Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Стабильности не будет

[08:40 23 декабря 2005 года ] [ ИнвестГазета, №51 (528) ]

С начала следующего года “Укрзализныця” собирается в очередной раз повысить тарифы на железнодорожные грузоперевозки.

Основные потребители — предприятия ГМК — подсчитывают убытки и заявляют о необоснованности роста тарифов. Последнее слово за правительством, которому предстоит выбрать между двумя приоритетами, — налоговыми поступлениями от “Укрзализныци” и рентабельной работой металлургов.

Новый руководитель Укрзализныци Василий Гладких обещает в следующем году повышать тарифы комплексно на 1-2% ежемесячно. В разряде “неприкасемых” остаются только тарифы на транзитные перевозки. “Они должны быть плавающими для привлечения транзитов, потому что Украина — транзитное государство, и мы не должны это потерять”, — сказал руководитель “Укрзализныци”, заверив, что до конца 2005 года изменений в тарифной политике не последует.

Свои правила в сфере транспортных перевозок Украине диктует и Всемирная торговая организация. В ближайшее время правительство должно принять решение об унификации тарифов в соответствии с требованиями ВТО, предусматривающее выравнивание ставок на внутренние, экспортные и импортные перевозки. Например, согласно разработанному Минтранссвязи документу, стоимость внутренних перевозок руды и железорудного концентрата предлагается повысить на 10,3%, при этом экспортная перевозка этих жетоваров станет на 8,5%, а импортная — на 40% дешевле. По мнению экспертов, удешевление одних видов перевозок компенсирует подорожание других. Эффект от таких изменений для предприятий в целом будет нейтральным.

Так ли страшен черт...

Рост цен на грузоперевозки в марте 2005 года вызвал бурную реакцию со стороны промышленности. После того, как стало известно о намерении министра Е. Червоненко поднять тарифы в 2-2,2 раза, руководители шестидесяти семи крупнейших предприятий, среди которых ММК им. Ильича, “Запорожсталь”, ЮГОК, НЗФ, Днепропетровский трубный завод, НПО им. Фрунзе обратились к президенту, Кабмину и СНБО с призывом не допустить повышения железнодорожных тарифов. Еще более резко высказался тогда народный депутат Сергей Матвиенков, член парламентского Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства и по совместительству заместитель председателя правления ММК им. Ильича. “Повышение тарифов в 2,2 раза приведет к остановке экономики... Завтра упадут объемы перевозок, послезавтра — остановятся металлургические и машиностроительные предприятия”, — сказал депутат.

В ответ руководство Укрзализныци назвало обращение предпринимателей “бунтом олигархов” и в распространенном пресс-релизе привело за основание для повышения тарифов факт подорожания основных запчастей для подвижного состава: “темпы роста тарифов на грузоперевозки отстают от роста цен на промышленную продукцию, которую потребляет железная дорога, в полтора раза”. Укрзализныця обвинила в чрезмерном завышении цен на колеса, бандажи локомотивные и другую продукцию те же олигархические кланы. Пересмотр тарифов был направлен на устранение такой диспропорции. Кроме прочего, акценты делались и на том, что украинские железнодорожные перевозки самые дешевые на территории Европы и СНГ (украинские тарифы почти втрое меньше российских и в пять раз меньше польских), и на 80-90-процентном износе тягового подвижного состава, и на льготах от 20 до 45% на перевозки, которыми пользуются предприятия.

Последнее слово оказалось за государством — тарифы были увеличены, а металлурги достаточно спокойно пережили эти изменения. Особого эффекта не будет и от предстоящего в 2006 году роста тарифов, считает Ильдар Газизуллин, эксперт Международного центра перспективных исследований. Хотя лучше было бы, по мнению Газизулина, поднять тариф один раз на 12%, а не повышать ежемесячно. Но для промышленности не может быть губительным предстоящее подорожание грузоперевозок, ведь транспортная составляющая в стоимости большей части продукции, перевозимой Укрзализныцей, не превышает 9%.

Придется делиться

Говоря о поднятии тарифов в будущем году, глава “Укрзализныци” пояснил, что стоимость грузоперевозок будет расти в соответствии с инфляционными процессами. Действительно, если подорожание не превысит 12%, то этот показатель совпадет с прогнозируемым уровнем инфляции на будущий год (официальный прогноз 9,8%, однако независимые эксперты говорят о более 10%). Тем временем металлурги уже снова бьют тревогу. Так, народный депутат, председатель правления ММК им. Ильича Владимир Бойко считает дальнейший рост тарифов “катастрофой”. К нему присоединяется гендиректор ПХО “Металлургпром” Василий Харахулах: “Мы давно сказали, что нельзя повышать тарифы в таком размере, — дальше уже некуда”, — заявил он, добавив, что дополнительные расходы в результате роста тарифов вынудят меткомбинаты искать альтернативные пути перевозок. В постоянных манипуляциях с тарифами металлурги видят лишь стремление УЗ получить нужную сумму отчислений в бюджет (6 млрд. грн.).

Сегодня горно-металлургический комплекс обеспечивает около 80% железнодорожных грузовых перевозок. Показатель рентабельности госпредприятия не превышает 8,6%, в то время как рентабельность металлургических предприятий составляет около 10-15% (в начале года была от 25 до 40%). “Частник должен чуть-чуть поделиться, у государства пока нет денег, чтобы обеспечить безопасность на железной дороге”, — считает Василий Гладких. В то же время научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Анна Чухай говорит, что поднимая тарифы на грузоперевозки, оправдывая их необходимостью обновления производственных фондов, инфляцией и ростом затрат на продукцию, потребляемую железной дорогой, Укрзализныця хочет просто покрыть убытки от пассажирских перевозок, увеличить выплаты в бюджет и зарплату собственным сотрудникам. С точки зрения эксперта, транспортные тарифы не должны устанавливаться монополистом — Укрзализныцей, — а должны разрабатываться независимой комиссией на основе подробного анализа всех затрат, стоимости работ и услуг, осуществляемых при грузоперевозках. К этому же призывали ранее и председатель Комитета Верховной Рады по вопросам транспорта, строительства, жилищно-коммунального хозяйства и связи Валерий Пустовойтенко, и гендиректор Металлургпрома Василий Харахулах. В ответ на просьбу промышленников, такая комиссия была создана еще 5 апреля. Вот только результатов ее работы пока не видно.

Нелли ВЕРНЕР

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.