Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Газовая стереометрия

Существующая модель поставок газа в Украину не отвечает экономическим интересам государства и нуждается в переформатировании.

Пассивность правительства в газовом вопросе неминуемо приведет к потере прав собственности на газотранспортную систему, что окончательно поставит страну в зависимость от воли Кремля

Газово-нефтяной конфликт с Белоруссией поставил точку в российской политике избирательной лояльности в вопросе энергетических поставок. Цены на газ для Минска подняли в два раза (с 47 до 100 долларов), не помог и союзный договор двух держав. Более того, согласно достигнутым договоренностям, через три года “Газпрому” отойдет половина акций государственного концерна “Белтрансгаз”, владеющего белорусскими газопроводами. Цены повысились также для Прибалтики, Грузии, Армении, Молдавии и Украины. В целом доходы “Газпрома” от продажи газа на постсоветском пространстве в 2007 году вырастут примерно в два раза, до шести миллиардов долларов. С 2004 года цены на газ для соседей России увеличились почти в четыре раза. Сегодня средневзвешенная цена российского топлива составляет около 200 долларов за тысячу кубометров, хотя еще три года назад не превышала 55 долларов.

В результате резкого скачка цен из обоймы потребителей “Газпрома” выпал только Азербайджан, который не согласился покупать топливо по 235 долларов за тысячу кубов. По мнению президента этой страны Ильхама Алиева, такая цена “диссонирует с духом и сущностью российско-азербайджанских отношений”. Вместе с тем Азербайджан, который вплотную подошел к промышленной разработке своего нового газового месторождения Шах-Дениз, может позволить себе отказаться от энергетических услуг РФ. Поначалу отвергнув предложение Москвы покупать газ по 235 долларов, президенту Грузии Михаилу Саакашвили так и не удалось договориться о поставках альтернативного топлива из Азербайджана и Ирана. Договоры о покупке газа на условиях “Газпрома” пришлось подписать.

Разница в ценах для республик бывшего СССР объясняется лишь объемом уступок с их стороны. К примеру, Армения, получающая газ по 110 долларов за тысячу кубометров, передала России новый энергоблок своей крупнейшей электростанции (Разданская ТЭС). Для страны, потребляющей не более двух миллиардов кубометров газа, такая уступка оказалась достаточной. Относительно спокойно новый виток газовых цен восприняли прибалтийские страны. Мерилом для эстонцев, литовцев и латышей являются западноевропейские расценки на энергосырье, поэтому даже 195—260 долларов за тысячу кубов их не пугают. Зато такие цены страшат украинских химиков, металлургов и машиностроителей. Поэтому правительство, которое представляет интересы крупных бизнес-групп, продолжает делать уступки “Газпрому” вместо того, чтобы попробовать вернуть инициативу по ценообразованию в свои руки.

Плата натурой

На фоне договоренностей с другими соседями России стоимость газа для Украины — 130 долларов за тысячу кубометров — выглядит более чем сносно. “Газпром” не только дал хорошую цену, но и умело подыграл украинскому правительству, которое в процессе переговоров добилось минимальной уступки в пять долларов (изначально газ хотели продать по 135 долларов). Но это только на первый взгляд. В реальности газ обходится стране значительно дороже. Бартер в расчетах как был, так и остался, изменились только его формы. Бартерный платеж можно условно разделить на три части: льготный транзит, монополия структур “Газпрома” на рынке поставок газа промышленным потребителям и производственные активы.

В январе 2006 года соглашением между НАК “Нафтогаз України”, “Газпромом” и RosUkrEnergo была зафиксирована не только цена газа (95 долларов), но и ставка транзита — 1,60 доллара за прокачку тысячи кубометров топлива на каждые сто километров украинской территории. С 2007 года стоимость газа выросла почти на 40%, однако цена транзита осталась прежней. Это тоже своеобразная плата за российское топливо. Поставки газа промышленным предприятиям контролирует компания “Укргаз-Энерго” — дочерняя структура RosUkrEnergo и НАК “Нафтогаз України”. При этом сложно сказать, получает ли НАК свою долю прибыли от деятельности СП “Укргаз-Энерго” (УГЭ). Закрытость такой информации позволяет в этом усомниться.

Позиции “Газпрома” в газораспределительном секторе значительно укрепило недавнее решение Кабмина, которое обязало промышленных потребителей газа заключать договор на его транспортировку с поставщиком топлива, а не с транспортирующей организацией. Фактически это означает перераспределение денежных потоков, генерируемых обл— и горгазами в пользу НАК “Нафтогаз України” и “Укргаз-Энерго”. “Правительственные нововведения направлены на монополизацию рынка газопоставок в руках одного хозяйствующего субъекта, каким является ”Укргаз-Энерго”. Эта компания отныне является собственником газового ресурса, его транспортировщиком и конечным поставщиком”, — считает глава наблюдательного совета “Закарпатгаза” Любомир Шершун.

Правительственное постановление создало все предпосылки к продаже облгазов RosUkrEnergo и “Укргаз-Энерго”. Полулегальный бизнес собственников облгазов (его основу, по мнению специалистов, составляло воровство на якобы сверхнормативных потерях в сетях), среди которых значатся народные депутаты (Богдан Губский) и бывшие чиновники НАКа (в частности, экс-заместитель главы компании Олег Бахматюк), скорее всего, отойдет газпромовским посредникам. Покупка облгазов не означает, что RUE или УГЭ станут владельцами газораспределительных сетей. В отличие от облэнерго, в собственности которых находятся линии электропередачи, облгазы газопроводами не владеют (формально они принадлежат Фонду госимущества). Реальных активов у этих компаний нет. Однако в условиях тесной связки между менеджментом НАКа и “Укргаз-Энерго” такой виртуальный бизнес действительно способен генерировать большие прибыли.

Бизнес “Газпрома” в Украине все больше дифференцируется. В прошлом году “Укргаз-Энерго” опробовала себя на рынке нефтепродуктов, осуществляя давальческие поставки нефти на крупнейший в стране Кременчугский НПЗ и торгуя произведенным топливом. Правда, сейчас эти поставки приостановлены — слишком дорого обходится УГЭ нефть российских нефтяных компаний. Однако как только RosUkrEnergo обзаведется серьезными добывающими активами в России или Украине (руководство компании не раз говорило об интересе к ним), этот бизнес получит новый импульс. Являясь монопольным поставщиком газа промышленным потребителям, “Укргаз-Энерго” получит серьезные рычаги влияния на их собственников. По мнению аналитиков, в ближайшее время произойдет перераспределение собственности в химической отрасли.

Дмитрию Фирташу, одному из совладельцев УГЭ (не исключено, что это лишь номинальный собственник), уже принадлежат три химических завода в Украине — “Ровноазот”, “Крымский Титан” и Крымский содовый завод. Вскоре его активы могут пополниться также черкасским “Азотом” (сейчас контролируется Александром Ярославским) и “Днепроазотом” (Игорь Коломойский). Новые цены на газ снизили привлекательность этих активов для нынешних владельцев, которые могут принять решение об их продаже. Наиболее вероятным покупателем таких активов станет именно Фирташ: он может поставлять газ на свои предприятия по сниженным ценам. Не исключено также создание совместных предприятий с такими компаниями, как “Стирол” (народный депутат Николай Янковский) или северодонецкий “Азот” (американский предприниматель Алекс Ровт).

Все это вместе — многомиллионный косвенный платеж Украины за право еще какое-то время покупать газ по сниженной цене. Дешево откупиться от “Газпрома” не получится. По мнению главы правления Альянса “Новая энергия Украины” Валерия Боровика, пассивность украинского правительства в вопросах цены газа может дорого стоить. “Повышение цены на газ происходит по инициативе продавца — российской стороны. Это чревато новогодними подарками по-белорусски, когда возможность для переговорного маневра минимальная и приходится отдавать то, что совсем не хочется отдавать”, — считает он. А поскольку все, что мы могли, уже отдали, дальше придется пожертвовать газотранспортной системой (ГТС), представляющей для “Газпрома” и Кремля стратегический интерес.

Вырваться из паутины

Украине будет сложно отстоять право собственности на газопроводы — для этого у нее нет ни достаточных денежных, ни лоббистских ресурсов. Белорусский сценарий стал красноречивым тому свидетельством. Сегодня 80% белорусов не приемлют факта передачи “Белтрансгаза” в руки иностранной компании. Но президенту этой республики Александру Лукашенко просто не оставили выбора, а любые попытки пересмотреть достигнутые с Москвой договоренности будут чреваты очередным витком противостояния, которое, скорее всего, вновь завершится не в пользу белорусов. Украинскому правительству стоило бы сделать из этой ситуации правильные выводы. Вместо этого министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко стал делать прогнозы увеличения транзита российского газа то ли на три, то ли на семь процентов. На эти заявления тут же последовала реакция первого вице-премьера Николая Азарова: “Те, кто с украинской стороны заявляет о возможном увеличении транзита газа в случае осложнения российско-белорусских отношений, высказывают собственное мнение”.

Очевидно, правительство Украины еще не выработало четкой концепции дальнейшего ведения переговоров с Кремлем. За разговорами о возможном увеличении транзита энергоносителей пройдут весна, лето, а в сентябре-октябре газпромовские топы впервые скажут, что, мол, цена газа должна повыситься. В ноябре-декабре цена сформируется окончательно (скажем, это будет 180—200 долларов за тысячу кубометров), и мы поймем, что столько не потянем. Россияне попросят контрольный пакет в газотранспортном консорциуме, и поскольку других аргументов у Украины не останется, она будет вынуждена согласиться. Задача “Газпрома” сводится к тому, чтобы вовремя попросить. Избежать такой ситуации сложно, но все еще возможно. “Если речь пойдет о повышении цены газа, то справедливо будет говорить о росте ставок транзита, а также стоимости хранения газа в Украине, — считает ведущий экономист представительства Всемирного банка в Украине Мартин Райзер. — В долгосрочной перспективе экономика страны много выиграет от перехода к рыночным ценам на импортный газ при условии адекватной стоимости транзитных услуг, предоставляемых ”Газпрому”. Однако политика и частный интерес мешают принятию такого решения”.

Промедление уменьшает шансы правительства сгладить ценовый шок для экономики, спровоцированный ростом цен на топливо. Транзит российских энергоносителей будет не увеличиваться, а уменьшаться. К 2013 году природный газ будут качать обе нитки Северо-Европейского газопровода (СЕГ), проходящего по дну Балтийского моря (рассчитаны на прокачку 55 млрд кубометров в год). Это почти половина объема топлива, которое сейчас идет транзитом через Украину, и вполне вероятно, что большая часть газа будет снята именно с украинского направления. Когда это произойдет, украинский транзитный туз будет низведен максимум в разряд валета. До введения в строй первой нитки СЕГ мощностью 30 млрд кубометров осталось меньше трех лет. Это значит, что уже в ближайшее время нашей стране лучше отказаться от очень неудобной посреднической схемы поставок туркменского газа с участием компании RosUkrEnergo (она не позволяет повышать ставки транзита для российского газа по Украине, поскольку в ответ “Газпром” сможет повысить стоимость транзита туркменского газа по своей территории). Посредническая схема сейчас играет на понижение цены топлива, но по сути является паутиной, в буквальном смысле парализующей активность правительства в газовом вопросе.

Кабмину необходимо самому выйти с инициативой покупки газа по 230 долларов за тысячу кубов (официальная цена продажи российского топлива), при этом согласовав с россиянами рост расценок на транспортировку и хранение газа, законтрактованного для поставок в Европу. Одним из вариантов, гарантирующим паритет между ценами на топливо, его транспортировку и хранение (проще говоря, чтобы стороны не ломили цену, тем самым блокируя переговоры), может стать создание газотранспортного консорциума при участии крупнейших европейских потребителей газа и России в лице “Газпрома”. Уступить на разумных условиях часть своей ГТС лучше, чем в один прекрасный момент потерять ее всю. Выступив с инициативой многостороннего газотранспортного консорциума (которую Кремль до сих пор воспринимал скептически), Украина как минимум привлечет на свою сторону Европу, у которой возможностей убедить в чем-либо “Газпром” гораздо больше.

Много — лучше, чем один

Отказ от посреднической схемы откроет дорогу реальной либерализации газового рынка. “Нет никаких экономических аргументов в пользу существования монополии на рынке поставок газа, только политические, — считает Мартин Райзер. — Украинские предприятия уже платят почти рыночную цену за топливо — около двухсот долларов (с учетом транспортировки и налогов. — ”Эксперт”). Так почему им или газовым трейдерам не покупать топливо у ”Газпрома” через аукционный механизм?”. “Таким структурам, как ”Метинвест”, ”Индустриальный союз Донбасса”, группа ”Приват”, корпорация ”Интерпайп” и другим, необходимо дать возможность самостоятельно выходить на независимых производителей газа в России или договариваться с ”Газпромом””, — вторит ему Валерий Боровик.

Однако либерализация газового рынка нашей страны имеет смысл только в случае, если она будет идти в унисон с реформированием самого “Газпрома”. Ведь сколько бы покупателей топлива ни было в Украине, если в России останется только один продавец, эффект либерализации окажется минимальным. Конечно, владелец корпорации System Capital Management Ринат Ахметов может договориться о дисконте в цене газа для своих предприятий, скажем, в обмен на уступки при поставках труб, но едва ли это понравится остальным украинским потребителям. Да и компании-производители труб в России тоже будут не в восторге от такого соглашения. В России уже созрел огромный спрос на ликвидацию монополии “Газпрома” на транспортировку энергоносителей со стороны независимых производителей нефти и газа. Все они хотят вырваться в прибыльный сегмент поставок голубого топлива на экспорт. А таковым сегодня можно считать не только Западную Европу, но и любой рынок СНГ — цена газа там уже выше, чем на внутреннем рынке России (30—60 долларов за тысячу кубов).

При этом шансы “независимых” получить заветный доступ к трубе сейчас велики как никогда. Потребление газа в Европе быстро растет и уже к 2010 году может превысить 620 млрд кубометров в год (сегодня — около 500 млрд). При этом “Газпром” испытывает значительный дефицит экспортных объемов топлива, прирост запасов также очень медленный. Это ставит под сомнение сохранение его позиций на европейском рынке. Россия вынуждена поставлять в Украину 55 млрд кубометров газа, который можно было бы продавать дороже. Так почему бы не стимулировать развитие газодобычи частными производителями, позволив им продавать газ пусть не в Европу, но хотя бы в Украину? По оценкам российских специалистов, до 2010 года потенциал прироста добычи газа независимыми производителями РФ сможет составить около 75 млрд кубометров. Такой вариант решения проблем “Газпрома” выглядит довольно заманчиво.

Действующая между Украиной и Россией модель отношений в газовом вопросе не отвечает экономическим интересам обеих стран. Схема с участием RosUkrEnergo стала необходимым инструментом, при помощи которого была сломлена прежняя система ценообразования. Коррупционный механизм позволял снизить цену газа для Украины прежде всего в ущерб российской экономике (все, что делает RUE, мог бы делать сам “Газпром”, не делясь прибылью с этой компанией). Но этот механизм свое уже отслужил. RosUkrEnergo не стала более прозрачной, ее попытки прорваться на европейские рынки раздражают местных потребителей, наличие в структуре акционеров RUE якобы украинских совладельцев вызывает негативное отношение к нашей стране и лишает (пусть даже на уровне заявлений) ее поддержки Европы.

Есть такой предмет — стереометрия, изучающая геометрические фигуры в разных плоскостях. В газовых отношениях пора отойти от планиметрии (изучает объекты в одной плоскости) и вводить новые формы отношений. Таких отношений, полноценными участниками которых станут Евросоюз, Россия, Украина и некоторые другие республики бывшего СССР. Только так украинские газомагистрали станут дороже, а страна обеспечит свою энергетическую безопасность.

Глеб ПРОСТАКОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.