Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Путеводитель для нового правительства

[11:50 01 ноября 2007 года ] [ День, №188, 1 ноября 2007 ]

Однозначно следует отходить от заигрывания с металлургической отраслью, потому что заниженный курс гривни выгоден только этому сектору нашей экономики — экспортерам, главными из которых являются металлургические комбинаты.

“От малого до великого” 
 Сегодня утром Вячеслав Кириленко и Юрий Луценко должны предъявить общественности все подписи участников блока НУ-НС за создание коалиции демократических сил. Свою подпись поставил и Юрий Ехануров, который практически две недели будоражил общественность своим “особым мнением” по поводу коалиционного соглашения. Кстати, Юрий Иванович так ничего и не добился — соглашение, судя по всему, пересматривать не будут. “Ничего выбрасывать не будем, пересматривать — тоже”, — сказал Юрий Луценко в эфире “1+1”. И хоть Президент подписал Указ о призыве в армию на 2008 год, Луценко все равно считает, что необходимо выслушать экспертов Блока Юлии Тимошенко. Дескать, пусть предъявят свои расчеты, как перейти на контрактную армию уже со следующего года.

Впрочем, не армией единой живет страна. И других проблем хватает. Например, что делать с ростом потребительских цен? Пожалуй, для большинства украинцев это на сегодняшний день более актуальный вопрос. На вчерашнем заседании Кабмина Виктор Янукович вновь отметил, что к росту цен “привел шквал соцпопулизма и всплеск политического напряжения”. Премьер также поручил министру топлива и энергетики Юрию Бойко в течение 70 дней завершить переговоры о ценах на газ с российским “Газпромом”.

Но, рискнем предположить, что вести переговоры с “Газпромом” будет уже не Бойко, а другой человек. Скоро это непростое наследство должно перейти к новому правительству.

Мы спросили региональных экспертов “Дня”: “Какие задачи, в первую очередь, должен решить новый Кабмин? И чего ожидать от второго премьерства Юлии Тимошенко”?

Юрий УЩАПОВСКИЙ, доцент кафедры экономической теории Житомирского государственного технологического университета:

— Эти задачи можно разделить на три взаимосвязанных блока: политический, экономический и социальный, которые должны реализовываться в соответствии с определенной программой. В экономической сфере главной проблемой остается энергозатратность нашего валового внутреннего продукта — сократив ее даже меньше чем на половину, мы бы, например, не закупали газ у России, а обходились собственной добычей. Для уменьшения энергозависимости следует, кроме внутреннего производства, также делать решительные шаги по диверсификации поставок энергоносителей. Параллельно, и тоже на первом плане, должно быть то, что до недавнего времени считалось малозначимым, а именно реформа жилищно-коммунальной сферы. Потому что от трагедии со взрывом газа, произошедшей в Днепропетровске, никто и нигде не застрахован. И абсолютно не оправдано, когда предприятия ЖКХ свою экономическую неэффективность пытаются переложить на плечи сограждан. В Житомире, например, в плате за тепло заложено обслуживание котельных, которое, по экономической логике, должно проводиться за счет теплоснабжающего предприятия.

В сфере налогообложения у нас есть Бюджетный кодекс, но нет системы. Мы дожились до того, что некоторые физические лица из бюджетной сферы выплачивают из собственной зарплаты налогов больше, чем предприниматели при упрощенной системе налогообложения. Это порождает массу диспропорций и позволяет крупным фирмам через сеть малых предприятий диверсифицировать свои капиталы. Однозначно следует отходить от заигрывания с металлургической отраслью, потому что заниженный курс гривни выгоден только этому сектору нашей экономики — экспортерам, главными из которых являются металлургические комбинаты.

Следовательно, нужно укреплять курс гривни, чтобы он установился на реальной отметке в 4,85—4,95 грн. за 1 доллар. Это один из неотложных вопросов денежно-кредитной политики. При условии, что такие вещи будут сделаны удачно, можно увеличить часть зарплаты в цене изделия, не снижая его конкурентоспособности. Но повторяю, без уменьшения энергозатратности экономики это невозможно, и без этого невозможен быстрый рост благосостояния людей. Нужно также постепенно отойти от двойного налогообложения заработной платы, введя единый налог на доходы.

Но все это невозможно без экономического роста. То есть меры для улучшения в социальной сфере должны осуществляться на реальном экономическом основании. И здесь нужно отойти от популизма, потому что в предвыборной лихорадке политики наломали дров, раздав много обещаний. Теперь им следует признать это. Потому что элементарный расчет, например, показывает, что для перехода всей армии на контрактную основу необходимо около 900 млн. грн., а не значительно меньшие суммы, называемые той же Юлией Тимошенко. Не стоит реанимировать тему возвращения вкладов в Сбербанк. Ее можно поднимать только в контексте требований к Центральному банку России, потому что украинское правительство не имеет обязательств такого рода перед украинскими гражданами.

А политическая составляющая должна обеспечить реализацию экономико- социальных программ. И главное в политической сфере — это разграничение полномочий разных ветвей власти. Потому что, каким бы золотым ни был Кабинет Министров, его деятельность будет сталкиваться с этими проблемами. То есть нужны изменения к закону о Кабмине. Пришло время решительно — и это может сделать правительство — заняться украинским информационным пространством, особенно телевидением и интернетом. Нужно завоевывать восток Украины через информационное пространство без всякой оглядки на Россию. Это проблема нашего выживания как нации. Единство нации не должно быть только лозунгом, а должно достигаться повседневной работой.

Что касается премьерства Юлии Тимошенко, то я бы не советовал ей занимать данную должность на тот срок, который остался до президентских выборов. Потому что в работе правительства всегда можно будет найти недостатки, которые оппозиция использует для его критики. Но как бы ни прошла борьба за премьерское кресло, деятельность Кабмина должна способствовать стабилизации экономики, задать ей определенный ритм. Но нужно исправить то, что бездарно делало предыдущее правительство. Поэтому я бы пожелал Юлии Владимировне не делать резких шагов в экономике — экономика этого не любит.

Олесь СТАРОВОЙТ, депутат Львовского областного совета:

— Среди экономических задач, стоящих перед Кабмином, самое первое и самое главное, по моему мнению, — провести очень внимательную ревизию всех законопроектов. Потому что мы сейчас оказались в ситуации, когда экономика Украины нездорова. Фактически происходит галопирующая инфляция, чрезвычайно обесценивается гривня по отношению к товарам и услугам. И это может привести к определенному социальному коллапсу Украины. Мы понимаем, что правительство Януковича в последнее время занималось достаточно популистскими вещами и это способствовало тому, что экономика сейчас находится в стагнации. Уровень инфляции, запрограммированный правительством, ясное дело, не будет соблюден, инфляция возрастет очень сильно, даже официальная. Поэтому это первое, на что должно быть обращено внимание Кабмина, —поправить экономику, чтобы налоги поступали должным образом, бюджет наполнялся и эффективно использовался. Вторая задача — это, конечно, принятие бюджета 2008 года. Это непростая задача, потому что остается очень мало времени, чтобы успеть не нарушить конституционные сроки, а существующий сейчас проект бюджета принимать нельзя. Поэтому нужно будет выписывать новый бюджет. И если правительство справится с этими двумя задачами, лично я буду считать, что правительство работает успешно.

Конечно, должен заняться Кабмин и другими вопросами, которые можно назвать приоритетными, — направить серьезные усилия на поддержку украинской культуры, украинского языка, защиту украинского книгоиздателя. Разработать, в частности, нужно и эффективную программу вступления Украины в ВТО, что нам уже давно обещают, и, вероятно, осталось очень мало для этого, но именно без той части, которую должно сделать правительство, достичь этого невозможно. Нам необходимо подготовить законопроект о признании ОУН-УПА участником боевых действий. Или возможно, это будет какой-то иной (сейчас Институт национальной памяти готовит), новый концепт, чтобы примирить и уровнять в правах ветеранов всех вооруженных формирований, всех людей, участвовавших в вооруженных конфликтах, войнах за независимость Украины. Это тоже очень важно сегодня.

Хочу подчеркнуть, по моему мнению, нет в экономическом плане такого уж глобального противостояния между западом и востоком. Так произошло, что избиратели на западе Украины и на ее востоке голосуют по-разному на президентских и парламентских выборах. Но экономические взаимоотношения нормальные, это не вредит бизнесу. Во всяком случае не были зафиксированы такие факты, чтобы политика вмешивалась в эти дела. А патриоты Украины живут и на западе и на востоке, возможно, они немножко иначе видят ее будущее, но нельзя говорить, что они не хотят в обоих случаях работать на государство. Уверен, что все эти противоречия, даже если они есть, постепенно можно будет сглаживать. И опять же важно, чтобы власть сформировалась таким образом (при том, что будет, очевидно, “оранжевая” коалиция и правительство под руководством Юлии Тимошенко), большинство комитетов таким же образом отойдет к этому блоку, но все-таки принят будет закон об оппозиции, должны быть преданы некоторые комитеты оппозиции и, наверное, даже некоторые должности в исполнительной власти. Именно те должности, которые контролируют эту исполнительную власть. Тогда это даст возможность работать нескольким политическим силам, независимо от того, какой регион Украины они представляют.

На мой взгляд, хотелось бы видеть немного другой Юлию Тимошенко, чем ту, которую мы видели премьер-министром в 2005 году. Меньше личных амбиций и больше работы на благо страны. Я думаю, что Юлия Владимировна за это время, так же, как и большинство политиков, особенно после фактического проигрыша выборов в 2006 году (хотя этот проигрыш не был справедливым), поняли, что свои амбиции нужно согласовывать. Поэтому это будет однозначно более эффективная работа правительства, возможно, это будет наиболее эффективное правительство из тех, что уже были во времена независимой Украины. Сейчас у нас есть уникальный шанс, когда можем говорить о том, что Президент, и большинство в Верховной Раде, и Кабинет Министров действительно могут стать преданной, единой командой, дополнять друг друга, вместе работать над развитием страны. Очень важно, чтобы при формировании Кабинета Министров, в первую очередь, предоставлялось право профессионалам, чтобы и Тимошенко, и другие люди, которые будут влиять на кадровое назначение, выбирали именно с профессионалов. Чтобы на посты министров пришли люди, очень хорошо разбирающиеся и ориентирующиеся в тех сферах, за которые будут отвечать. Некогда учиться, нужно работать, и работать хорошо. И не должно быть того, что у нас было до этого. Так сказать, перекос, когда восточные области имели определенные преференции по сравнению с западными. То есть должны быть равные условия для всех территорий, независимо от того, Донецкая это или Львовская область, они должны иметь равные условия дотаций, налогов, возмещения НДС. И еще одно — программа Евро- 2012, это очень серьезная вещь, если она будет реализована, это позволит серьезно продвинуться экономике Украины, популяризировать нашу страну в мире. Вот именно здесь приоритеты должны быть, и приятно, что Львов попал в сферу этих приоритетов, и именно здесь можно рассчитывать на определенные преференции. Хотя эти преференции можно назвать и так: работать больше и успешнее.

Андрей ДЕНИСЕНКО, координатор “Гражданского актива Днепропетровска” (ГРАД):

— Думаю, что первоочередной задачей нового правительства должно стать обуздание цен на продовольственные товары, разгул которых начинает отдаленно напоминать времена гиперинфляции начала 90-х. Достаточно посмотреть на ценники в магазинах, чтобы понять, насколько серьезная складывается ситуация. Кроме того, необходимо принять срочные меры по стабилизации национальной валюты. При этом, кто бы ни стал премьер-министром, ему придется решать такой непростой вопрос, как обеспечение страны энергоносителями. Особенно газом, ведь принимать экономику под свое руководство нужно в отопительный сезон, что само по себе ко многому обязывает. Следует учитывать, что российский “Газпром” будет неуклонно поднимать цены на газ до уровня мировых. Поэтому правительству придется думать как над снижением этих цен, так и над проблемой диверсификации источников энергии. Не менее болезненной проблемой для нового Кабмина Украины, в частности, если им будет руководить Ю. Тимошенко, станут поиски компромисса между украинскими финансово-промышленными группами. Во время избирательной кампании Юлия Владимировна не раз грозила пересмотреть результаты приватизации энергетических и других крупных промышленных предприятий. Похоже, что хрупкий мир уже нарушен в сфере нефтепереработки, и вслед за этим корпоративные конфликты станут разрастаться дальше. Тем не менее как премьеру Ю. Тимошенко придется искать взаимоприемлемое решение — иначе ситуация в украинской экономике станет опасно нестабильной. Кроме того, последняя авария в Днепропетровске убедительно доказала, что правительству Украины придется заняться и модернизацией устаревшей инфраструктуры — газораспределительных, электрических, водопроводных и иных сетей, а также железных и шоссейных дорог. Проблем здесь накопилось столько, что не сегодня, так завтра опять что-нибудь взорвется, обрушится или провалится. Одним словом, новому правительству Украины придется работать засучив рукава — тем не менее процесс его формирования оптимизма пока не внушает. Более того, ситуация становится тревожной.

Антонина ШЕВЧЕНКО, политолог (Николаев):

— Скорее всего, формирование новой коалиции затянется на неопределенный срок и функции нового Кабмина будет выполнять правительство Виктора Януковича. “Бело-голубые” так просто власть не отдадут, они попытаются сформировать свою коалицию с НУ-НС. БЮТ и радикальное крыло НУ- НС будет всячески противиться этому. Поэтому будут задействованы все рычаги для того, чтобы оттянуть назначение нового премьера или заблокировать назначение Тимошенко.

Пока новый премьер-министр не вступит в должность, вся властная вертикаль будет работать в “подвешенном состоянии”. Уже сейчас многие чиновники сидят “на чемоданах” и ждут решения кадровых вопросов в центре и на местах. Если все же назначение Тимошенко состоится, ей трудно будет выполнять свои предвыборные обещания по ряду причин: во-первых, многие из них — чистейший популизм, во- вторых, противники Юлии Владимировны сделают все, чтобы она не смогла выполнить даже то, что под силу будущему правительству. В этих условиях заложником амбиций политиканов будет вся Украина, поскольку нестабильность означает раскрутку инфляции, снижение инвестиционной привлекательности нашей страны и т.п. Не хотелось бы, чтобы события развивались по такому сценарию, но его вероятность очень велика.

Максим АВКСЕНТЬЕВ, руководитель социологической службы Донецкого института социальных исследований и политического анализа:

— Для премьера Юлии Тимошенко ключевой задачей будет корректировка собственных предвыборных обещаний. В то, что они будут реализованы в полном объеме, мало кто верит. Очевидно, именно от элегантности корректировки обещанного и будет зависеть успех проекта “Украина”, каким его видит Юлия Владимировна.

Между тем, перед будущим премьером Тимошенко стоит несколько первоочередных, тактических задач. Будучи заложником непростых договоренностей с партнерами и джентльменских соглашений с оппозицией, ее команде придется их реализовывать в боевых условиях.

1. Прежде всего, удачная верстка бюджета-2008 и его прохождение через ВР. На использование — пусть даже творческое — наработок Кабмина Януковича вряд ли стоит рассчитывать. Во многих аспектах бюджет будет готовиться по принципу “от противного”.

2. Получить контроль над энергетической составляющей экономики. Очень непростой момент, учитывая давление со стороны “Газпрома” и очевидность новой цены на газ. Впрочем, это не обязательно грозит окончательным битьем горшков с соседями: за счет собственной добычи газа можно обеспечить отечественных бытовых потребителей, а вот интересы крупных промышленников могут (и должны) стать предметом договоренностей, от удачи которых зависит в равной степени как планы на будущее самой Тимошенко, так и экономические интересы ее нынешних оппонентов. Провал на этих переговорах не нужен никому.

3. Продвижение Налогового кодекса. Сотрудничество с Верховной Радой в этом вопросе обязательно, причем определенные трения могут быть и с партнерами из НУ-НС — в частности, уже сейчас публично дискутируется вопрос отмены налога на добавочную стоимость и инициатива изъятия “налоговой задолженности” у ФПГ за последние семь лет.

4. В удаче Налогового кодекса и других законодательных проектов Кабмина Тимошенко заинтересован средний и малый бизнес. Большинство новаций в законодательстве будет адресовано именно ему. Это сильная сторона “оранжево-бело-красной” команды, на этом поприще первому правительству Тимошенко удалось достичь реально ощутимых успехов. Очевидно, что это направление будет и сейчас эксплуатироваться по максимуму.

5. Слабым моментом более чем вероятно станет учет интересов спонсоров блока. Эта задача также требует элегантного решения, учитывая беспрецедентно сильную оппозицию и чуткий контроль со стороны заклятых врагов из пропрезидентской команды.

6. Не исключено, что перманентной жертвой экономических целей Тимошенко-премьера станет валютный курс. Опыт ревальвации с ощутимыми результатами имеется, и маловероятно, что Виктор Пинзеник вновь не прибегнет к нему. Задача наполнения потребительского рынка таким образом будет выполнена, хотя бы и за счет интересов экспортеров.

К экспортерам, как впрочем, ко всем финансово-промышленным группам, специализирующимся на добыче и экспорте товаров с низкой добавочной стоимостью, премьер Тимошенко будет особенно сурова. Реализация идеологии “экономического прорыва”, хотя бы даже частичная, может привести к радикальной встряске этой отрасли. Это может как убить ее, так и послужить толчком к давно назревшим реформам (внедрению энергосберегающих технологий, самостоятельной конкуренции на международных рынках). Впрочем, это может послужить причиной перераспределения активов по отраслям — ведь движение капиталов можно наблюдать уже сейчас.

Как бы то ни было, конечные цели у ключевых политических групп идентичны — создание в Украине адаптированной к мировому рынку постиндустриальной экономики. Это дает основание для оптимистического прогноза консенсуса между ними, несмотря на остроту нынешней политической риторики. Ни одна из ведущих групп в перспективе не имеет серьезных козырей для претензий на право монопольной реализации своего видения экономической стратегии. Диалог и публичные дискуссии становятся все более весомым инструментом конкуренции в политике. Более того: “интеллектуальный армрестлинг” в условиях существующего статус-кво способен стать ключевым фактором перевеса на международной арене, где ситуация в Украине рассматривается многими как поле состязания конкурирующих идеологем.

Валерий КОСТЮКЕВИЧ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.