Для того чтобы ожидаемое увеличение доли угля в топливном балансе РФ прошло без сбоев, государство готово предоставить угольщикам некоторые преференции, в частности по налогу на добычу полезных ископаемых.
Вопрос о пересмотре ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в угольной отрасли ставился неоднократно. Причем не только в сторону сокращения налогового бремени. В 2005 году Счетная палата в поисках очередного источника для пополнения госбюджета предлагала привязать исчисление НДПИ на угольные предприятия к мировым ценам, как это практикуется в нефтяной отрасли.
Правда, эта угроза, нависшая над угольной отраслью, отпала благодаря рыночной конъюнктуре. В том же 2005 году цены на уголь на мировых рынках упали почти на треть, падение продолжилось и в 2006-м, сделав, таким образом, предложение Счетной палаты просто невыгодным.
Новый виток споров о ставке НДПИ на уголь будет проходить в 2007 году. Скорректировать Налоговый кодекс, облегчив жизнь угольщикам, взялись депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, предложив ввести дифференцированную ставку НДПИ для предприятий угольной промышленности. Сейчас этот налог фиксированный и составляет 4% от реализации угля. “При этом в Аргентине, например, ставка НДПИ для угольных предприятий колеблется от 0% до 3%, — отмечает депутат, член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. — В Ирландии — от 1,5% до 4,5%, в Польше и ЮАР она в два раза ниже российской. Почему бы и нам не поддержать свою угольную промышленность в связи с планируемым увеличением доли угля в топливном балансе?” Если изменения примут, уровень налога будет более гибким и станет зависеть от ряда факторов: новое месторождение или разработанное, на экспорт пойдет уголь или на внутренний рынок, наконец, энергетический уголь или коксующийся.
По информации, полученной от Дмитрия Горовцова, помощника депутата Геннадия Гудкова, целесообразность подобных коррективов признается Правовым управлением аппарата Госдумы, Минприроды, Федеральной таможенной службой, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, другими федеральными органами исполнительной власти, а также Московским и Санкт-Петербургским горными институтами.
Ставка на уголь
Главный аргумент для принятия подобных коррективов коротко можно сформулировать так: на всех газа не хватит. Рост энергопотребления в России уже сейчас опережает прогнозы, содержащиеся в Энергетической стратегии РФ: за 10 месяцев 2006 года потребление электроэнергии превысило уровень 2005-го на 4,2%. Все в большем числе регионов возникают дефицит энергомощностей и трудности с подключением к энергоснабжению новых потребителей. Ситуацию вряд ли спасет даже комплексная программа развития электроэнергетики на период до 2020 года. Сколько ни строй электростанции, газа больше не станет. По данным Минпромэнерго РФ, в 2007 году в энергетическом балансе страны (с учетом международных обязательств) образуется дефицит газа в объеме 4,2 млрд. куб. м, который к 2010 году может достичь 27,7 млрд. куб. м, а к 2015-му — 46,6 млрд. куб. м.
Дефицит газа и рост цен на него на внутреннем рынке заставляют рассмотреть необходимость частичного замещения газа в электроэнергетике РФ другими видами ресурсов. Наиболее очевидное решение задачи — рост доли угля в топливно-энергетическом балансе. Особенно если учесть, что на фоне стагнации газовой отрасли угольная, даже несмотря на свое непростое положение, демонстрирует неплохую динамику. Один только экспорт российского угля в 2005 году превысил 80 млн. тонн, увеличившись за последние 7 лет более чем в 3 раза.
Первые формальные шаги в увеличении роли угля в топливном балансе уже сделаны. Та же Энергетическая стратегия РФ предусматривает “более высокие темпы роста потребления угля по сравнению с другими видами органического топлива”. В октябре 2006 года на совещании в Кремле Владимир Путин поручил правительству подготовить перспективные оценки по состоянию топливного баланса и пересмотреть его в сторону увеличения доли иных, помимо газа, ресурсов — в первую очередь угля и атомной энергии.
На вопрос “что такое более высокие темпы?” есть два варианта ответа: оптимистический и, скажем так, умеренный. В первом случае развития добыча угля в России может увеличиться до 350 млн. тонн в 2010 году и до 400—430 млн. тонн к 2020-му. Второй предполагает, что добыча угля в стране составит 270—310 млн. тонн в 2010-м и 300—375 млн. тонн в 2020 году. “Угольная промышленность сегодня — один из самых динамично развивающихся секторов промышленности”, — отмечает заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Владимир Катальников. По его словам, российские угольщики готовы увеличить добычу на 100—150 млн. тонн в ближайшие 10 лет. Цифры вполне правдоподобные, учитывая, что Россия — вторая в мире страна по запасам угля. Но чтобы реализовался оптимистический сценарий, одной политической воли недостаточно. Нужны инвестиции. Правда, инвестировать сегодня в освоение угольных ресурсов — дело не всегда благодарное. Если использовать новые разработки, то выйти на приличную рентабельность будет проблематично, так как нужно создавать с нуля всю инфраструктуру, что потребует серьезных капиталовложений.
Приведем только один пример. Крупнейшие российские угольные компании в предыдущие три года инвестировали в свои предприятия несколько миллиардов долларов США и столько же планируют освоить в ближайшие несколько лет. Много это или мало? В натуральных цифрах — деньги огромные. Но и головной боли предостаточно: большинство рентабельных угольных месторождений в РФ сегодня выработано до критического предела, степень морального и физического износа основных фондов угольных предприятий, специализирующихся на добыче энергетического угля открытым способом, достигает 70—80%. Более 90% предприятий отрасли продолжают дорабатывать месторождения, где остаточные запасы не превышают 50% и могут быть полностью исчерпаны в ближайшие 10—15 лет. В то же время конкурировать на внутреннем рынке с поставщиками газа (цены на газ регулирует государство) угольщики не могут. До последнего времени основную прибыль они получали от поставки угля на экспорт. Однако на мировом рынке сейчас установились такие цены, что при текущих железнодорожных тарифах поставки угля за рубеж по многим направлениям стали нерентабельными. Деваться некуда: чтобы в угольную отрасль пришли большие деньги, нужны налоговые стимулы. “Установление дифференцированной ставки НДПИ для предприятий угольной промышленности могло бы вытащить ее из кризиса”, — считает Владимир Катальников.
Заходите к нам на уголек
Когда вопрос о корректировке ставок НДПИ будет рассматриваться, наверняка возникнет вопрос: а что же казна? По приблизительным подсчетам, при дифференцированной ставке НДПИ в ключевой для экономики отрасли бюджет может недосчитаться 2,3 млрд. рублей в год. Но максимально возможная сумма прямых потерь для бюджета, доходы на 2007 год которого утверждены в размере 6965 млрд. рублей, составит таким образом 0,03%. По словам первого заместителя председателя комитета Государственной думы по бюджету и налогам Виталия Шубы, выпадающие поступления могут быть покрыты за счет дополнительных налоговых поступлений, которые возникнут в смежных отраслях промышленности в связи с направлением угледобывающими предприятиями денег, высвобождаемых за счет дифференциации НДПИ, на приобретение основных средств и создание производственной инфраструктуры. При этом, отмечает он, совокупный экономический эффект только по предприятиям угольной промышленности, который может быть достигнут за счет последующего роста отчислений по налогу на прибыль, НДФЛ и ЕСН, а также сокращения расходов федерального бюджета на реструктуризацию угольной отрасли, многократно превысит уровень недополученных доходов. По расчетам разработчиков, совокупный рост налоговых поступлений в бюджет от угледобывающих предприятий только по налогу на прибыль увеличится на 9,6 млрд. рублей в год.
Дополнительными поступлениями обернется корректировка ставки НДПИ и для региональных бюджетов, полагает заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова: за счет роста поступлений от налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стоимость, подоходного налога и сокращения расходов регионов на последствия аварий. “Угольные предприятия, направляя высвобождающиеся средства на приобретение современной техники, оборудования и технологий, смогут добиться значительного роста объемов добычи благодаря повышению производительности труда и снижению простоев техники, снижения ущербов от аварий и удельной себестоимости угля. А это повлечет за собой неизменный рост тех налогов, которые поступают в региональные бюджеты. Совокупный эффект будет положительным”, — говорит Орлова.
Так же считает и Александр Ташлыков, мэр одного из угольных регионов — Тулунского района Иркутской области: “Если произойдет уменьшение стоимости угля за счет снижения себестоимости, то есть за счет уменьшения ставки НДПИ, это даст предприятиям определенную возможность модернизировать оборудование, повысить заработную плату, которая не столь высока, как того требует сегодняшняя жизнь. Выпадающие доходы муниципалитетов от НДПИ — бюджет района получает 30% от него — компенсировать за счет других составляющих доходной базы. И это решение нас бы вполне устроило”.
Сергей ИВАНОВ
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.