По словам гендиректора производственно-хозяйственного объединения “Металлургпром” Василия Харахулаха, при цене природного газа 160 долларов за тыс. кубов рентабельность работы меткомбинатов упадет с 13-14 до 3-4%. О том, насколько прибыльными будут украинские заводы при стоимости газа в 230 долларов, координаторы отрасли умалчивают.
Предстоящее снижение рентабельности украинские металлурги решили компенсировать ударным трудом и в следующем году обязались произвести на 6-8% больше продукции, чем в нынешнем. А именно: выплавить 33 млн. тонн чугуна, 41,4 млн. тонн стали и 36,3-36,5 млн. тонн проката. В Министерстве промышленной политики считают данные намерения чересчур оптимистичными и говорят, что при таком обилии неблагоприятных факторов более реальным можно считать рост на 1-2%. Тем не менее металлургам пошли навстречу. Баланс поставок меткомбинатам железорудного сырья, кокса и лома на 2006 г. разбит на два полугодия. Первую половину следующего года посчитают, как того хотят металлурги, но вторая сложится из результатов работы отрасли в первом полугодии. Зачем металлурги берут на себя завышенные обязательства, сказать нетрудно. Большие планы производства позволят им требовать больше сырья и избежать недопоставок. Но если с внутренним потреблением руды в 2006 г. меткомбинаты как-то разобрались, оставив небольшой дефицит для мариупольского меткомбината им. Ильича и Алчевского металлургического комбината, то дефицит кокса и лома промышленникам еще только предстоит вычислять, поскольку картина начала меняться прямо на глазах, как только стало ясно, что с “Газпромом” не получится договориться.
По данным ПХО “Металлургпром”, сейчас металлурги потребляют 7,8 млрд. куб. м газа. Основные “пожиратели” голубого топлива — доменное производство (3,4 млрд. кубов) и мартены (1,7-1,8 млрд.). А значит, в следующем году в погоне за рентабельностью металлургам придется (насколько это возможно) заменять природный газ на указанных звеньях технологического процесса: в первом случае — коксом или пылеугольным топливом, а во втором — загружать в мартен больше лома. Уже сейчас координаторы отрасли признают, что в течение ближайшего года-двух ни одна из украинских финансово-промышленных групп не способна полностью перевести свои предприятия на угольную пыль, а следовательно, главным заменителем газа в домнах станет кокс. Однако при постоянном дефиците качественных угольных концентратов для производства кокса и ценовых войнах между заготовителями лома и металлургами конкуренция за обладание и тем и другим ресурсами возрастет. Равно как увеличится и зависимость от сырьевиков металлургов, доселе весьма беспардонно диктовавших свои условия смежникам.
По словам руководителя департамента металлургии Минпромполитики Владимира Грановского, говорить о том, что за короткий срок металлурги обзаведутся оборудованием для вдувания пылеугольного топлива в доменном производстве, не приходится. В настоящее время такие установки есть лишь на Донецком метзаводе и Алчевском меткомбинате, а также на “Криворожстали”, где купленный в конце 90-х годов прошлого века в Нидерландах агрегат Hoogwens так и не был введен в эксплуатацию. Но рассчитывать, что природный газ в доменном производстве полностью заменят коксом (теоретически это возможно), тоже наивно. Несмотря на то что несколько месяцев назад гендиректор объединения “Укркокс” Анатолий Старовойт и вызывался обеспечить больше кокса из отечественных угольных концентратов за меньшую цену, а все госорганы, вплоть до Службы безопасности, коксохимики забросали декларациями о стратегической важности для страны своей деятельности, реализация этого варианта признана бесперспективной из-за дотационности украинского угля. Государство не захотело через угольщиков дотировать еще и металлургов, и покупать коксующийся уголь для производства дополнительных объемов кокса придется за рубежом. Поэтому, по расчетам Минпромполитики, наиболее реально снижение меткомбинатами потребления природного газа в два раза. В этом случае им дополнительно понадобятся 4,5 млн. тонн кокса и около 2 млн. тонн лома.
Очевидно, это должно вселить оптимизм и во владельцев КХЗ, и в ломозаготовителей. Ломщики уже вовсю сигналят металлургам, что заготовка дополнительных объемов возможна, если только им помогут пролоббировать некоторые законопроекты. Они добиваются изменения установленного порядка тарификации перевозок лома железнодорожным транспортом, которые сведутся к тому, что возить неполные вагоны — 10-15 тонн станет невыгодно, и повторного рассмотрения в Верховной Раде законопроекта об отмене НДС на всех стадиях работы с металлоломом. Если цена на весь лом автоматически снизится на стоимость НДС, то образовавшуюся разницу можно будет распределить между ломозаготовителями и металлургами. Впрочем, авторы данных документов никогда не скрывали, что побочным эффектом этих новаций будет вытеснение с рынка мелких фирм-заготовителей.
Ранее металлурги умело использовали разногласия между мелкими и крупными заготовителями лома в своих целях, однако сейчас уже им указывают, кого они должны поддержать, чтобы получить много лома. Насколько слова металлоломщиков оказались доходчивыми для металлургов, можно будет судить уже на этой неделе, когда в ВР должны еще раз внести законопроект об отмене НДС при работе с ломом.
Ярослав ДМИТРЕНКО
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.