Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Юрий Тернавский о меморандуме и сдерживании инфляционных процессов

Необходимость стабилизации ценовой ситуации — актуальнейшая задача всеукраинского значения.

“Меморандум порозуміння між Донецькою облдержадміністрацією, виробниками продовольчих товарів та суб'єктами системи мережевої роздрібної торгівлі” — так называется документ, подписанный восьмого мая в Донецке в целях стабилизации ценовой ситуации на потребительском рынке региона. Среди участников — крупнейших производителей продуктов и торговых сетей — управление общественного питания и торговли ОАО “Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича”.

Насколько эффективен этот шаг и какие меры необходимы для того, чтобы реально остановить галопирующий рост цен? Рассказывает заместитель генерального директора ОАО “ММК имени Ильича”, начальник УОПТ Юрий Тернавский в интервью нашему корреспонденту.

— Юрий Иванович, меморандумы между властью и бизнесом подписывались и ранее. В чем отличие последнего документа и сможет ли он быть сдерживающим фактором в условиях галопирующей инфляции?

Меморандум взаимопонимания был подписан в Донецке восьмого мая. Со стороны областной государственной администрации — заместителем губернатора Кимом Берестовым; со стороны бизнеса — руководителями тридцати шести крупнейших предприятий торговли и пищевой промышленности региона, в том числе УОПТ.

Меморандум действует по 31 декабря этого года и ограничивает торговую надбавку на социально значимые продовольственные товары до уровня не выше 15%. В перечень социально значимых товаров входят мука, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядина, свинина, мясо птицы, вареные колбасные изделия, молоко, творог, сметана, куриные яйца, сливочное и подсолнечное масло.

Подписанию регионального меморандума предшествовал аналогичный документ на уровне Кабинета министров Украины.

Что послужило причиной такого шага? Она очевидна: галопирующая инфляция. На протяжении января-апреля рост цен на отдельные виды продукции достиг 80%. Государство фактически самоустранилось от контроля за ценами. Не работает Антимонопольный комитет Украины. Никто не несет ответственности за ценообразование.

Необходимость стабилизации ценовой ситуации — актуальнейшая задача всеукраинского значения. Если говорить начистоту, то никакими меморандумами ее не решить: проблема гораздо глубже, чем просто ограничение торговой надбавки. Меморандум — это политический шаг правительства, попытка уйти от ответственности за то, что не работают антимонопольные механизмы.

И все-таки мы присоединились к меморандуму. Мы ежедневно не на бумаге, а на практике решаем проблему обеспечения жителей Мариуполя качественными продовольственными товарами по самой доступной стоимости. Хотя с каждым днем это становится все сложнее: рост цен затронул и нашу торговую сеть, достаточно защищенную от влияния внешних факторов, интегрированную в замкнутый цикл “производство сырья — переработка — реализация”. Но за пределами нашей компетенции регулирование не зависящих от нас составляющих себестоимости. Таких, например, как цена горюче-смазочных материалов или энергоносителей. Это задача государства, и она не выполняется. Поэтому говорить о том, что меморандум станет сдерживающим фактором роста цен, я бы не торопился.

— Но власть может проконтролировать выполнение подписанных обязательств по ограничению торговой надбавки до 15%, работе без посредников, разве не так?

Проверить крупные иногородние торговые сети, которые зашли в Мариуполь, очень сложно. Сколько посредников, никто не знает, информация закрыта. Практически отсутствует механизм проверки входящей цены. Пропустив товар через две-три фирмы, сеть может показать любому проверяющему 15% торговой надбавки элементарно. Но и самих проверяющих здесь не пускают на порог.

Таким образом, в результате ограничения торговой надбавки “акулы бизнеса” уж точно не пострадают. Вся тяжесть упадет на плечи рядовых мариупольских предпринимателей. Их будут “выворачивать наизнанку” все контролирующие органы и изыскивать дополнительные поводы для штрафных санкций.

На протяжении десяти лет моей работы руководителем УОПТ сменился не один состав Кабинета министров Украины. И каждый Премьер-министр пытался создать социальные цены, социальные магазины. Это вызывает улыбку. Ни в одной стране мира этого нет, потому что работает закон, который гласит, что не должно быть монополистов, диктующих свои цены на бензин, готовую продукцию, услуги и так далее.

Абсурдно и то, что украинская власть, с одной стороны, требует ограничения торговой надбавки, а с другой — на всех уровнях призывает к повышению заработной платы. А за счет чего ее повышать на предприятиях торговли, ведь торговая надбавка — это единственный источник валовых доходов? Кроме заработной платы работников она должна покрывать еще и платежи в бюджет, транспортные расходы, стоимость энергоносителей, аренды помещений, текущих ремонтов, оборудования и так далее.

Торговое предприятие по определению не может быть убыточным, иначе это фикция. Следовательно, теневая экономика как работала, так и будет работать. Заработная плата как выдавалась в “конвертах”, так и будет выдаваться. Бюджет как терял в доходах, так и будет терять.

—  То есть перед предпринимателями поставили изначально невыполнимую задачу?

Уточним: перед предпринимателями малого бизнеса. Что касается УОПТ, то для нас ограничение торговой надбавки до 15% — задача сложная, но выполнимая. И подписав меморандум, мы будем строго соблюдать взятые на себя обязательства.

— Среди составляющих роста цен есть и такая, как неурожай прошлого года. А в этом году какие виды на урожай?

Пока прогнозы положительные.

Было достаточное количество дождей, и все посеянные культуры дали хорошие всходы. Особенно озимые.

— Какие дополнительные меры предпринимаются комбинатом имени Ильича для защиты работников от инфляционных процессов, от обесценивания денежных сбережений и заработной платы?

Председатель правления — генеральный директор ОАО “Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича” Владимир Семенович Бойко сразу же, как только начался резкий скачок цен, дал поручение разработать меры по реальной защите трудящихся от инфляции.

Первый шаг, который мы сделали в этом направлении, — заморозили цены на предприятиях общепита. Комплексный обед в наших рабочих столовых остался на уровне прошлых лет. Это колоссальная поддержка для бюджета каждой ильичевской семьи.

Второе: мы ввели 7%-ную скидку на стоимость товаров для работников комбината, аграриев и членов их семей. Скидка действует в семнадцати магазинах, расположенных в основном в Мариуполе, Новоазовске и прилегающих районах. Диапазон товаров — от продовольственных в торговой сети “Наша марка” до бытовой и оргтехники в супермаркетах “Ильичтехмаркет” и стройматериалов в салоне-магазине “Господар”. Такая скидка уникальна, ничего подобного нет ни на одном другом предприятии торговли. Универсальная карточка VIP-клиента будет выдана всем работникам комбината. Ильичевцы охотно ею пользуются.

И, конечно, повышение заработной платы работникам, которое прошло в апреле и еще предстоит ко Дню металлурга, — это и есть реальная поддержка трудящихся в условиях гиперинфляции. Не дешевый популизм, а конкретные действия со стороны руководства комбината имени Ильича по защите интересов трудового коллектива.

Людмила КУДРИНА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.