Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

ЧП государственного масштаба

[08:02 20 июля 2007 года ] [ Без Цензуры, №29, 19 июля 2007 ]

В Украине может появиться еще одна зона экологического бедствия.

Техногенную аварию, которая произошла вечером 16 июля на Львовщине, поспешили окрестить “вторым Чернобылем”. Чиновники просят не паниковать, утверждая, что ее последствия не настолько катастрофические, чтобы употреблять подобное сравнение. Что касается последствий, то, возможно, они и правы. Однако ассоциации с аварией на ЧАЭС вызывают некоторые факты. Вплоть до утра следующего дня Министерство по чрезвычайным ситуациям не сообщало о существовании реальной угрозы для жизни людей. Не была начата их своевременная эвакуация. А пожарных бросили на гашение пылающих вагонов с ядовитым фосфором, даже не обеспечив средствами химзащиты.

Инцидент случился в 16.55 на железнодорожном перегоне Ожидив — Красное Львовской железной дороги — сошли с рельсов 15 цистерн с желтым фосфором (каждая — емкостью 50 тонн) состава, следовавшего из Казахстана в Польшу. Из-за разгерметизации при контакте фосфора с воздухом загорелись шесть цистерн. В результате горения образовалось большое количество дыма и токсичных газов. Ядовитая туча осела на площади в 90 кв. км. В эту зону попали 14 населенных пунктов Бусского района, где проживает 11 тысяч человек, а также отдельные территории Радехивского и Бродивского районов Львовской области. Испарения ветром отнесло в сторону Волыни, создав угрозу заражения Гороховского района.

Игра в “молчанку”

К ликвидации аварии привлекли 434 спасателя и около 300 милиционеров. По тревоге были подняты военные.

Но эту официальную информацию журналисты получили лишь тогда, когда на место события прибыл вице-премьер Александр Кузьмук. К этому времени в больницы и госпитали Минобороны уже доставили 20 человек, четверо из них — пожарные — находятся в реанимации. Поскольку симптомы отравления могут проявиться через несколько дней, можно прогнозировать, что количество пострадавших будет увеличиваться с каждым днем.

Первыми же, кто начал бить в набат, были сами местные жители, которые пытались узнать у журналистов, что же произошло на самом деле. Ближайшие дома, в которых проживают 400 человек, находятся всего за полкилометра от эпицентра аварии.

Централизованную эвакуацию начали лишь во вторник днем. Однако до этого времени, несмотря на заверения чиновников, которые обещали, что врачи будут ходить по домам, предупреждая о недопустимости употребления воды из колодцев, овощей и фруктов, никто этого не делал.

“Горение фосфора в Ожидове вызвало настоящую панику в Бродах — еще с ночи местные жители начали массово выезжать из города или же просто вывозить своих детей. Оставшиеся ходят по улицам в марлевых повязках или платках, через которые дышат. Люди кашляют и плохо себя чув­ствуют. Не работают ни районный суд, ни районный центр занято­сти, ни другие государственные учреждения. Я лично еще ночью вывез своих детей во Львов. Правда, ехал не по киевской трассе, а через Тернополь. “Беда в том, что многим людям просто некуда ехать”, — сказал во вторник депутат Бродивского райсовета, начальник райуправления юстиции Владимир Адамец.

А заместитель председателя Львовской облгосадминистрации Тарас Батенко подчеркнул: “Нам не сказали ни что делать, ни сколько это продлится и тому подобное. Люди возмущены и напуганы. Многие просто идут в больницу из-за плохого самочувствия”.

Как стало известно из неофициальных источников, первые же замеры концентрации фосфора в почве, произведенные вблизи места пожара, показали наличие 3,5 мг вещества на один кубический метр — при норме 0,15 мг.

Найти крайнего

В отличие от аварии со “Столичным экспрессом” под Киевом, в этот раз железнодорожники не списывают случившееся на некоего мифического диверсанта. Но и своей вины не признают.

Как утверждает генеральный директор “Укрзалізниці” Владимир Козак, колея, с которой сошел состав, была в хорошем состоянии и позволяла пропускать пассажирские поезда со скоростью 120 км в час, а грузовые — 90 км в час. По его информации, поезд с фосфором двигался со скоростью 57 км в час.

По словам Владимира Козака, правоохранительные органы, правительственная комиссия, созданная в связи с аварией, рассматривают три версии: технические неполадки путей, неудовлетворительное состояние вагонов и нарушение правил перевозки опасных грузов.

Существуют технические условия и правила перевозки таких грузов, согласно которым, в частности, их обязательно страхуют и сопровождают аварийной карточкой, где указаны действия, которые необходимо произвести в случае аварии. Такие грузы должны сопровождать опытные проводники. Все эти требования при движении состава якобы были выполнены. Правда, Владимир Козак не смог ответить на вопрос, на каких условиях страховала груз российская экспедиторская компания, перевозившая фосфор.

На сегодняшний день “Укрзалізниця” обратилась к отправителю груза, который является и владельцем вагонов, — казахской компании “Казфосфат”, чтобы она направила для устранения аварии своих специалистов, поскольку они обладают необходимыми навыками и имеют требуемое оборудование.

Между тем Президент Украины поручил в десятидневный срок ликвидировать последствия аварии. А прокуратура Львовской области возбудила уголовное дело о нарушении условий перевозок и эксплуатации грузов на железной дороге.

Хочется верить, что виновников найдут и накажут. Но возникает резонный вопрос: ответят ли за свои непрофессиональные действия министр по чрезвычайным ситуациям Нестор Шуфрич и министр транспорта Николай Рудьковский? Довольно циничный ответ на него дал народный депутат Украины пятого созыва, социалист Евгений Филиндаш. “Если бы в стране всегда увольняли министров из-за аварий, в которых пока не понятно, кто вообще виноват, то у нас вряд ли какие-нибудь министры долго бы работали”, — сказал он. По утверждению депутата, министров должно отправлять в отставку только парламентское большинство, и он сомневается, что коалиция в Верховной Раде проголосует за это.

Комментарий

Оксана Марискевич, заместитель директора Института экологии Карпат:

— Это огромная беда. Особенно, если учитывать, какая сейчас жара. При 44 градусах фосфор плавится. Кроме того, при взаимодействии с воздухом образуются испарения бурого цвета. Эти испарения очень пагубно влияют на людей, в частности, приводят к отекам легких. Нужно следить, чтобы этот туман не попадал на кожу, поскольку на коже образуется фосфорная кислота, вызывающая очень сильные ожоги. Поэтому не следует выходить раздетыми на улицу.

Сложно также спрогнозировать, куда могут отнести опасное вещество грунтовые воды.

В Украине был подобный случай — в Краматорске. Тогда зона поражения составила 8,5 кв. км. В нынешних условиях химики советуют дождаться, пока весь фосфор не выгорит. Его трудно обезвредить, разве что появились новые технологии.

Ситуация достаточно серьезная. Там должно быть много медиков, необходимо немедленно эвакуировать людей.

Война против своих?

Белый фосфор активно используют в военных целях. Он применяется для снаряжения авиационных бомб, кассетных боеприпасов авиации, артиллерийских снарядов и мин. При взрыве такого боеприпаса происходит дробление фосфора на куски, которые самовоспламеняются на воздухе, образуя облако белого дыма.

Самое страшное его свойство — способность гореть внутри человеческих тканей, проникая в них все глубже и глубже. Любой спасенный человек остается инвалидом на всю жизнь.

В ноябре 2004 года американские военнослужащие применяли белый фосфор против мятежников в Ираке — во время боев за город Эль-Фаллуджу. Лишь спустя год Пентагон вынужден был признать этот факт, хотя длительное время отрицал использование подобного типа оружия.

Министерство обороны США тогда подчеркнуло, что это химическое вещество не использовалось против мирных жителей Ирака. Тем самым военные власти частично опровергли утверждение итальянской государственной телекомпании РАИ о том, что “американцы вслепую и в массовом порядке применяли белый фосфор” против гражданского населения.

Протокол № 3 Международной конвенции об обычных видах вооружений 1980 года оговаривает запрет на применение белого фосфора против мирного населения.

Василий ВАСЮТИН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.