Накануне Балканского энергетического саммита в хорватском Загребе, в котором принял участие президент России Владимир Путин, компании подписали меморандум о начале работы по созданию газопровода “Южный поток”. Вопреки ожиданиям, он пройдет не через Турцию, а напрямую из России в Болгарию по дну Черного моря. Таким образом, отмечают отраслевые эксперты, Россия диверсифицирует коридоры поставок своего газа в Европу и снижает свою зависимость от украинской газотранспортной системы.
В субботу зампред правления “Газпрома”, гендиректор ООО “Газпром экспорт” Александр Медведев и глава Eni Паоло Скарони подписали меморандум о взаимопонимании по реализации проекта “Южный поток” (South Stream) в рамках двустороннего соглашения о стратегическом партнерстве, подписанного 14 ноября 2006 года. Газопровод протяженностью 900 км пройдет по дну Черного моря из России в Болгарию, его мощность составит до 30 млрд кубометров в год. В Болгарии “Южный поток” разделится на два трубопровода. Один из них пойдет через Румынию и Венгрию в Австрию и Словению, другой — через Грецию на юг Италии.
Компании создадут СП, которое станет оператором строительства газопровода, а затем получит его в концессию. Паоло Скарони уточнил, что партнеры профинансируют проект на паритетных началах. “Газопровод заработает через три года после того, как будут получены все необходимые разрешения”, — пояснил господин Скарони. В “Газпроме” говорят, что стоимость проекта и распределение долей будут определены после разработки ТЭО, которое ведет итальянская Saipem.
Saipem участвовала в проекте “Голубой поток”, который также принадлежит “Газпрому” и Eni. ТЭО южного газопровода до сих пор, по официальной информации, готовила венгерская MOL. В “Газпроме” не уточняют, что не устроило монополию в венгерском проекте, но из подписанного документа следует, что маршрут трубопровода резко изменился. Ранее предполагалось, что он пересечет Черное море параллельно “Голубому потоку” и далее пойдет через Турцию.
Но, как пояснил источник в “Газпроме”, Турция “не выразила заинтересованности в новом проекте”. Более того, отмечает собеседник, она открыто поддерживает альтернативный Nabucco. “Мы будем продолжать работать с Турцией по плану поставок газа на ее территорию и дальше в Израиль”, — сообщил замруководителя департамента по информационной политике “Газпрома” Сергей Куприянов.
Отраслевые эксперты считают, что изменение маршрута “Южного потока” призвано диверсифицировать коридоры поставок газа в Европу. Константин Батунин из Альфа-банка оценил только морскую часть “Южного потока” в 3-4 млрд . долларов. “Проложить вторую ветку в коридоре 'Голубого потока' было бы дешевле, чем напрямую в Болгарию”, — отмечает аналитик. Но суммарная пропускная способность “Южного потока” и “Голубого потока” составила бы 48 млрд кубометров, и Турция “получила бы возможность влиять на энергобезопасность Евросоюза”. “Будучи ближайшим союзником США в регионе, не ясно, как она воспользовалась бы этими транспортными потоками и не предпочла бы в какую-то минуту поставки азербайджанского или иранского газа российскому”, — говорит господин Батунин. Валерий Нестеров из “Тройки Диалог” оценивает морскую часть “Южного потока” более чем в 5 млрд. долларов. “В условиях, когда Украина заявила о возможности утроить транспортные сборы по своей территории для 'Газпрома', новый проект позволит монополии избежать страновых рисков”, — отмечает аналитик.
В “Газпроме” не скрывают, что монополия торопится с реализацией проекта “Южного потока”. Ведь у него есть реальный конкурент — газопровод Nabucco мощностью 31 млрд кубометров в год, который пройдет с Каспийского шельфа в Европу через Турцию и Балканы (стоимость проекта — 5,1 млрд . долларов ). Его строительство планируется завершить в 2012 году. “Южный поток” на Балканах фактически повторяет маршрут Nabucco — вопрос в том, какой из проектов получит режим наибольшего благоприятствования в странах—транзитерах газа. Не случайно меморандум был подписан за день до поездки президента Владимира Путина в Загреб, на Балканский саммит по энергетическому сотрудничеству. “Южный поток”, напрямую связывающий Россию и Балканы, — это обещание дополнительных доходов от транзита российского газа. Среднеевропейский транспортный тариф равен 2,4-3,2 долларов за прокачку 1 тыс. кубометров газа на 100 км, что означает сотни миллионов долларов для бюджетов стран-транзитеров. По расчетам “Тройки Диалог”, в среднем страны получат по 300 млн . долларов в год.
Наталья ГРИБ
Что скажете, Аноним?
[12:17 30 ноября]
[07:40 30 ноября]
[20:31 29 ноября]
13:00 30 ноября
12:30 30 ноября
12:00 30 ноября
11:30 30 ноября
11:00 30 ноября
10:00 30 ноября
09:30 30 ноября
08:30 30 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.