Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Бизнес ждет перемен

[14:49 14 декабря 2004 года ] [ Биржевые новости, 8 декабря 2004 ]

Кто бы ни стал президентом — ему придется меняться. Прогнозировать экономические пристрастия Ющенко и Януковича сложно хотя бы потому, что в ходе предвыборной кампании претенденты так и не смогли внятно сформулировать свои экономические программы.

Отчасти это был вынужденный шаг: Сказать, к примеру, что Украина сделает ставку на постиндустриальный путь развития, означало бы фактически "подставиться" под критику оппонента, который мог бы обвинить в попытках "развала богатого промышленного потенциала под влиянием Запада (Востока)".

Судить, что означает для каждой из отраслей приход одного из Викторов на пост президента, приходится по их действиям в прошлом на постах премьера, главы НБУ и главы облгосадминистрации. Картина, в принципе, отвечает стереотипам, сложившимся относительно обоих кандидатов: Ющенко — финансист западного толка, делающий ставку на малый и средний бизнес и готовый отказаться от госрегулирования и бюджетного финансирования бизнеса. Янукович в первую очередь хозяйственник — авторитарный "красный директор", который любит ходить по цехам и лично решать все проблемы. Приоритеты последнего тоже вроде бы ясны: развитие тяжелых отраслей экономики в рамках больших государственных холдингов, активное использование бюджета для поддержки промышленности. Директорский ренессанс

Очевидно, что в случае прихода Виктора Януковича к власти нынешняя экономическая модель развития вряд ли претерпит изменения по сути — возможны только рокировки на уже существующей шахматной доске. Основная ставка, как и прежде, будет делаться на большие промышленные холдинги, которые контролируют финансовые потоки от экспорта сырья и продуктов первичной переработки и выступают точками роста отечественной экономики. В конечном итоге именно бизнес-группы распределяют прибыль по другим отраслям, выступая главными инвесторами. Государство сохраняет мощные рычаги влияния на ФПГ — прежде всего, через мощные госхолдинги, контролирующие две основные составляющие себестоимости — расходы на энергоносители и транспорт. Значение министерств как независимых центров принятия решений нивелируется — министры выступают в роли отраслевых лоббистов и назначаются по квотам, которые зачастую формируют сами бизнес-группы. На крайний случай остаются силовые ведомства, которые можно использовать с целью давления на особо "несговорчивых" бизнесменов. Так выглядит экономика Украины в начале XXI века, как выглядела российская в 90-х, корейская и малайзийская — в 70-80-х годах прошлого и США — в конце XIX века.

Очевидно, что главными государственными приоритетами в такой схеме останутся базовые отрасли — металлургия и связанные с ней угольная и горнорудная отрасли, энергетика и нефтегазовая промышленность. Ожидать каких-то качественных изменений в уже приватизированных отраслях (например, в той же металлургии) вряд ли стоит — роль государства здесь ограничена, и, как показывает опыт последних нескольких лет, даже давление государства мало что может изменить в отношениях между собственниками бизнеса.

Относительная свобода действий сохранилась для президента Януковича в ТЭКе — отрасль пока что в большинстве своем остается в государственной собственности. Основной ориентир — создание крупных вертикально интегрированных компаний (ВИНК) как в нефтегазовой и угольной промышленностях, так и электроэнергетике. Сохранят ли эти холдинги государственный статус или приобретут частных владельцев — остается открытым вопросом. Виктор Янукович, впрочем, уже ясно выразился, что не потерпит иностранных инвесторов в энергетике, и главными пострадавшими здесь могут стать отнюдь не западные компании, а г-н Чубайс и РАО ЕЭС. Можно прогнозировать и энергичное освоение пока не освоенных экспортных рынков, к примеру, электроэнергетики. Активная подготовка ведется уже сейчас.

Финансовому сектору будет отведена техническая роль расчетного центра в рамках ФПГ. Согласно проведенным исследованиям, доля перераспределяемых через ФПГ финансов в той же России достигает 80% (результаты 2002 года). В Украине подобная статистика пока что не велась, хотя в Мировом банке говорят, что по результатам проведенных в том же 2002 опросов только 17% малых и средних предприятий обращались в банки за коммерческими кредитами. Даже если учесть последствия кредитного бума последних двух лет, очевидно, что банковский и финансовый секторы пока что не являются влиятельными игроками — основные инвестиционные потоки проходят через дочерние структуры крупных бизнес-групп.

Попытка либерала

Виктора Ющенко как представителя либералов связывают в основном с новыми отраслями — теми, которые были основаны или бурно развивались после распада СССР. Это прежде всего отрасли, ориентированные на внутреннего потребителя и финансовый сектор. Во всяком случае, отмена бартера и наполнение экономики деньгами в 2000 году и дали толчок росту в банковском секторе. Сюда же следует добавить замену прямых субсидий сельскому хозяйству на компенсации, которые выплачивались производителям за взятые в банках кредиты (в 1994-1998 гг. субсидии предоставлялись в основном в форме товарного кредита). Если оправдаются надежды большинства финансистов на то, что победа Ющенко приведет к долгожданному инвестиционному буму в Украине, то подъема следует ожидать и на фондовом рынке, и в связанном с ним секторе негосударственного пенсионного обеспечения.

В отличие от своего визави, Виктор Ющенко позитивно относится к иностранным инвесторам. Учитывая предыдущий опыт работы на посту премьера, кандидат от оппозиции, скорее всего, пойдет на полную приватизацию как энергокомпаний, так и части компаний нефтегазового сектора. Продажа энергокомпаний может состояться уже в 2005 году, тогда как продажа активов нынешней нефтегазовой отрасли будет проходить по аналогии с разгосударствлением в странах Восточной Европы — государство будет стремиться сохранить контрольный пакет за собой, а остальные акции будет продавать стратегическому инвестору. Впрочем, приватизация не будет означать, что государство откажется от роли активного регулятора.

Если команда Януковича делает ставку на прямое участие государства в бизнесе, то его оппоненты более склонны к использованию опыта западных стран, где активно применяется антимонопольное законодательство и действуют специальные Комиссии по регулированию естественных монополистов (по примеру НКРЭ). Взаимоотношения правительства президента Ющенко и крупных украинских ФПГ скорее всего будут направлены на построение системных отношений — бизнес откажется от "приватизации" власти, а правительство — гарантирует сохранение результатов приватизации и защиту на внешних рынках. Отдельный вопрос — малый и средний бизнес. Здесь приоритеты оппозиционного кандидата очевидны: упрощение регулирования и разрушений негласных монополий, созданных местными властями.

Поменяться ролями

Парадокс будущего президента состоит в том, что ему придется выступать в непривычных для себя ролях. Так, Виктору Януковичу доведется больше внимания уделять малому и среднему бизнесу в индустриальных регионах — только так можно будет трудоустроить тысячи людей, которые будут увольняться в ходе реструктуризации угольной и металлургической отраслей. Еще одна непривычная для премьера роль — вопросы макроэкономической стабильности. Все дело в том, что нынешнее правительство до последнего времени работало в условиях растущей экономики, и вопросы курсовой и денежной стабилизации решались сами собой. Сейчас по мнению многих экспертов, украинская экономика входит в стадию "перегрева", который всегда сопровождается развитием инфляционных процессов. Януковичу придется искать в своей среде профессиональных финансистов, способных решать проблемы падающей гривни, растущих цен и дефицитности бюджета. Кроме того, команде г-на Януковича нужно будет решить, насколько далеко они готовы пойти в создании "государственного капитализма" и главное — сумеют ли они это сделать.

Виктор Ющенко, в свою очередь, будет вынужден всерьез заняться лоббированием интересов украинского бизнеса за рубежом — тем, чего не удавалось сделать его предшественникам. Вступление в ВТО и признание Украины страной с рыночной экономикой — две первостепенные задачи. Позиции крупных предприятий в данном случае становятся более уязвимыми, однако "контакт с Западом" — единственный способ существенно повысить капитализацию бизнеса. Для этого им необходимо решить две задачи. С первой — включением в состав бизнес-групп сырьевых активов — крупный бизнес уже практически справился. Остается преодолеть основную системную слабость — технологическое отставание путем интеграции или покупки заводов на развитых рынках. Делать это с прозападным президентом значительно проще.

Редакционный материал

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.