Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Евгений Червоненко: “Я — солдат...”

[09:53 17 июня 2005 года ] [ День, №108 ]

“Проблема содержания сайтов, на самом деле, очень важна. Вот ваша газета за напечатанное отвечает, телевидение за показанное отвечает, а интернет?! Сплошное информационное киллерство, ответственности никакой!.. ”.

“Оказалось, что стоять на баррикадах во многом проще, чем сидеть в министерском кресле”, — сказал Евгений Червоненко корреспонденту “Дня” уже по окончании нашего интервью, длившегося более часа.
“Настоящая война здесь, а не там”, — резюмировал министр транспорта и связи, описывая коррупционные схемы, которые, по его словам, “вороватые чиновники пытаются применять и при новой власти”, в частности — в Одесском порту. “Все надеются, что на очередном крутом вираже этот белоголовый орлан (так Евгений Альфредович скромно величает собственную персону) свернет себе шею и покорится… Ну уж нет!”, — в свойственной ему эмоциональной манере подытожил наш собеседник. В просторных хоромах на пятом этаже стеклянного “карандаша” Минтранса, что на проспекте Победы, “охранник революции” уже обжился. Так, наискось от рабочего стола, возле нескольких фотоснимков с Президентом и указа о собственном назначении, выгравированном на специальной сувенирной табличке, Евгений Альфредович вывесил небольшую, но милую его сердцу рамочку. На темно-бордовом бархате — двенадцать орденов министра. “Все заслуженные!” — особо акцентирует Червоненко. Два самых любимых — из рук экс-президента Леонида Кучмы. Первый — еще “до”, в 1999-ом, за достижения “Орлана”, другой — “после”, в 2005 — за все хорошее и к 45-летию. А последнюю, двенадцатую награду Евгений Червоненко получил буквально за пять минут до начала нашего разговора из рук представителя Енисейского войскового казачества. Правда, искренне недоумевал, “за что”, а потому и пресс-релиз по итогам встречи с казаками сочинять не велел. “Нечего лишний повод для передразниваний давать”, — пояснил министр своему пресс-секретарю...

— Вы уже разобрались, чего в вашем ведомстве больше, — транспорта или связи?

— Много и транспорта, и связи. По объемам поступлений в бюджет отрасли вполне сопоставимы, но переход на новые стандарты взаимодействия чрезвычайно сложен.

Значительная часть направлений требует модернизации. Так, работаем над удешевлением мобильной связи. Ведь наша тарификация самая дорогостоящая во всем СНГ! Аналогично — интернет. Первое кардинальное удешевление — по линии “Укртелекома”. Интернет в стране должен быть повсюду, это объективное требование времени! Во всем мире люди через сеть не только покупки делают, услуги оплачивают, но даже лечатся.

А теперь рассудите: выгодны ли подобные меры основным игрокам рынка, фактически — монополистам услуг? Нет, конечно! А потребителям? То-то же!

Так что скоро я снова буду плохим и неугодным. Это у меня роль такая по жизни, привык уже.

К этому месту я вообще философски отношусь, степень ответственности очень велика. Наши отрасли до 30% ВВП страны формируют, а простор для махинаций грандиозный.

Фактор внутреннего противостояния очень серьезен. Люди, “заправлявшие” при старой власти, надеются делать это и при новой, все ждут, когда я где-то оступлюсь, дам слабинку. Давление просто колоссальное, вплоть до “тихого саботажа” на среднем и нижнем уровнях. Кое-кто в открытую предупреждает: не сохранишь на работе начальника, мы тебя со свету сживем. Компромат вбросим, врать будем, очернять… Я сначала в броневик сел — правда, ненадолго, потому что понял: мы такие интересы затронули, что никакие броневики не помогут.

— Разработаны целевые программы развития или производится только “точечное воздействие”?

— Главное, чего стану добиваться от Кабмина: чтоб наши минтрансовские предприятия оставляли себе двадцать процентов прибыли. Да, именно такая доля пойдет в зарплатный фонд персонала, еще 30 — на обновление и 50, решением правительства, — в бюджет. Уверен: прибыль с одинаковой суммы, получаемая ведущим менеджером на государственном предприятии и на частном, должна быть одинаковой.

Досадно, когда некоторые, видя реальность изменений и понимая, что красть теперь не получится, в наглую заявляют: мол, все по-прежнему или еще хуже. Я же готов к любой проверке в любую минуту. Готов к вашим вопросам, но, главное, к тому, что шеф в глаза посмотрит и спросит: “Женя, изменилось ли?..”

— Есть ли намерение реформировать подчиненные вам железнодорожные войска?

— У меня с ними очень сложные отношения. Первое, что сделал, вступив в должность, — отменил постановление о двойном увеличении их численности. Там, кстати, сейчас проверка идет, так как во время выборов они задействовались во многих нарушениях.

Сегодня использовать их при строительстве автодорог невыгодно, менее убыточно нанимать гражданские фирмы. Так что на сегодня вырабатывается формула оптимизации их структуры. Железнодорожные войска будут привлекаться преимущественно для решения специальных задач, например, для ликвидации последствий стихийных бедствий.

— Скандально известный указ про регистрацию интернет-сайтов вы сами придумали или вас кто-то надоумил?

— Что значит — надоумил? Авторство принадлежит профильному департаменту Минтранса. В Минюсте получено соответствующее одобрение, но в конечном варианте закона, по недосмотру рядовых клерков, изменили несколько ключевых формулировок, из-за которых, собственно, и разыгрался сыр-бор. При этом в суть документа никто особо не вчитывался.

Проблема содержания сайтов, на самом деле, очень важна. Вот ваша газета за напечатанное отвечает, телевидение за показанное отвечает, а интернет?! Сплошное информационное киллерство, ответственности никакой!

— Как развивается конфликт с “Аэросвитом”?

— Когда Пинчук туда входил, он у меня не спрашивал, так что нечего теперь апеллировать. Еще полгода назад целостную авиационную политику диктовал в этом здании “Аэросвит”. Теперь такого нету — вот и почва для конфликта. Так или иначе, считаю, что землю они купили незаконно, попутно нарушив еще несколько статей закона о транспорте.

На уровне клерков, неожиданно для Минтранса, Кабмин уже разработал концепцию развития национального перевозчика. Перечитываю ее — и в глазах темнеет: каждый абзац «подогнан» под монополию этой же структуры! Вид сбоку, как говорится. А нам нужен именно национальный перевозчик, соответствующий интересам страны. Сейчас готовим тематическое совещание у Президента и соответствующий его указ по этому поводу.

Я не говорю, что “Аэросвит” теперь вообще отовсюду нужно вытеснить, но мне как менеджеру все-таки важно наличие конкурентной среды. “Борисполь” — гениальный аэропорт, необходимо задействовать его потенциал в полной мере. Жаль, пока не могу поделиться многими задумками, так как каждое мое слово вызывает движение на рынке.

— Продвигается ли распутывание поствыборной истории с транзитным сервером?

— Ничего не стану комментировать, я вам не Генпрокуратура. Пусть они разбираются. Одно скажу: Президент Ющенко такого приказа никогда не отдаст, следовательно, подобное впредь не повторится.

— За четыре месяца вы развернули достаточно бурную деятельность…

— Да, еще недавно у меня были люди из “Формулы-1”, мы обо всем договорились. Этим летом этап впервые проводит Турция и, зная размеры их прибыли, я по-хорошему завидую.

— …но о масштабах вашего “взяточничества” уже легенды ходят.

— Некоторые политиканы, на беду Украине, не упускают шанс грязно попиариться. На приеме в честь Дня России встретил Петра Симоненко, руки не подал, но очень вежливо, спокойно, в присутствии телекамер и ряда народных депутатов, спросил: “Петр Николаевич, зачем вы врете, зачем рассказываете о взятке, которой на самом деле, знаете, не было?” Неужели не понятно: если я хоть за одно кадровое назначение возьму деньги, то уже не смогу управлять ни отраслью, ни Минтрансом? Хватит того, что подобное предшественники мои активно практиковали. Гепрокуратура сейчас все расследует, Пискун начал уже конкретные цифры хищений озвучивать. Но это их парафия, а моя — провести аудит, упорядочить все, наметить стратегию развития и доложить Президенту. Следующий этап — привлечение инвестиций.

Зачастую наследие старой власти закручено в такие хитромудрые коррупционные схемы, что у меня голова кругом идет. Взять, например, вагоны железнодорожные. Ну не парадокс: чем больше мы осуществляем пассажирских перевозок, предоставляем услуг, тем больше убытки? Или вот сейчас мы с турками договорились о совместном обеспечении безопасности при транзите на Черном море, канале Дунай-Черное море. Но оказалось, что ранее в этой области с нашей стороны хищений было на 180 миллионов плюс три уголовных дела. Я солдат, исполнитель, но начинать приходится даже раньше, чем с чистого листа. Мы это, значит, разгребаем, передаем в Генпрокуратуру, но уже на завершающей стадии приходит из Кабмина депеша: с работы никого не снимать. Как же это: не снимать?

— Кто автор депеши?

— Все, молчу, тут пошла политика.

— Премьер-министр?

— Меня с Юлией Владимировной никто не поссорит! Я из всех министров самый старательный, больше моего похвал никому не достается. Я солдат и менеджер, политиканством не занимаюсь, а четко выполняю приказания премьера. Конечно, собственная позиция у меня есть по каждому вопросу, и я ее, по возможности, озвучиваю, но окончательное решение всегда за Юлией Владимировной и коллективной позицией КМУ.

— Тем не менее, попытки разделить ваше ведомство продолжаются.

— Послушайте, я не живу мифами, если отвлекаться на их переваривание — с ума сойдешь. Мне тут “по доброте душевной” не единожды докладывали: все, мол, разделяют, меня оставляют на транспорте, связь отдают Луценко, МВД — Королю, поскольку с НБР ничего не получилось, снимают Кинаха… И такой калейдоскоп ежедневно! Это для тех, кому нечего делать. Пока Президент назначил зама по связи, первого зама, указом Президента МТСУ отвечает за украинскую спутниковую связь.

— Эксперты уверены: цена вопроса о разделении — приватизация “Укртелекома”.

— Моя личная позиция, прежде всего как менеджера, а не как связиста, однозначна: продавать его преступно, но реформировать необходимо. Главное — добиться большей мобильности на рынке. Там проблемы с темпами принятия стратегически важных для компании решений: для их утверждения надо обойти всех кабминовских клерков, которые взамен на исполнение любой мелочной просьбы, входящей в их функциональные обязанности, выдвигают собственные встречные требования. Это глобальная на самом деле проблема для КМУ. Не знаю, может, туда священника стоит привести…

— Кивалов в ЦИК в свое время тоже приводил…

— Знаете, у любого человека, вне зависимости от его вероисповедания, главный священник — собственная совесть.

— Деятельность “Укртелекома” связана с прямым интересом некоторых ваших друзей и партнеров, в частности, Сергея Левочкина.

— Спросите где угодно — в парламенте ли, в Кабмине — вам везде скажут: у Червоненко понятия дружбы, бизнеса и государственного интереса разделены. Я сам это любому, самому близкому своему могу сказать. Что до Левочкина, то у нас с ним отношения нормальные, дружественные, хоть я считаю, что он во времена моего уничтожения, находясь близко к Кучме, мог бы за меня заступиться, как я теперь заступаюсь за некоторых. Но это ладно, перевернули страницу — дальше живем.

Слушайте, я не прокурор, нету у меня желания всех, кто при старой власти работал, за Валдай загнать. Вот недавно приехали из Америки представители самых влиятельных еврейских организаций, был ужин, посол США и меня пригласил…

— Тех самых организаций, которые вы в 1999-м уговаривали поддерживать Кучму?

— Да, тех самых. Евреи, они, знаете ли, очень влиятельны и мы сегодня стремимся завлечь их в Украину. Ющенко лично их принимал, а до этого у него была группа представительства также американских еврейских компаний-доноров — потенциальных наших инвесторов.

Мне многие говорят, что я в политике слишком искренний. Поверьте, и за поддержку Кучмы, и за поддержку Ющенко я ратовал абсолютно искренне. Просто в 1999-м была надежда изменить все к лучшему еще при Леониде Даниловиче. Я ему часто советовал смотреть на Ющенко без биологической ненависти, но он так и не прислушался.

— Вы все время при ком- то и очень агрессивно защищаете шефа…

— Ну и что, я же служу, а не прислуживаюсь!

Да, я преданный, такая моя природа, и ничего плохого в этом нет.

Я герой не интриг, а танкового прорыва. Почему вы не вспоминаете, что я от Кучмы ушел вместе с Ющенко, когда окончательно разочаровался в мимикрии Леонида Даниловича? Еще до этого советовал ему сосредоточить возле себя Ющенко, Гетьмана, Разумкова и Тигипко. Только в последнем я ошибся. И те, кто в свое время кормились из рук Кучмы, а теперь бросают в него камни, еще ответят перед Богом.

— Как вы думаете, почему Бакай решил встретиться именно с вами?

— Считаю это подтверждением собственной порядочности, честности и верности мужскому слову. Учитывайте при этом, что дружны мы с ним никогда не были. Так, общались по мере необходимости, в том числе — по поручениям Кучмы. Я сейчас впервые это рассказываю, но “разошлись” мы еще на заре нынешней истории. Была когда-то такая компания “Республика”, и он дал мне контракт на три миллиона долларов — на поставку в Туркмению баночного пива. Не знаю, что мною двигало, но уже в момент погрузки операцию я приостановил. Впоследствии оказалось: поступил правильно, потому как денег за сделку все равно бы не получил. Позже, в надежде возврата долгов, у Бакая под кабинетом очереди сидели, а он выбегал в другую дверь, прятался.

Ну, и еще эпизод. Летим мы из Тюмени, кажется, Кучма с супругой, я, тогдашний его советник, Туманов и Бакай. Игорь и говорит: “Леонид Данилович, давайте дадим чего-то Червонцу, а то он у нас как белая ворона”. Ну, “Криворожсталь” мне, конечно, не пожаловали бы, а что помельче — без проблем. Но я отказался.

Могу одно сказать: лично мне Бакая жалко. У него свой, особый талант, только направил он его не в то русло.

В подобных ситуациях главное — уметь сохранить человеческое и мужское достоинство, а не метаться, как крыса…

— Это вы о пополнении фракции БЮТ?

— Не мое дело такие вещи комментировать, но Абдуллина того же, из СДПУ(О) в БЮТ перешедшего, мне никогда не понять. Ну, это просто некрасиво, должна же быть какая-то мораль! Не верю я в перерождение Гапочки, не верю!

— Нравится — не нравится, а предвыборный список у вас будет, видимо, общий.

— Политика — дело сложное. Если руководство решит и сумеет доказать, что они теперь действительно больны проблемами народа и нашими идеалами, то милости просим… Но моя личная позиция от этого все равно не изменится.

— Кто из нынешней команды управленцев вам ближе всех?

— Безусловно, Виктор Ющенко. И не потому, что он Президент, но наличие определенных человеческих качеств характеризует его в высшей степени. Если бы тогда, в Австрии, случилось непоправимое, не знаю, как бы я сам дальше жил и как бы смотрел в глаза 48-ми миллионам граждан. Как? Моргая и изворачиваясь. Я и так потом не единожды, в том числе соратникам, объяснял, почему, выполняя тройной приказ, не поехал на дачу к Сацюку, снял всю систему охраны...

Ющенко сегодня Президент. Это накладывает отпечаток. В день инаугурации я последний раз обратился к нему на “ты” и перешел на “вы”. Считаю это абсолютно правильным, никакого дискомфорта. Мы долго шли к нашей дружбе через испытания. Надеюсь, пронесем ее до конца, независимо от кресел.

Еще дружу с Третьяковым, Павленко, Шандрой, Игнатенко, Зинченко, Порошенко, Ульянченко, Геращенко — мы многое вместе пережили. Основной круг общения — бывшая группа “Разом”. Дорожу хорошими отношениями с Владимиром Литвином.

— Один из главных “заветов” Виктора Ющенко — разделение власти и бизнеса. У вас, как известно, львиная доля имущества записана на жену…

— Стоп! Вот тут мы можем скатиться к очень серьезной проблеме. Как там в пословице: лишь бы у соседа хата сгорела. Любимая украинская игра.

Пришло время исповедовать новые тезисы. Первое: у власти должны быть люди обеспеченные! Тогда они стремятся не заработать, а показать, чего стоят как управленцы, сделать имя. Второе: большая власть дает большие социальные гарантии. Третье: эффективный менеджер государственного предприятия должен получать прибыль такую же, как и частного. Слишком много вольностей? Нет, это нормально, однако происходить все должно в прозрачном режиме, за что сейчас и боремся. Уверен: если бы в Минтранс пришел человек абсолютно бедный и голодный, пользы государству от его деятельности было бы значительно меньше.

Ксения ВАСИЛЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.