Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Полетаем?

[14:10 22 июля 2008 года ] [ День, №127, 22 июля 2008 ]

Вторая авиакомпания бюджетного сегмента на украинском рынке авиаперевозок может появиться уже к концу осени текущего года, а далее таких операторов в Украине будет как минимум четыре.

Монопольное господство крупнейших отечественных авиакомпаний на рынке авиаперевозок в текущем году пошатнулось в связи с появлением первого в Украине “лоу-кост” оператора. Возмутителем спокойствия стала международная авиакомпания WIZZ Air, открыв в Украине “дочку” — “WA Украина”. На этапе декларации намерений, первых выходов в информационное поле и первых демонстрационных полетов слабо верилось в возможность летать по средней цене проезда в железнодорожном транспорте. На фоне растущей и всепоглощающей инфляции такое сообщение звучало скорее как шутка. Первый полет первого отечественного лоу-костера прошел в рамках заявленного, однако дал повод для активных разговоров вокруг дальнейшего развития бюджетного сегмента пассажирских авиаперевозок в формате “быть или не быть”. “Быть” — говорят первопроходчики, “быть” — вторит им профильное ведомство, мечтающее пересадить подавляющее большинство украинцев на самолеты, “вряд ли быть” — не удивляют скептицизмом традиционные украинские авиакомпании.

Главный принцип работы “лоу-костера” (еще — авиакомпании-дискаунтера) в западной практике предусматривает максимальный отказ пассажира от использования большинства традиционных услуг на борту воздушного судна. Скромность минимального перечня предоставляемых первым украинским “лоу- костером” услуг в рамках стоимости билета действительно практически не выходит за “спартанскую”. В первой украинской практике за минимум цены пассажир получил возможность перелета в стандартном кресле из пункта А в пункт Б и бесплатную перевозку багажа, так называемой ручной клади весом до 15 кг. За все остальное — более комфортное кресло, дополнительный багаж, напитки и блюда, а также другие сопутствующие услуги — дополнительная плата. Хотя в некоторых европейских “лоу-кост” компаниях такой сервис, как питание, в стоимости авиабилета, все же предусмотрен. Например, в балтийских, а также американских. Однако первый украинский бюджетный оператор такой “роскошью” своего клиента не балует.

Минимум цены ограничен 79 гривнами. Здесь еще одно условие — чем раньше пассажир заказывает билет — тем дешевле он платит за перелет. Желательно месяца за три-два. Кроме того, дешевле обойдется перелет в середине недели, и дороже придется заплатить в пятницу и выходные. В этих же условиях и главное неудобство — украинцы пока мало практикуют заблаговременно запланированные поездки, поскольку большинство потенциальных клиентов “лоу-кост” сегмента сегодня, по понятным причинам, в очень редких случаях могут назвать себя настоящими распорядителями собственного времени. Как правило, потребность оперативно перемещаться на большие расстояния возникает спонтанно. Однако в случае с авиаперелетами за спонтанность придется доплачивать. Средняя цена перелета на бортах новой на отечественном рынке компании составит 200—230 гривен.

В западной практике за отказ от важного, но не жизненно необходимого сервиса пассажир получает гибкую систему тарификации, частые распродажи, бонусы постоянным клиентам. Нередки случаи, когда билеты в оба конца продаются по цене одного, а то и вовсе бесплатно. Для дискаунтеров необходима максимальная загрузка салона — ведь пассажир, который летит бесплатно, все равно может потратить деньги на то же питание на борту. Возможно, распродажи и акции в деятельности WIZZ еще впереди, однако сегодня о таком способе привлечения клиентов компания не заявляет.

На своего рода “подарок” в виде развития, правда, для региональных аэропортов, с запуском в украинское небо дискаунтеров искренне рассчитывает министр транспорта и связи Иосиф Винский. “Моя тайная мечта состоит в том, чтобы резко поднять количество людей, пользующихся услугами авиаперевозчиков. Если сегодня летает 6—7 миллионов, то необходимо, чтобы было хотя бы 46 миллионов, чтобы один человек хотя бы раз в год летал самолетом, а это в свою очередь приведет к тому, что оживут аэропорты”, — сознался в интервью руководитель ведомства.

Первыми глоток свежего воздуха, согласно расчетам, должны вкусить региональные аэропорты в городах-миллионниках. А через несколько лет конструктивные перемены должны прийти и в порты небольших населенных пунктов. При этом, в министерстве рассчитывают на развитие инфраструктуры периферийных портов за счет инвестиций самих авиаперевозчиков. Справедливости ради стоит отметить, что пришедшие в упадок старые аэродромы проглотят, не заметив, финансовые вливания в сотни тысяч долларов. Кстати, первый украинский “лоу-костер” о намерениях спонсировать развитие периферийных портов пока также не заявлял. О желании их использовать — другое дело. Однако использовать в регионах пока, по большому счету, нечего.

Вместе с тем, по словам министра, “оживлять” региональные аэропорты в ближайшем будущем первопроходцу помогут другие бюджетные операторы, которых сегодня в Украину активно привлекает руководство Минтранса. Для таких авиаперевозчиков со стороны контролирующего ведомства, практически, открывается украинское небо. Переговоры по привлечению ведутся с одним из арабских операторов, Францией и Германией. Вторая авиакомпания бюджетного сегмента на украинском рынке авиаперевозок может появиться уже к концу осени текущего года, а в ближайшем будущем таких операторов в Украине будет как минимум четыре, что также должно положительно сказаться на качестве услуг и цене перелета. Кроме того, по предварительной информации, на украинский рынок авиаперевозок намерены выйти зарубежные авиакомпании-дискаунтеры. Словацкая SkyEurope, одна из крупнейших в Центральной Европе, планирует выйти на рынок Украины и ряда других восточноевропейских стран к 2010 году, а итальянская Alpi Eagles уже 1 августа этого года откроет маршрут Венеция—Киев.

Вместе с тем отечественное Министерство транспорта выдвинуло ряд требований. По словам министра, претенденты на работу на отечественном рынке в бюджетном сегменте должны обеспечить новые самолеты, дешевые билеты и реализацию перелетов через сеть интернет. В то же время национальные перевозчики сомневаются, что лоукостовые технологии будут эффективны на украинском рынке, чему есть ряд причин. Это и низкий процент пользующихся интернетом граждан, и низкая заполняемость бортов, и нежелание “лоу-костеров” тратиться на новые самолеты для стран “третьего мира”. И главная причина — в Украине на организации полетов не получится экономить, поскольку практически все смежные рынки, с которым придется сотрудничать перевозчикам, частично или полностью монополизированы и диктуют высокие цены.

Наряду с этим в профильном министерстве высказывают предположения, что появление на отечественном рынке “лоу-костов”, с учетом, если это произойдет действительно массово в довольно сжатые сроки, как это прогнозирует Винский, должно повлиять также на дальнейшую деятельность традиционных отечественных авиаперевозчиков. По крайней мере, таков опыт соседних стран, запустивших низкобюджетные авиаперевозки. Кстати, из наших национальных перевозчиков на появление украинского авиадискаунтера первым отреагировал “Аэросвит”, заказав в собственный парк 10 “эмбраэров” специально для осуществления малобюджетных перевозок. По неофициальной информации, об освоении данного сегмента подумывает и “МАУ”. Причем традиционные операторы рынка авиаперевозок мало тревожатся тем, что WIZZ и подобные ей конкуренты отберут у них хлеб.

Что же касается опыта России по освоению дешевого сегмента авиаперевозок, то у соседей первый и пока единственный бюджетный перевозчик работает полтора года и в последнее время в ценовой политике начал выходить за пределы дешевого сегмента. В скором времени после освоения направлений авиакомпания стала планомерно поднимать стоимость сборов на топливо, не декларируя их в общей цене билета, нарастила тарифы, что привело тому, что цены на авиаперелеты так называемого низкобюджетника очень скоро сравнялись с ценами традиционных перевозчиков. Сезонные распродажи авиабилетов российский “лоу-костер” также не устраивает и программ для часто летающих пассажиров не внедряет. Хотя с приходом на внутренний рынок государства, руководство компании на это намекало.

Потому аналитики сегодня настаивают на том, что воодушевляться легким стартом первого украинского низкобюджетника не стоит, поскольку сложно прогнозировать, какое развитие ситуация может получить уже в недалеком будущем.

Лидия ПОГРЕБНЯК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.