Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Таможня затоварилась

[16:20 19 декабря 2008 года ] [ Комментарии, №48, 19 декабря 2008 ]

Таможня начала борьбу с занижением таможенной стоимости.

Исход этой борьбы зависит от того, у кого окажутся крепче нервы.

Очереди на таможенных постах сменились завалом нерастаможенных грузов. Их выпуск в свободное обращение стопорит ряд последних новаций Гостаможслужбы, которая оказалась между молотом и наковальней. С одной стороны, налоговые сборы от ввоза товаров остались едва ли не единственным стабильным источником наполнения казны. С другой — прирост импорта еще больше усугубляет провалы в платежном балансе страны

Импортеров вынуждают платить больше

Чтобы решить одновременно две проблемы — сократить импорт, при этом не снижая налоговых поступлений, — ведомство Валерия Хорошковского вынуждено прибегать к “нетрадиционным” методам, главная направленность которых — борьба с минимизаторами таможенной стоимости. Это, в свою очередь, уже вызвало негодование в лоббистских кругах. “Таможенные органы практически перестали определять таможенную стоимость товара, исходя из которой начисляются налоговые платежи, по цене контракта. В 90% случаев инспекторы опираются на стоимость идентичных или подобных товаров. При этом они используют информацию единой базы таможенных оформлений, зачастую не разбираясь в условиях сделки”, — рассказывает глава таможенного комитета Европейской Бизнес Ассоциации, юрист компании “Байтен Буркхардт” Виктория Фоменко. “Вступив в ВТО, мы четко записали в соглашении, каким должен быть порядок определения таможенной стоимости: в первую очередь учитывается то, что указано в контракте. Сегодня же ГТСУ применяет свою схему растаможки: импортер везет в Украину партию окороков по контрактной цене, условно, 80 долл за тонну. Таможня извиняется и показывает свою цену — 116 долл: хотите — оформляете, хотите — нет”, — дополняет первый заместитель председателя парламентского комитета по таможенной и налоговой политике Николай Круглов. Эксперты соглашаются, что занижение таможенной стоимости издавна было излюбленным способом импортеров минимизировать налоги. Однако сейчас применяемые таможенниками методы вывести минимизаторов на чистую воду не всегда оправданны: в условиях царящего кризиса цены на товары стремительно падают, а потому ориентироваться на контракты даже месячной давности не всегда корректно.

В ряде случаев предприятия вынуждены уплачивать доначисленные платежи. В первую очередь это касается ввоза скоропортящихся товаров, задержки с оформлением которых чреваты серьезными потерями. “Единственный вариант для импортеров — выпуск товара в свободное обращение под гарантию. Однако для этого импортеру необходимо отвлекать собственные средства для уплаты такой гарантии сроком до 90 дней”, — говорит Виктория Фоменко.

Ситуацию усугубляет и колебание валютных курсов. “Импортеры в замешательстве, они не знают, по какой цене работать и как рассчитываться с налоговиками. У грузополучателей нет средств, чтобы выкупить свой товар. В итоге контейнеры стоят, их не вывозят, и товар скапливается на таможенных складах. Особенно сильно проблема ощущается в портах”, — говорит генеральный директор Ассоциации международных экспедиторов Украины Юрий Приходько.

Существенно тормозит процесс оформления товаров и новый порядок сертификации импортируемых товаров, вступивший в силу с июня этого года. В случае, если у компании отсутствует положительное решение сертификационных органов, а также нет информации об импортере в Едином реестре сертифицированной в Украине продукции, таможенные органы уполномочены отказать в пропуске товаров на таможенную территорию Украины. Разрешение сертификационных органов требуется при ввозе всех товаров, подлежащих сертификации. В разговоре с председатель Совета предпринимателей при Кабмине Оксана Продан рассказывает, что предприниматель, импортирующий один и тот же товар, каждый раз обязан получать одинаковые решения от органа сертификации для проведения его таможенного оформления. Причем такие решения нельзя заказать заранее, поскольку они должны обязательно включать в себя реквизиты товарно-транспортных документов на перевозку. “Понятно, что такие сложные решения принимаются только за деньги, при каждом ввозе, не быстрее чем через 2—7 дней и за 180 грн. каждое”, — говорит Оксана Продан.

Совет предпринимателей уже проинформировал Кабмин о происходящем на таможне. Правительство поручило соответствующим органам исполнительной власти устранить все нарушения. Однако скептики считают, что все это — не более чем плохо завуалированная чиновничья игра. Поскольку Валерий Хорошковский действует в фарватере, строго определенном самим правительством.

Рынок сужается

Сужающийся импортный поток обостряет борьбу за обслуживание и контроль над ним. Первый шаг в этом направлении сделала Гостаможслужба, утвердив временный порядок деятельности таможенных брокеров и их представителей (по подсчетам специалистов, на сегодня более 40% импортных грузов оформляется с привлечением таможенных брокеров). Необходимость в появлении этого документа в таможне поясняют тем, что с момента вступления Украины в ВТО предыдущие нормативы, регламентировавшие деятельность таможенных брокеров, утратили свою силу. По словам директора Ассоциации таможенных брокеров Украины Николая Мироненко, руководство ГТСУ не просто заменило один документ другим, а, по сути, установило новые правила допуска таможенных брокеров к таможенным операциям. Лицензирование этого вида деятельности отменено. Однако для работы специализирующимся на этом виде деятельности компаниям необходимо получить новое свидетельство. Для этого требуется документально подтвердить наличие технических и программных средств, которые используются таможенными органами. А также трудовое соглашение как минимум с одним лицом, которое имеет квалификационное удостоверение представителя таможенного брокера. В свою очередь, к таким лицам выдвигаются специальные квалификационные требования, соответствие которым нужно подтверждать сдачей экзаменов с периодичностью раз в три года.

Как уверяет Николай Мироненко, новые правила направлены на создание монополии на рынке брокерских услуг. “В мае Гостаможня создала госпредприятие “Украинский грузовой комплекс” с весьма обширными полномочиями. В том числе оно вправе предоставлять брокерские услуги — соответствующее право наверняка ГТСУ подтвердит для него в первую очередь”, — считает он.

Следующий шаг по сужению количества причастных к внешнеторговым операциям может сделать правительство. Недавно министр экономики Богдан Данилишин заявил, что уже в декабре Кабмин может ввести лицензирование наиболее быстрорастущего импорта. Эксперты считают, что в результате такие лицензии смогут получить, к примеру, пару десятков наиболее приближенных к власти компаний, которые в конечном итоге получат кураторство над наиболее перспективными товарными потоками.

Светлана КРЮКОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.