Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Ловкость рук Тимошенко

[16:39 27 июня 2008 года ] [ Комментарии, №24, 27 июня 2008 ]

По полной фортуна улыбалась Юлии Тимошенко лишь на старте ее второго премьерства.

Одной из самых ярких побед ее команды, несмотря на противостояние Президента, стало заключение новых газовых контрактов, предполагавших вытеснение с рынка ненавидимых Юлией Владимировной посредников. На тот момент ее команда располагала и благосклонностью парламента — новое правительство смогло добиться голосования за бюджетный закон на текущий год, пообещав через два месяца внести в него правки (обещанная корректировка бюджета-2008 не состоялась и по сей день). Фактически главная финансовая смета страны стала едва ли не единственным важным решением, в принятии которого ВР и Кабмин продемонстрировали слаженные действия. Больше таких “подарков” народные избранники правительству уже не делали (еще один звездный час Кабмин пережил разве что во время ратификации ВР договора по ВТО, после чего правительство смело могло записывать присоединение к международному торговому клубу в свой актив, несмотря на то что соответствующие усилия предпринимались всеми правительствами в течение последних 15 лет). А потому премьеру, действиям которого постоянно ставил палки в колеса Президент, а депутаты отказывались подкреплять ее желания законами, пришлось все чаще прибегать к руководству страной в ручном режиме — с помощью правительственных постановлений и решений.

Одним из самых резонансных и эффективных стала отмена вексельной уплаты ввозного НДС. Несмотря на то что такой запрет согласно действующим законам распространялся исключительно на поставки энергоносителей, правительство наложило табу на весь импорт. И тем самым дало возможность таможне продемонстрировать рекорды по наполнению казны. “Похожие запреты принимаются не правительственным распоряжением, а поправками в закон об НДС”, — отмечает в разговоре с “k:” заместитель председателя парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Николай Круглов. Однако это не смутило Кабмин. Опробовав игнорирование законов на векселях, Юлия Тимошенко успешно применила эту тактику и в части таможенных тарифов. С 16 мая, когда Украина официально присоединилась к ВТО, оформление грузов по премьерской указке стало проводиться на основании двусторонних ВТОшных соглашений, в обход старых положений Таможенного тарифа, который депутаты так и не смогли обновить. Пожалуй, это стало самым выдающимся фактом, когда закон был подменен правительственным постановлением. Впрочем, далеко не единственным.

В марте этого года Рада невиданным большинством (440 голосов) отменила действующий закон о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства. Одновременно депутаты поручили Кабмину в течение месяца разработать новую версию документа, взяв в основу правила проведения госзакупок, действовавших до 2004 года. Пока же закон не появился, госзакупки должны были проводиться на основании правительственной инструкции. Новый закон о госзакупках так и не появился. А временное положение, написанное Минэкономики, действует по сей день. Таким образом, процесс обеспечения бюджетников всем необходимым был поставлен под полный и безоговорочный контроль правительства (согласно действующему положению все полномочия тендерной палаты были ликвидированы, а кураторство над госзакупками передано Министерству экономики). “До того, как контроль над процессом был передан Тендерной палате, в этой сфере существовала коррупция. Затем коррупционная схема замкнулась на Тендерную палату. Сейчас и эта схема лоббизма разрушена, и мы вернулись к первоначальной версии — коррупции”, — считает глава союза общественных организаций “Тендерная палата закупок за средства бюджетов всех уровней” Владислав Зубарь. Он подчеркивает, что Минэкономики в силу слабого кадрового потенциала и институциональной слабости не справляется с новыми функциями. Вывод пессимистичен: работа ведомства непрозрачна и держится под грифом “секретно”. В первую очередь, смущает господина Зубаря кадровый расклад в новой системе госзакупок. Новоназначенный глава соответствующего департамента в Минэкономики Владимир Новиков — молод и неизвестен специалистам в сфере госзакупок, однако не так страшен, как другой новоназначенный чиновник. С недавних пор управление по госзакупкам в Контрольно-ревизионном управлении возглавляет экс-глава Тендерной палаты Владимир Лаба.

Справедливости ради стоит сказать, что в некоторых случаях правительство все же пыталось подкрепить свои решения нужными законами. В частности, когда речь заходила об антиинфляционных мероприятиях. Договоренности с торговыми сетями относительно максимальной 10%-ной надбавки на социально значимые товары не возымели эффекта. Торговцы по-прежнему накручивали цены по полной, не давая правительству возможности похвастаться обузданием инфляции. И тут уже в ход шли банальный бартер. По признанию самой Юлии Тимошенко, поддержка в Раде пакета антиинфляционных законов была обменена на голоса БЮТ за новый закон о Кабинете Министров.

Впрочем, такой бартер оказался малоэффективным. Из трех антиинфляционных правительственных законопроектов в середине мая через парламент не удалось провести изменения к Закону “О таможенном тарифе” . Неудача постигла законопроект о беспошлинном импорте в нынешнем году 250 тыс. т мяса, что, как планировал Кабмин, помогло бы обуздать рост цен на мясопродукты на внутреннем рынке. Победоносно прошло голосование лишь за установление предельной торговой надбавки (не более 15%) на социально значимые продукты питания.

Кроме того, далеко не всегда приносили ожидаемый эффект и сами правительственные новации. Пожалуй, самую большую неожиданность преподнес эксперимент по внедрению электронной отчетности по НДС, проведение которого Кабмин, по уже сложившейся традиции, также оформил собственным постановлением. По информации заместителя председателя ГНАУ Вадима Кайзермана, за апрель-май в налоговую поступило 619 тыс. электронных деклараций по НДС (или около 50% от общего количества поданных отчетов). Причем 494 тыс. из них сопровождались расшифровками налогового кредита в разрезе проведенных операций с контрагентами. Источники в ГНАУ утверждают, что в 159 тыс. деклараций было выявлено около восьми млн. расхождений (когда контрагенты, каждый в своей декларации, указывают разные данные об одной и той же сделке). Всего таких нестыковок обнаружилось на сумму около 37 млрд. грн. — декларанты завысили свой налоговый кредит на 23 млрд. грн. и занизили сумму НДС, подлежащую уплате, на 14 млрд. Однако выявленные нарушения фискалы никак не могут использовать по назначению — “нестыковки” в электронных декларациях не могут стать основанием для отказа в возмещении НДС. Более того, теперь вместо обещанного сокращения проверок налоговая вынуждена будет их увеличить, чтобы проверить возникновение таких расхождений.

Впрочем, как бы там ни было, но факт остается фактом: правительство Юлии Тимошенко, как никакая другая команда до них, смогло наладить управление посредством собственных постановлений. И практически свести на нет вмешательство в происходящее Верховной Рады как законодательного органа страны. Именно в этом и заключается основное “ноу-хау” и достижение нынешнего Кабмина.

Светлана КРЮКОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.