Недостатки неудобовыговариваемого, шипящего, как прорвавшая труба, жилищно-коммунального хозяйства являются неизбежным продолжением его достоинств. О недостатках вслух рассуждают жители, которым приходиться все больше и больше платить по счетам за воду и тепло. О достоинства знают, но в основном, помалкивают, будущие и нынешние собственники теплокоммунэнерго, ЖЭКов, водоканалов и других коммунальных предприятий. Чтобы удешевить коммунальную собственность, застывшую в предприватизационной готовности, украинцам долгое время рассказывали о больших и действительно существующих проблемах ЖКХ: низких, не окупающих затраты тарифах на тепло, воду и канализацию, удручающем состоянии изношенных сетей и задолженностях в оплате услуг населения. Все это и многое другое — правда. Тем не менее, сейчас ЖКХ напоминает украинскую банковскую систему, замершую на низком старте перед периодом ее бурного роста лет 5-10 назад, когда банковский рынок рос на 100—140% в год. Причина интереса толстосумов к ЖКХ та же, что и к банкам еще недавно. Высокая инвестиционная привлекательность отрасли.
Что оценивает инвестор в первую очередь? В первую очередь считаются, конечно же, деньги и то, что имеет к ним самое непосредственное отношение. С этой точки зрения, затюканное украинское ЖКХ — это просто Клондайк для инвесторов. Население и предприятия, хотят — не хотят, но ежемесячно оплачивают присланные счета. И уровень расчетов в отрасли из года в год растет, и сейчас он от 50-70% реально, хоть и не ритмично, приближается к заветным 90—100%. В масштабах страны, региона, города — это серьезнейшие, а главнее стабильные и не зависящие ни от чего финансовые потоки. Люди будут платить за воду в кране и тепло в батареях, свет и канализацию точно так же, как каждое утро мы устремляемся в булочную. И для тех, кто умеет считать деньги, подобная неизменная потребность в услугах — это то, что заставляет бросить все остальное и заниматься только этим.
Второе неоценимое достоинство украинского ЖКХ так же диалектически вытекает из его недостатков. Это его низкая техническая оснащенность. Старые допотопные котлы с низким коэффициентом полезного действия, большие потери тепла и воды в изношенных коммуникациях создают предпосылки для сравнительно легкого и быстрого увеличения прибыли в три-четыре раза только за счет замены оборудования на более экономное и современное. Повышение цены на газ будет так же являться стимулом для его экономии и применения современных технических решений. Поэтому разговоры о политической нестабильности в Украине, изношенности основных фондов в ЖКХ, которые ведут его потенциальные инвесторы — это сказки для бедных и развивающихся стран для того, чтобы скупить их по дешевке. Например, плачевное состояние с выплатой зарплаты на Херсонском машиностроительном заводе, которое вдруг стало достоянием всей страны, вызвано не только стагнацией украинского сельхозмашиностроения. К этой — основной и глобальной — причине примешаны еще и местные. На территории завода находится подстанция, которая снабжает электричеством расположенный возле завода жилой микрорайон. Ее стоимость, по словам собственника и председателя правления ХМЗ Александра Олейника — 40 миллионов гривен. Если под шумок забастовок поменять собственника на заводе, то новому владельцу достанутся не только проблемы сельхозмашиностроения, но земля и подстанция, к которой в Херсоне проявляют очень большой интерес.
Сейчас приватизация в ЖКХ по закону запрещена. Но в скрытом виде многие предприятия отрасли уже давно фактически приватизированы, например, с помощью аренды с выкупом. Юристы министерства ЖКХ уже многие годы традиционно оспаривают право собственности на эти предприятия в судах, но это — долгие и запутанные процессы. Потому что по одному закону — об аренде эти предприятия могут становиться частными. А по другому — об особенностях приватизации в ЖКХ — нет. В сущности, нынешние темпы реформирования отрасли будут зависеть от воли парламентариев и исполнительной власти. Но, повышение цены на российский газ до рыночной, принятое на переговорах в Москве в этом году, делает быструю приватизацию ЖКХ практически неизбежной. Проблема лишь в том, какое парламентское большинство и какое правительство будет создавать правила в отрасли и следить за их выполнением, кому именно будут протежировать чиновники правительства и лоббисты частных инвесторов с удостоверениями народных депутатов.
Михаил МИЩИШИН
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.