Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Какой видится Луганщина в своём водном зеркале

[17:21 15 июля 2008 года ] [ Ракурс (Луганск), 2 июля 2008 ]

Северский Донец был назван самой загрязненной рекой Украины.

По территории Луганщины протекает почти сотня рек, в том числе и одна большая — Северский Донец. Его длина в пределах области — 265 километров. Остальные реки — средние, которых 7, и малые — их 88. А еще глаз радуют 74 водохранилища, 331 озеро, 1743 пруда. Глаз то они радуют, а вот сердце за них болит. Ибо далеко не всегда мы относимся к водным сокровищам по-хозяйски. Техногенное влияние человека на водоемы подчас просто ужасающее. Мириться с этим никак нельзя. Поэтому председатель областного совета издал распоряжение “О временной рабочей группе по изучению состояния контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов”. В состав рабочей группы вошли депутаты областного совета, руководители соответствующих предприятий и организаций. Возглавил рабочую группу заместитель председателя областного совета Владимир Пристюк.

Прудов у нас — пруд пруди. И каждому нужен хозяин

— Владимир Николаевич, в наше время человек проходит, как хозяин, в полном смысле этого слова, не только по земле, но и по воде. Так чьи они, водные объекты?

Водоемы Украины разделены на объекты общегосударственного и местного значения. Но это относится только к пяти областям. Луганщина в числе остальных двадцати областей такой градации, к сожалению, не имеет. К водным объектам общегосударственного значения у нас относятся только реки Северский Донец, его притоки Деркул и Красная, а также Миус, впадающий в море. Статья 51 Водного кодекса Украины прямо говорит, что арендодателем этих объектов является Кабинет Министров. Районные администрации и местные советы также обязаны заботиться о таких объектах. Но как заботиться, за какие средства, четко прописанного механизма нет. И тут все зависит только от местной инициативы, хозяйского отношения к тому, что находится на территории громады. На мой взгляд, хорошо поставлена такая работа в Попаснянском, Антрацитовском, Сватовском районах. После распада коллективных сельскохозяйственных предприятий часть водохранилищ, озер, прудов остались, по сути, без хозяина, ухаживать за гидросооружениями стало некому. Десять лет назад областной совет, так и не дождавшись законодательной базы, разработал концепцию, благодаря которой водоемы обрели-таки хозяев. Областной совет при этом пользовался той же статьей 51 Водного кодекса, а также статьями 5 и 6. Из них следует, что водоемы, не относящиеся к объектам общегосударственного значения, являются объектами местного значения. А арендодателем водных объектов местного значения выступает областной совет. Было принято решение, что именно областной совет будет передавать водные объекты в пользование исполкомам местных советов.

— Как происходит такая передача?

Это все детально разработано, никаких сбоев не бывает. Сельский совет просит передать ему водный объект. Райсовет рассматривает просьбу и направляет соответствующее ходатайство в областной совет. Ходатайство рассматривается в постоянных комиссиях областного совета. И потом оно включается в повестку дня сессии областного совета, и на сессии принимается окончательное решение. — Но хватит ли средств у сельского совета для того, чтобы надлежащим образом ухаживать за водоемом, к тому же, нередко довольно крупным? — Исполком сельского совета может сам использовать пруд по своему усмотрению и в интересах громады. Также исполкому предоставляется право заключать договоры с юридическими или физическими лицами. В договоре указывается, кто, за что и в какой мере несет ответственность за нормальное функционирование гидротехнических сооружений, плотины. Гидротехнические сооружения могут находиться в собственности лиц, которые не являются арендаторами водного объекта. В таком случае арендатор водного объекта должен заключить договор аренды гидротехнических сооружений с их собственником. Договор аренды гидротехнических сооружений должен быть заключен до заключения договора аренды водного объекта. Гидротехнические сооружения следует держать под особым контролем. Это крайне важно и просто жизненно необходимо. Ведь есть населенные пункты, которые по рельефу местности находятся ниже водного зеркала большого пруда, водохранилища. Например, Сватово. На близком расстоянии над ним буквально нависла плотина водохранилища, которая пребывает далеко не в лучшем состоянии, и по ней, к тому же, проходит дорога. Возникнут самые тяжелые последствия, если плотину прорвет. А ведь это водохранилище относится к средним. Таких водохранилищ в области всего пять. Отмечу для ясности, что средним называют водохранилище с объемом свыше десяти миллионов кубометров воды и площадью более 150 гектаров.

— О чем еще говорится в договорах между исполкомами местных советов и юридическими и физическими лицами, которые получили в аренду водные объекты?

Обязательный пункт договоров — соблюдение режима общего водопользования. Арендатор не имеет права самочинно распоряжаться водоемом. Жители находящихся рядом с водоемом сел могут там купаться, обустраивать пляжи, поить домашний скот. Договор вступает в силу только после согласования с управлениями экологической безопасности и водного хозяйства.

— И какие же результаты действий областного совета согласно разработанной им концепции в отношении водных объектов?

Количество бесхозных прудов резко уменьшается. Их осталось менее тридцати процентов. Понятно, что и это нас пока не удовлетворяет, мы должны стремиться к тому, чтобы все пруды обрели хозяев. И чтобы эти хозяева были настоящими, а те так, что лишь бы кто-то. Собственность громады обязательно должна эффективно работать на громаду. Вот здесь наша рабочая группа и должна хорошо поработать, чтобы затем подготовить отчет и предложения областному совету.

Бой “пера” и супертяжа

— Владимир Николаевич, отдельно хочется спросить о состоянии малых рек Луганщины. Ну, и о Северском Донце — тоже.

Местные бюджеты беспощадно урезаны острыми ножницами экономических неурядиц. Хотя в целом экономика области растет, всем хочется как можно больше ускорить этот процесс, восстановить здоровый ритм сердец затухающих предприятий. И вот тогда денег в бюджетах хватит на все, и на экологию тоже. Но вот та самая экология очень долгое время находилась в крупном проигрыше. И малые реки по сравнению с расположенными на их берегах промышленными предприятиями зачастую выглядят так, как если бы на боксерский ринг вышли на единоборство спортсмены в наилегчайшем весе и супертяжи. Да еще судья будет открыто подсуживать явно сильнейшему. Посмотрите, какие складываются “боксерские пары”: Алчевский металлургический комбинат — и реки Лозовая, Белая; Лисичанский содовый завод — и река Верхняя Беленькая; Сватовский молокозавод — и река Красная и так далее. Кто кого побьет, притом жестоко, вполне понятно. Правда, в последнее время на ряде предприятий принимаются довольно действенные меры для того, чтобы уменьшить вредоносное влияние на окружающую природную среду. К примеру, на том же Алчевском меткомбинате. Однако из-за огромного техногенного влияния продолжается загрязнение, заиление малых рек, водоемов, заболачивание пойм и зарастание их болотной растительностью. Наибольшую нагрузку несут реки правобережья Северского Донца и бассейна Миуса. Из общего объема возвратных вод, которые сбрасываются в естественные водоемы, более половины попадают туда. Этим особенно грешат и шахты. Объемы сбросов отдельных шахт колеблются от 0,5 до 10 миллионов кубометров в год. Искусственная минерализация малых рек шахтными водами сказалась и на существенном повышении жесткости воды Северского Донца. Причины этого для специалистов не являются секретом: недостаточная мощность и устарелость очистных сооружений, сброс в сети городской канализации производственных сточных вод с высокими концентрациями тяжелых металлов, нефтепродуктов, повышенной минерализацией. Из наших рек не то что воду пить нельзя, в них уже санэпидемстанция строго-настрого запрещает даже купаться. Пляжи Северского Донца, извечно привычные места отдыха для тысяч и тысяч людей, стали чем-то вроде мест для занятий экстремальными видами спорта отдельных отчаянных любителей острых ощущений.

— Одним из главных постоянных экологических обидчиков Северского Донца называют Лисичанский содовый завод. Вопрос “Доколе?” здесь вполне уместен.

Областной совет к загрязнителям подобного рода занял непримиримую позицию. Содовый завод стали штрафовать, как говорится, на полную катушку. Его руководству было прямо заявлено: если не прекратите вредить Северскому Донцу, то такое предприятие Луганщине не нужно. Подействовало. Вот что сообщил городской голова Лисичанска в письме председателю областного совета Валерию Голенко: “На предприятии разработаны и финансируются мероприятия по охране окружающей природной среды. Для определения влияния накопителей промстоков на окружающую природную среду заключен договор с “Луганскэкоцентром” на выполнение работ по режимным наблюдениям за гидротехническим уровнем и температурными режимами подземных вод в районе накопителей. В районе накопителей площадь влияния загрязнения хлоридами и аммонийным азотом уменьшается, нитритное загрязнение отсутствует. За период сброса нарушений ПДК в контрольных створах ниже сброса 500 метров и у Светличанского питьевого водозабора не было”. Как видим, подвижки в лучшую сторону происходят. Но областной совет не оставит своего контроля за деятельностью ОАО “Лисичанская сода”.

Всё начинается с земли

— Владимир Николаевич, давайте возвратимся к арендодателям в лице исполкомов местных советов и арендаторам в лице юридических и физических лиц. Водный объект — это ведь не только сугубо водное зеркало. Водный объект тесно обнимают прибрежные земельные полосы. За их состояние арендатор несет ответственность? Учитывается ли это в соответствующих договорах между арендодателем и арендатором?

Прибрежье и само водное зеркало, по существу, единое целое. Их состояние — взаимозависимое. Одно от другого отделить невозможно. В законодательстве это, естественно, учитывается. В соответствии со статьей 59 Земельного кодекса Украины гражданам и юридическим лицам органами исполнительной власти или органами местного самоуправления из земель водного фонда могут передаваться на условиях аренды земельные участки прибрежных полос для самых разных целей: сенокосов, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических, научно-исследовательских. Согласно требованиям статей 122-126 Земельного кодекса Украины, приступать к пользованию земельным участком до установления его границ в натуре, получения документа, который свидетельствует о праве на него, и государственной регистрации запрещается. Поэтому, прежде чем приступать к пользованию водным объектом, необходимо оформить право на земельный участок водного фонда (покрытые водой земли, прибрежная полоса). Порядок предоставления земель водного фонда в пользование и прекращение права пользования ими устанавливается земельным законодательством (статья 85 Водного кодекса Украины). Таким образом, при предоставлении в аренду или постоянное пользование земель водного фонда нужно пользоваться Земельным кодексом Украины, Законом Украины “Об аренде земли”. Что касается компетенции предоставления и изъятия земельных участков водного фонда, то она передана, согласно действующему законодательству, райгосадминистрациям (часть 5 статьи 149 Земельного кодекса Украины). Земли водного фонда предоставляются в аренду на основании распоряжения председателя райгосадминистрации путем заключения договора аренды земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Чтобы не было питьё, как битьё организма

— Водное зеркало — на виду. Но в отличие от обычного стеклянного зеркала толщина его поистине необъятна. Она даже не заканчивается дном водоема. Водоем питается множеством подземных источников, сам отдает влагу подземным глубинам. Таким образом, если водоем загрязнен, то и питьевую воду мы не можем получить нужного качества. Это напрямую отражается на состоянии здоровья. Владимир Николаевич, что особенно вредит нашим водным объектам? И как это влияет на качество подземных вод, питьевой воды?

Я уже говорил о том, что водные объекты преимущественно загрязняются отходами промышленных предприятий. Чтобы еще раз заострить на этом внимание, обращусь к ретроспективе. Реки потеряли былую чистоту уже давно. Основная часть прогнозных ресурсов подземных вод сосредоточена в северной части области в долине Северского Донца на площади верхнемеловых отложений, которые имеют благоприятные гидрогеологические условия для формирования запасов подземных вод. Южная часть области имеет ограниченные водные ресурсы, да к тому же, значительная их часть дренируется шахтным водоотливом. Качество поверхностных вод Северского Донца стало ухудшаться с 60-х годов прошлого века. Печальный парадокс. Там, где находятся водозаборы из Донца, там и воцарился так называемый химический треугольник предприятий Северодонецка, Рубежного, Лисичанска со своими стоками, пропитывающий долину реки различными загрязнителями. Образовавшийся там очаг загрязнения подземных вод стал оказывать отрицательное влияние на все водозаборы долины Северского Донца. И вот к чему это привело. ГОСТу “Вода питьевая” в 1960 году отвечали 1175 тысяч кубометров воды в сутки, в 1978 году — 678 тысяч кубометров, в 1990 году — 200 тысяч кубометров, в 1999 году — 100 тысяч кубометров воды в сутки. Сейчас около 70 процентов питьевой воды приходится называть некондиционной. Такая питьевая вода обладает повышенным содержанием солей и сверхнормативной жесткостью. Из источников, распложенных в долине Северского Донца, вода попадает и в пруды, водохранилища. Значит, и в искусственных водоемах воду кристально чистой назвать никак нельзя. Все взаимосвязано в природе. Самовосстановительная способность Северского Донца уже не возобновляет экологическое равновесие. И вот такой ужасающий факт. В 1992 году на конференции, проводимой ООН по окружающей природной среде и развитию в Бразилии, Северский Донец был назван самой загрязненной рекой Украины! Да, Северский Донец относится к объектам общегосударственного значения. И о его состоянии должен заботиться Кабинет Министров. Но областной совет это тоже крайне волнует, и он действует в интересах областной громады, с тем чтобы главная наша водная артерия была защищенной. Северский Донец даже попал под охрану не только государства, а государств. В 2001 году в Харькове был принят “Меморандум о совместных действиях по охране и использованию реки Северский Донец между Украиной и Российской Федерацией”. Цель меморандума — объединение усилий двух стран по оздоровлению единых природных комплексов и ограничению трансграничного загрязнения водных ресурсов реки. Меморандум подписали руководители приграничных областей Украины и России. Предусматривались рекультивация земель, создание лесозащитных полос, расчистка русел рек Лугань, Ольховая, Беленькая, Нагольная, Боровая, Деркул, Большая Каменка, реконструкция и строительство очистных сооружений, насосных станций, создание полигонов твердых бытовых отходов, поддержание биоразнообразия в водных экосистемах.

Позже принимались различные программы по улучшению водоснабжения населенных пунктов области с решающим финансовым участием государства. К сожалению, работа в этом направлении ведется крайне слабо. Мы намерены на основании выводов рабочей группы жестко поставить вопрос перед КМ о выполнении своих обязательств. По итогам работы рабочей группы мы информируем не только депутатов областного совета, но и через средства массовой информации население области.

За хозяйским глазом тоже нужен глаз да глаз

— Владимир Николаевич, а во всем ли можно положиться на новых хозяев прудов?

С долей иронии можно сказать, что и этим новым хозяевам ничто человеческое не чуждо. В том числе и нарушение взятых на себя обязательств, в данном случае — обозначенных в договорах об аренде водных объектов. Постоянно поступают сигналы о различного рода нарушениях. Особенно вопиющими представляются случаи, когда с наступлением холодов воду прудов пытаются слить, чтобы беспрепятственно выбрать всю рыбу для продажи. Пойманные за руку “рыбаки” объясняют свои действия, как правило, тем, что без слива воды невозможно отремонтировать гидросооружения. Но это не так. Сливать воду арендаторы не имеют права. Ведь на восстановление нормальной экосистемы пруда, который они не строили, потребуется много лет. Да, могут возникнуть исключительные ситуации. Но тогда все зависит от совместного решения представителей МЧС, рыбинспекции, водхоза. Иного варианта не может быть.

Анатолий КОБЕЛЬНЮК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.