Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Треть — на риски

[14:00 05 ноября 2007 года ] [ День, №190, 3 ноября 2007 ]

Украинское законодательство с точки зрения привлечения инвестиций совершенно.

Однако чрезвычайно несовершенной показала себя судебная система. Объемы прямых иностранных инвестиций сегодня составляют 22,4 миллиарда долларов, или в среднем 481 доллар на одного украинца. По информации официального сайта ООН, Украина занимает 18-е место по привлекательности для инвесторов. И это, в принципе, неплохо. Но, по данным Минрегионстроя, экономический потенциал Украины размещен территориально неравномерно. Так, в шести регионах — Донецком, Днепропетровском, Луганском, Запорожском, Харьковском и в столице — сосредоточено около половины основных средств производства, хотя доля этих регионов по населению составляет 38%, по территории — 24%. Приблизительно такова же пропорция и в распределении инвестиций. Однако в целом по стране ситуация более-менее пристойная. Динамично развивается и нуждается в новых и новых средствах строительство. Но иностранные инвесторы, которые ему сегодня очень нужны, проявляют осторожность — слишком велики риски. Ведь здесь их ждут все “преимущества” развитой бюрократической системы.

Заместитель министра регионального развития и строительства Александра Кужель уверена, что главное препятствие для привлечения иностранных инвестиций в строительную отрасль Украины — это непрозрачная политика местной власти. Кроме того, не меньше привлечение инвестиций сдерживает и отсутствие генеральных планов застройки городов. “Практически все города не имеют планов застройки, они не могут показать, какие территории прошли зонирование, где можно ставить инфраструктуру... планы территориальной застройки, зонирование земель — нужно, чтобы эта процедура была более прозрачной”, — говорит она.

Председатель государственного агентства по инновациям и инвестициям Виктор Ивченко отмечает: “Задача местной и центральной власти — создать достойные условия для предпринимателей, для людей дела”. Продолжая его мысль, Кужель отмечает, что начинать нужно с разрешительных процедур. “Труднее всего для инвесторов — прохождение процедур, которые просто невозможно пройти быстро”, — подчеркивает она. С нею соглашается и Ивченко: “Мы хотим, чтобы люди, которые намереваются что-то строить, не ходили годами по кабинетам, собирая разрешения”. Именно разрешительная система является одним из камней преткновения в сотрудничестве между Украиной и другими странами-инвесторами, их компаниями.

На практике воплощение в жизнь ряда проектов по сотрудничеству с другими государствами, указывают в Минрегстрое, с их ведущими компаниями, в частности в сфере строительства, производства стройматериалов, строительных машин и механизмов и т. п., зависит от ряда факторов, и разрешительных процедур, в том числе лицензирования, сертификации, предоставления разрешений на строительство, проведение экспертизы проектов строительства.

Все это должно обеспечивать отечественным и иностранным компаниям непосредственный доступ на украинский строительный рынок. Что же мы имеем сегодня? На получение всех разрешений и согласований в строительстве необходимо пройти 29 процедур, которые займут 429 дней. Минрегионстрой подчеркивает, что это влияет на инвестиционный климат и сегодня является одной из самых больших проблем.

“Мы меняем сейчас условия лицензирования — новые процедуры получения разрешения, новые процедуры контроля. Я не говорю, что они будут простыми, но они должны быть прозрачными. Простых процедур получения каких-либо разрешений нет ни в одной стране”, — подытоживает Кужель.

Еще одна головная боль инвесторов — налоговая система. В Украине насчитывается 98 видов налоговых платежей, на обработку и уплату которых каждая компания расходует в среднем более 2000 часов рабочего времени ежегодно. В то же время, в Эстонии предприятия выплачивают 11 видов таких платежей, на которые расходуется всего 104 часа, в Казахстане — соответственно 34 и 156. Это лишний раз показывает, что налоговая система Украины является одной из самых сложных и громоздких в странах Центральной и Восточной Европы. А об отставании от стран ЕС не приходится и говорить — это широко известно.

По мнению Кужель, украинское законодательство, с точки зрения привлечения инвестиций, совершенно. Однако чрезвычайно несовершенной показала себя судебная система. А инвестору важно быть уверенным в справедливом судебном решении, когда речь будет идти о защите его интересов. Для этого стране необходима судебная реформа, подчеркивает Кужель.

Среди проблем привлечения иностранных инвестиций заместитель министра отметила и следующую: инвесторы не имеют права покупать землю на первичном рынке, поэтому они вынуждены покупать участки под застройку на вторичном рынке по спекулятивным ценам. Кужель подчеркивает, что все эти проблемы в совокупности приводят к тому, что 30% стоимости объекта составляют риски строительства. “Это начиная с проектирования. Есть ли ответственность в вопросе обследования грунта, в вопросе стройматериалов, их качества, ответственность тех, кто строит? Потому что инвестор вкладывает деньги”, — указывает она и добавляет, что Ассоциация строителей Украины уже подняла вопрос страхования строительных рисков.

Как правило, инвесторы приходят на украинский рынок строить не жилье, а объекты другого целевого направления. В то же время, бюджетные деньги идут на социальное жилье, на инфраструктуру. “Бюджет 2007 года, т.е. бюджет Януковича, называли бюджетом инвестиционной политики. Это был один из главных акцентов — давать деньги не только на субвенции”, — говорит Кужель. Сегодня, по ее словам, Министерство регионального развития и строительства освоило 80% средств, выделенных бюджетом на этот год. В основном эти средства пошли на строительство социального жилья и субвенции на ремонт и обновление объектов социальной инфраструктуры.

В то же время, Кужель отмечает, что отрасль страдает не только от финансовых “болезней”. “Вице-премьер Азаров уже несколько раз отмечал, что в тех проектах, которые подаются, очень мало инновационности. С одной стороны, мы говорим, что нужно поддерживать науку, улучшать экономику, и сразу убеждаемся, что практически нет проектов”, — жалуется Кужель.

“Говоря о развитии строительства, по нашему мнению, следует в первую очередь подумать о развитии производства строительных материалов. На сегодня 80% используемых в Украине стройматериалов — иностранные. А это вопрос повышения активности регионов”, — говорит заместитель министра. Парадоксально, но при этом многие страны заинтересованы в импорте из Украины именно стройматериалов. Это, в частности, Иордания. Более того, эта страна готова к сотрудничеству, чтобы наши строительные компании начали строить на ее территории.

Поэтому украинский строительный рынок привлекателен для иностранных инвесторов. При этом он остается довольно рискованным для них. Правительство пообещало изменить ситуацию, выступив за прозрачность в этой области, как к этому привыкли иностранные инвесторы. Тем более что Украина — хозяин Евро- 2012. А это, добавим, лакомый кусочек как для всей строительной отрасли, так и для отдельных ее игроков, в том числе иностранных.

Мария СЕМЕНЧЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.