Увеличение тарифов на электроэнергию для промпотребителей выше европейского уровня сделало практически невозможное — сотни крупных предприятий Украины объединились в борьбе за выживание. В ответ на действия Нацкомиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики (НКРЭ), последовала серия коллективных обращений и экспертных обсуждений. В начале июня в Киеве состоялся круглый стол на тему “Отмена дотационных сертификатов и изменение тарифной политики в электроэнергетике — угроза конкурентоспособности всей украинской промышленности”. На него были приглашены представители крупных и средних отечественных промпредприятий, Украинского союза промышленников и предпринимателей, Федерации работодателей Украины, Украинской ассоциации производителей ферросплавов и представители регулятора.
Мероприятие было организовано в ответ на два решения власти, существенно меняющих правила игры на энергорынке. Одно из них уже вступило в силу, второе пока еще находится на этапе принятия. Соответственно, цель круглого стола — проанализировать, оценить и предотвратить многочисленные риски, которые эти решения создают как для промышленности, так и для экономики в целом.
Направление госрегулирования
Итак, 28 марта Кабинет министров издал Распоряжение “Об экспорте электроэнергии в Словацкую Республику, Венгрию, Румынию и Республику Польша”. В этом документе правительство поддержало предложение Министерства энергетики и угольной промышленности изменить способ формирования оптовой рыночной цены (ОРЦ) на электроэнергию, покупаемую у госпредприятия (ГП) “Энергорынок” экспортерами в упомянутые страны. Так, ранее ОРЦ устанавливали с учетом того объема дотаций, который компенсирует издержки на поставку электроэнергии по регулируемому тарифу, попросту говоря — с учетом средств, необходимых для обеспечения рядовых граждан электроэнергией по посильной для них цене. А в соответствии с новым распоряжением этот объем дотаций, или так называемый дотационный сертификат, в ОРЦ электроэнергии уже не входит.
Отметим, что по данным НКРЭ доля дотационных сертификатов в ОРЦ составляла почти 25%, а по оценкам независимых аналитиков достигала и 30%. Это значит, что начиная с апреля компании, экспортирующие электроэнергию в указанные страны Европы, платят за нее меньше на эти 25-30%. А потому только во II-IV кварталах нынешнего года ГП “Энергорынок”, по предварительным подсчетам его специалистов, недополучит 500-600 млн. гривен. И это как раз сумма, необходимая для обеспечения рядовых граждан до конца этого года электроэнергий по нынешней цене.
Вполне закономерно, что с принятием этого решения перед властью встал вопрос: каким образом изыскать недостающие средства? И уже две недели спустя ответ был найден. 12 апреля НКРЭ обнародовала проект Постановления “Об утверждении Критериев определения классов потребителей электроэнергии, дифференцированных по степеням напряжения”. В соответствии с этим документом сотни крупных и средних отечественных предприятий должны быть переведены с первого на второй класс потребления электроэнергии, вследствие чего они станут платить за нее на 30% больше.
Другими словами, по некоторым причинам власть сочла возможным предоставить преференции экспортерам электроэнергии в Европу, а возникающие в связи с этим издержки компенсировать за счет отечественных промпотребителей. При этом экономические последствия этих шагов госчиновники, очевидно, не просчитали, не говоря уже о рыночном принципе равных условий ведения бизнеса, который был грубо нарушен. А потому представители сотен украинских предприятий были вынуждены ходатайствовать о пересмотре этих решений.
Однако сейчас единственным результатом их усилий стало то, что принятие одиозного Постановления было отложено, а НКРЭ заявила о намерении создать специальную рабочую группу, которая еще раз проанализирует все обстоятельства дела — теперь уже с учетом интересов промпроизводителей. Выходит, что рабочая группа не только не приступила к выполнению своих обязанностей, но даже еще не была сформирована. Более того, приглашение принять участие в круглом столе и выслушать все аргументы промышленников и НКРЭ, и Минэнергоугля, и ДТЭК просто проигнорировали.
Адресат преференций
Что касается мотивов этих решений власти, то для экспертов они вполне очевидны. “Они приняты исключительно в интересах ООО “Донбасская топливно-энергетическая компания” (ДТЭК), которое не только является единственным поставщиком электроэнергии в Европу, но и фактическим монополистом отечественного энергорынка”, — уверен народный депутат Сергей Соболев.
Сейчас ДТЭК, входящий в “Систем Кэпитал Менеджмент” (СКМ), является крупнейшим вертикально-интегрированным энергетическим холдингом Украины, включающим ряд угледобывающих шахт, углеобогатительных фабрик, энергогенерирующих и энергораспределительных компаний. В частности, ей принадлежит 100% уставного фонда ООО “Востокэнерго”, 72,55% ПАО “Днипроэнерго”, 71,82% ПАО “Киевэнерго” и 71,16% ПАО “Захидэнерго”. Иначе говоря, сейчас компания контролирует четыре из шести энергогенерирующих компаний страны.
Наряду с этим уже более года ДТЭК также доминирует и в Совете оптового рынка электроэнергии (ОРЭ). Так, с 4 февраля прошлого года его возглавляет Борис Лисовой, советник гендиректора ООО “Сервис-Инвест”, энергоснабжающей компании, входящей в состав ДТЭК. Более того, с той же поры 6 из 10 членов Совета ОРЭ являются представителями либо ДТЭК, либо связанных с ней компаний. Кстати, к компетенции этого органа относится как утверждение алгоритма распределения средств всех участников энергорынка в общей сумме около 50 млрд. гривен в год, так и формирование правил, по которым работает вся отрасль.
Кроме того, в сегменте транспортировки и продажи электроэнергии ДТЭК владеет такими активами, как ООО “Сервис Инвест”, ПАО “ДТЭК ПЭС-Энергоуголь”, 71,82% ПАО “Киевэнерго”, 71,34% ПАО “ДТЭК Донецкоблэнерго”, 57,49% ПАО “Крымэнерго”, 51,5% ПАО “Днипрооблэнерго” и 25% “Киевоблэнерго”. При этом, согласно данным инвестгруппы “Арт-Капитал”, еще до приобретения контрольного пакета акций “Днипрооблэнерго”, являющейся крупнейшей в Украине областной энергоснабжающей компанией, и 45% “Крымэнерго” на долю компаний ДТЭК приходилось 45% общего объема поставок электроэнергии розничным потребителям по регулируемому тарифу.
И наконец, на рынке экспорта электроэнергии интересы ДТЭК представлены ООО “ДТЭК Пауэр Трейд”, которое и осуществляет ее поставки в Европу. Его единственным конкурентом является ГП “Укринтерэнерго”, директором которого в июне 2010 года стал Максим Кучер, ранее возглавлявший саму “ДТЭК Пауэр Трейд”. Иными словами, с 2011 года ДТЭК также остается единственной частной компанией, которая имеет доступ к пропускной способности государственного сечения линий электропередач для экспорта электроэнергии.
И если пока экономические последствия ее почти монопольного положения в сфере энергогенерации и энергораспределения, возможно, не столь очевидны, то в сфере энергоэкспорта они уже налицо. Так, от годового аукциона по продаже доступа сечения Бурштын — Европа на 2010 год, в котором также участвовало пять компаний (“Захидэнерго”, “Востокэнерго”, “Энергоатом”, Белоцерковская ТЭЦ и “Укринтерэнерго”) ГП “НЭК Укрэнерго” получило 141 млн. гривен, которые вполне логично было направить на модернизацию сетей. Уже в 2011 и 2012 годах государство выручило на аналогичных аукционах суммы совершенно иного порядка — 156 тыс. гривен и 110 тыс. гривен соответственно, когда потенциальный конкурент в лице Белоцерковской ТЭЦ был не допущен к аукциону “Укрэнерго”, а технические участники в лице “Укринтерэнерго” вовсе не поднимали табличку на торгах. Очевидно, если бы “Укрэнерго” как системный оператор работал бы в интересах страны и государства, аварии в феврале 2011 года на Бурштынской ТЭС можно было бы избежать.
Источник дотаций
Что касается последствий упомянутых решений власти — их нетрудно спрогнозировать. Уже только сумма убытков, которые понесло государство от устранения конкуренции на рынке экспорта электроэнергии в Европу, вполне позволяет судить о масштабах ущерба, который будет нанесен экономике Украины в целом в случае, если и дальше решения власти будут лишь укреплять доминирование ДТЭК. Уже сейчас цены ее энергогенерирующих компаний для промпредприятий выше, чем в Европе, куда они же экспортируют электроэнергию — 65-68 евро-МВтч по сравнению с 48 евро за мВтч на июль. И это значит, что при любых условиях себестоимость, а, следовательно — и цена продукции украинских производителей будет выше, чем у их европейских конкурентов.
Если же пресловутое Постановление НКРЭ вступит в силу, этот разрыв пропорционально увеличится. А далее пойдет цепная реакция: сначала украинские производители будут вытеснены конкурентами с большинства рынков, потом они будут вынуждены уменьшить объемы производства и соответственно сократить штат сотрудников, затем в Украине возрастут объемы импорта, который в конечном счете будет нечем оплачивать. И в итоге страна лишится целых отраслей и десятков тысяч рабочих мест, что может вызвать настоящий дефолт и социальный коллапс.
А поскольку власть не заинтересована в реализации столь катастрофического сценария, она может решить вопрос компенсации недополучаемых ГП “Энергорынок” 30% дотационных сертификатов в ОРЦ на электроэнергию другим способом. Можно просто поднять тарифы на электроэнергию для рядовых граждан до якобы экономически обоснованного, а на деле — удовлетворяющего ДТЭК уровня. Разумеется, после выборов. Так или иначе, хорошего решения проблем, порождаемых монополизмом, при условии сохранения самого монополизма просто не существует.
Между тем, доминирование ДТЭК в электроэнергетике — факт отнюдь не единичный. “Сейчас у нас почти все отрасли сконцентрированы в руках тех или иных олигархов. И эта тотальная монополизация рыночной экономики ведет к тому, что власть теряет всякие рычаги влияния на ее ключевые сегменты и, значит, в принципе не может ею управлять. Следствием чего становится ценовой произвол, который создает нарастающие трудности и неразрешимые проблемы для потребителей соответствующих товаров и услуг. А это, в свою очередь, приводит, как минимум, к общей стагнации”, — подчеркивает первый заместитель председателя Специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Александр Бондарь.
Всеобщая стагнация неизбежно коснется и самих монополистов. Заинтересована ли в этом группа компаний ДТЭК и покровительствующая им власть? И не следует ли поискать другие решения, пока для этого еще есть ресурсы и время?
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Почти монопольное положение ДТЭК в электроэнергетике позволяет компании диктовать условия как промышленникам, так и рядовым гражданам. При этом решения власти лишь усугубляют положение потребителей.
http://ukrrudprom.ua/analytics/Zalogniki_energomonopolista.html
Пока будет монополизирован рынок, цены не снизят. ДТЭК ведет недальновидную политику направленную на сверхприбыль, но реально это убьет их же потребителей. Наши предприятия не в состоянии платить наценку на монополию на 20-30% выше европейский цен. Это абсурд.
[Взяточник]: а что вы хотели, "энергетическое иго" начинается. Еще пару штук оставшихся облэнерго выкупят, а тогда уже и тарифы для населения начнут повышать, не зря Тимченко об этом заикнулся.
хехе, дожились что уже даже турки плюются и говорят что электроэнергия, что газ у них дешевле и в Украину с бизнесом смысла особого идти нет
С такими темпами монополизации рынка скоро вся промышленность Украины на коленях перед ДТЭК стоять будет. Взяли курс на уничтожение и поглощение, вот только уже и поглощать некого будет, с такими-то тарифами целых отраслей лишимся.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
16:00 26 ноября
15:40 26 ноября
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.