Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

2007 стал годом катастроф. Дальше будет хуже?

[14:11 26 декабря 2007 года ] [ Донецкие новости (Донецк), 20 декабря 2007 ]

В Донецкой области расположены десятки предприятий, аварии на которых могут угрожать жизни и здоровью тысяч людей.

 В Украине много промышленных предприятий. С одной стороны, это хорошо: у людей есть работа, государство имеет возможность пополнить свой бюджет. Но с другой стороны — крупные промышленные предприятия, как показали последние события в Украине, несут в себе большие техногенные риски: авария на промпредприятии может иметь катастрофические последствия для всего региона, а то и для всей страны. Особенно это актуально для Донбасса, где находится рекордное число заводов, соседство с которыми может быть очень небезопасным. Крушение поездов с опасными веществами, аварии на промышленных предприятиях, подземные взрывы на шахтах, включая трагический “рекорд” по количеству погибших (более ста человек на шахте им. Засядько в Донецке) — вот чем ознаменовался уходящий год. Большинство произошедших катастроф — техногенные (вызванные не явлениями природы, а жизнедеятельностью людей).

По техногенной нагрузке Донецкая область не имеет аналогов в Европе. Поэтому наш регион требует к себе особого внимания как в вопросе финансирования различных систем безопасности, так и модернизации производственных мощностей. Донбасс — особенный

Сейчас многие об этом говорят, однако не многие могут дать объективное пояснение, почему именно Донбасс такой особенный.

Еще в позапрошлом веке предприниматели (как царской России, так и других европейских держав) по достоинству оценили выгоды уникальной географической близости криворожских месторождений железной руды и донбасских коксующихся углей, что позволяло им производить металл, себестоимость которого была самой низкой, и не только в Европе.

Однако в 70-х годах прошлого века уголь перестал быть единственным источником энергии, появилась более дешевая альтернатива углю — сибирский газ. Кроме того, другие регионы СССР подтянулись в промышленном, кадровом и научном плане, именно на их развитие стали направляться основные инвестиции. Это полностью изменило географию капитальных вложений, а следовательно, и перевооружения промышленности. Увы, не в пользу Донбасса или других украинских регионов. В итоге мы имеем целый список депрессивных городов: Торез, Снежное, Селидово, Белозерск, Димитров, Дзержинск, Шахтерск… А соответственно и обширные территории повышенной опасности. Старые электрические, транспортные, коммунальные сети, а также устаревшие производственные мощности — все это и есть проблемные точки нашего региона, которые в любой момент могут стать источником техногенных катастроф.

А еще остались шахты, в угольных пластах которых сконцентрировано огромное количество метана. Таких шахт более 20, и одна из них — печально известная на всю Украину шахта им. Засядько.

Остановка предприятий — единственный выход?

После аварии на шахте им. Засядько несколько раз звучали идеи о ее полном закрытии как о способе избежать трагедий в будущем. Но такое решение может оставить без сырья коксохимиков и тем самым косвенно спровоцировать новые техногенные катастрофы, уже в коксохимической отрасли. Ведь после аварии на шахте им. Засядько ситуация с обеспечением всех отечественных коксохимзаводов сырьем стала буквально катастрофической.

Яркий пример тому — Донецкий коксохимический завод. По словам генерального директора ДКХЗ Геннадия Волокиты, режим работы “с колес” в коксохимическом производстве особенно опасен в условиях зимнего понижения температур: “Если угля у коксохима не хватает, то уменьшается выход коксового газа”.

Директор ДКХЗ не скрывает, что подобная ситуация может иметь самые тяжелые последствия: “Возможны явления, которые могут привести к остановке в аварийном режиме всего химиче-ского крыла завода. Простой из-за прекращения загрузки или выдачи коксовых печей (в связи с отсутствием угля либо выходом из строя основного оборудования коксового и углеподготовительного цеха) на два-три часа могут привести к снижению давления в общем газопроводе до критических показателей. А это приведет к остановке нагнетателей коксового газа и непредсказуемым экологическим последствиям”.

Сложности еще и в том, что ДКХЗ — один из старейших отечественных коксохимзаводов. А это значит, что его основные производственные фонды устаревшие и изношенные. Особенность коксохимического производства заключается в том, что в одночасье остановить на нем производственный процесс невозможно. Ситуация усугубляется тем, что завод находится в центре города, и естественно, что допускать аварийную остановку предприятия нельзя.

С еще одним коксохимом — Ясиновским — проблемы другие: всем, кто жил недалеко от предприятии, известно, какая сильная вонь от него разносится. Местные жители в недоумении: что же они вдыхают, когда ветер дует от комбината?

Самая опасная химия — в Горловке

Есть в Донецкой области такой чудный городок — Горловка. Известен он не своими парками и скверами, а опаснейшими объектами химической промышленности (а всего в области их — только представьте себе! — 174). Например, здесь находится один из крупнейших в Украине производителей аммиака — концерн “Стирол”. Рядом со “Стиролом” расположена еще одна “химпромовская жемчужина” — находящийся на санации Горловский химический завод, в прошлом производитель взрывчатых веществ. Здесь складированы и ждут утилизации более двух тысяч тонн высокотоксичных мононитрохлорбензолов. Они загружены в контейнеры, которые, по данным независимых экологов, могут давать утечку.

К чему это приводит, хорошо иллюстрирует один случай: в декабре 1989 года авария на этом предприятии привела к попаданию хлорбензолов в угольные пласты шахты “Александр-Запад”. Результат — массовое отравление шахтеров, консервация шахтного крыла и убытки более чем в 20 миллионов советских рублей.

Еще один проблемный объект — это Никитовский ртутный комбинат, также находящийся на санации. Еще 15 лет назад он был крупнейшим в Европе производителем ртути, сейчас же это вместилище опасных отходов, рядом с которым находится главная питьевая артерия области — канал Северский Донец — Донбасс.

А еще в Горловке имеются производства кокса, огнеупоров, доломитов; мощный транспортный узел; через город проходит продуктопровод, транспортирующий аммиак. Рядом с аммиакопроводом находится железная дорога, по которой курсируют пригородные и пассажирские поезда. Каждый раз, когда поезд минует Горловку, люди принюхиваются: есть ли в воздухе едкий запах аммиака, или беда на сей раз прошла стороной?

Так мы и живем — как на пороховой бочке. И единственное, что может гарантировать нам безопасность, — это постоянный контроль за состоянием оборудования на техногенноопасных промышленных предприятиях и других объектах (газопроводах и т.п.). Контроль со стороны руководства предприятий, их собственников, властей, а если нужно — и общественности.

Сергей ХАРЧЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.