Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Кто достроит долгострой

[08:00 12 мая 2006 года ] [ Инвестгазета, №17-18 (545) ]

Окончательное решение о достройке Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд правительство обещало принять сразу после майских праздников.

“КГОКОР не строился около 15 лет, и у некоторых есть желание продолжить то же самое еще на 15 лет. Как только мы начали заниматься этим проектом, сразу появилось множество заинтересованных лиц, которые тянут в разные стороны. Пусть повыступают немного, после 10 мая мы займемся им вплотную”, — заявил накануне первомайских праздников премьер-министр Украины Юрий Ехануров.

Пока же принято концептуальное решение: во-первых, КГОКОР необходимо достроить, во-вторых, необходимо привлечь инвестора. При этом привлечение такого инвестора должно проходить прозрачным и конкурентным способом. Над ним-то сейчас и ломает голову правительство.

А между тем, затягивание решения вопроса о достройке КГОКОРа плодит все новые заявления отдельных игроков, не увеличивая при этом количество реальных претендентов на участие в проекте. Пока их по-прежнему двое: украинско-российский консорциум “Смарт-групп” — “Металлоинвест” и крупнейшая металлургическая компания мира Mittal Steel. Правда, пока только первые представили свои предложения относительно создания СП для достройки и скорейшего ввода комбината в эксплуатацию.

“Смарт-групп” и “Металлоинвест” предлагают достроить первую очередь производства окатышей годовой мощностью 13,5 млн. тонн за два года, вложив $400 млн. А затем приступить к завершению и запуску комплекса дробления и обогащения окисленных руд. При этом, контрольная доля в создаваемом СП останется за государством.

По мнению экспертов, создание СП для достройки комбината с украинско-российским консорциумом в наибольшей степени отвечает нашим национальным интересам. Так, директор Центра социальных исследований “София” Андрей Ермолаев считает, что продавать предприятия такого уровня, как “Криворожсталь”, а также принадлежащие титановой отрасли и ГОК, следовало бы только тем инвесторам, которые не будут разрушать установившиеся хозяйственные цепочки в стране, а наоборот — будут использовать внутренние интеграционные связи. “Нужно стремиться не к “купеческому”, а геоэкономическому, даже плановому видению последствий продажи крупного объекта”, — подчеркнул Андрей Ермолаев.

Пока украинское правительство размышляет над дальнейшей судьбой криворожского долгостроя, убытки от разворовывания имущества комбината и продажи его по заниженным ценам превышают 40 млн. грн. Согласно данным проверки Счетной палаты, КГОКОР до сих пор продолжает высасывать деньги из национального бюджета. После того как в 1992 году этот объект перешел в собственность Украины, на его финансирование Верховная Рада и Кабмин выделили более 62 млн. грн., из которых непосредственно на строительные работы пошло лишь 33 млн. грн.

“Невыполнение решения о продаже и завершения строительства комбината приводит к таким негативным социально-экономическим явлениям, как убыточная и неэффективная деятельность введенных в действие подразделений комбината, “проедание” ранее созданных активов и бюджетных средств, ухудшение технического состояния незавершенных объектов и разворовывание имущества, значительное сокращение рабочих мест и задолженность по выплате зарплаты. При этом содержание дирекции комбината обходится государству, в среднем, более 11 млн. грн. ежегодно”, — сообщил глава Счетной палаты Валентин Симоненко.

По единодушному мнению экспертов, в нынешних условиях в интересах государства как можно быстрее “освободиться” от долгостроя путем передачи его в руки инвестору.

Владимир Пивень, генеральный директор ОАО “ИнГОК”:

— Наш комбинат обнародовал свой интерес к достройке и запуску КГОКОРа еще пять лет назад. В 2000 году я совместно с тогдашним министром промышленной политики Украины Василием Гуреевым подготовил письмо на имя президента Украины Леонида Кучмы, в котором предлагались различные варианты пуска КГОКОРа на базе железорудного сырья Ингулецкого ГОКа. В качестве одного из вариантов решения этой проблемы мы предлагали арендовать неукраинскую часть КГОКОРа на 40-50 лет. Но, повторяю, официальную позицию по данному вопросу государство в те годы так и не выработало. Кроме этого, в то время у государства отсутствовала четкая позиция по вопросу, что делать с долями других государств-участников строительства этого объекта. Сегодня перед отечественными металлургами остро стоят вопросы внедрения новых технологий. Процессы подготовки железорудного сырья, разработанные в прошлом и позапрошлом веках, требуют качественного улучшения. То количество газов и пыли, которое сегодня выделяется в процессе производства агломерата и окатышей, дальнейшие энергетические затраты на получение чугуна и стали заставляют нас искать возможности перехода на технологию, позволяющую как экономить энергетические ресурсы, так и обеспечивать более экологически безопасное производство: бездоменное производство первичного железа по технологии типа ITmk3. Эта технология позволит нам сделать достоянием прошлого коксохимическое производство. Все усилия украинских металлургов, направленные на улучшение уже устаревших способов производства стали, малоэффективны, поскольку ничего качественно нового здесь придумать не удалось. Город Кривой Рог является сосредоточением огромных мощностей горно-обогатительного, коксохимического, доменного и сталеплавильного производства, а потому он и его жители остро нуждаются в решении актуальных экологических проблем. Один из вариантов такой “разгрузки” города — перенос части горно-металлургического комплекса Кривбасса на промплощадку КГОКОРа. Именно там имеется возможность получения более подготовленного железорудного сырья и реализации дальнейших производственных процессов, вплоть до получения первичного железа, а также, в определенных объемах, возможно и стали. Основным поставщиком сырья для КГОКОРа на первоначальном этапе может быть Ингулецкий ГОК — предприятие, имеющее всего один передел. Сначала окатыши будут производиться из магнетитового концентрата, в дальнейшем возможно производство продукции из полуфабриката окисленных руд, что позволит уменьшить затраты на транспортировку руды, ведь производство одной тонны концентрата сопряжено с перевозкой 1,5 тонн пустых пород. Что касается возможных объемов поставки ингулецкого концентрата на КГОКОР, то мы готовы загрузить все три обжиговые машины фабрик окомкования этого предприятия, хотя на первых порах без качествен­ного российского концентрата, пожалуй, не обойтись.

Роман ГОРОДЕЦКИЙ  

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.