трет-бутилового эфира), не решает проблемы.

Вместо приоритетного направления реструктуризации нефтеперерабатывающей отрасли — модернизации (по типу западноевропейских) действующих отечественных НПЗ (чему мы обязательно посвятим отдельный анализ) гарант и премьер носятся с идеями строительства новых заводов. В то же время объемы переработки на НПЗ Украины за время правления “оранжевых” неуклонно падают, отечественный рынок наводнили импортные нефтепродукты, что привело к появлению сотен и тысяч фирм-посредников по их реализации.

В начале 2005 г. цены на нефть на мировых биржах находились примерно на том же уровне, что и сегодня, — $58—60 за баррель (в 1 т примерно 7 баррелей). И российская нефть в настоящее время поставляется на отечественные НПЗ практически по тем же ценам, что и в начале 2005 г. А что с ценами на нефтепродукты?

В начале 2005 г. розничные цены на нефтепродукты в Украине составляли: дизтопливо — 2,75 грн. за 1 л, бензин А-95 — 2,99 грн., А-92 — 2,95 грн., А-76 (80) — 2,85 грн. за 1 л.

Сравните их с ценами по состоянию на 26 мая 2009 г.: дизтопливо — 5,27грн. за 1 л, бензин А-95 — 5,93грн., А-92 — 5,71 грн., А-76 (80) — 5,27грн.

Двукратное повышение без никаких на то оснований впечатляет. А в чьих карманах осела разница в ценах, думается, объяснять не надо.

Для окончательной оценки деятельности “оранжевой” власти сами, уважаемые читатели, посчитайте, на сколько у вас за этот период повысились зарплаты и пенсии.

В заключение отметим, что идея строительства нового НПЗ не исключает и другого варианта, подобного строительству нового завода в Бродах (см. “Сухие Броды. Как Ющенко Европу спасает” на стр. В6).

Вполне вероятно, что кому-то из “бютовских комсомольцев” глянулась земелька под Одессой. В таком случае после выделения земли об идее быстро забудут.

Как и об инициативе очередного “прорыва” — на этот раз с помощью ливийской нефти.

Леонид ГУСАК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.