Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Заводы-гиганты должны умереть

[13:59 07 марта 2012 года ] [ Газета 2000, 5 марта 2012 ]

Могучие предприятия, доставшиеся Украине от Советского Союза, заводы всесоюзного значения в одночасье лишились своего, заключенного в этих словах, смысла, а новое значение, в условиях другой страны и экономической модели найти не смогли.

Как показали прошедшие 20 лет, для нашего государства советская высокотехнологичная промышленность представляла интерес, в основном, как объекты мошеннической приватизации с последующим наиболее простым употреблением в качестве металлолома, помещений под склады (отдельное внимание заводским санаториям-турбазам) и т.д.

Логику новых собственников понять нетрудно. Работать по-старому некуда — СССР нет, другие рынки вроде европейского кажутся еще более далекими, переквалифицироваться — дорого и сложно, а хозяину нужна прибыль, а не долгосрочные перспективы. Тем более, что рано или поздно старые приватизационные грешки могут припомнить (в особенности тем, кто ошибется в политических предпочтениях) и попытаться забрать нечестным образом полученное предприятие, а если все уже распилено и продано, то какие могут быть потери? Главное успеть на самолет.

Тихая “заводь” Пересыпь

Подобные мысли приходят в голову многим одесситам, когда они проезжают по Пересыпи, некогда одному из заводских центров города. Даже с фасадной стороны предприятия выглядят плохо, как правило, не лучше ситуация и внутри. К примеру, только как территория для контейнеров заинтересовал новых владельцев (из группы “Приват”) некогда знаменитый производитель сельскохозяйственных машин ЗОР (“Завод Октябрьской Революции”, а затем ОАО “Одессельмаш”). На главной странице сайта завода резиновых технических изделий грустная констатация факта — “Как и любой другой завод РТИ, Одесский завод РТИ, прежде всего, является комплектующим заводом. Создан в первую очередь для комплектации Черноморского морского пароходства”. Комплектовать, как известно, нечего. Как и нечего ремонтировать Одесскому судоремонтному заводу, который в 2007 году был переведен в состав ГП “ОМТП”.

Останавливался кризисной осенью 2008-го машиностроительный завод “Красная гвардия”, сейчас предприятие, выпускающее шахтные лебедки, работает, но пока только ставит себе целью выйти на докризисные показатели.

Пожалуй, только “Одескабель” поддерживает реноме заводского района. Предприятие вкладывает средства в развитие, следовательно, повышает качество и, как утверждает сайт завода, способно полностью обеспечить не только Украину, но и СНГ кабельной продукцией.

Но это исключение из правил, а вот вырезанный на металлолом всесоюзный литейщик “Центролит”, когда-то выпускавший в год свыше 100 тысяч тонн литья, это практически образцовый случай. Долг Облэнерго, санация под чутким руководством заинтересованных лиц, приведшая к переходу новому собственнику всей недвижимости предприятия, увольнение тысяч рабочих с невыплаченной за годы зарплатой, в итоге, сейчас завод находится в катастрофическом состоянии.

Описывая судьбу этого и многих других наших монстров промышленности, хочется перефразировать классика, все несчастливые заводы несчастливы одинаково. Особенной изобретательности в схемах захвата предприятий обычно не проявляют, ее недостаток успешно компенсируется коррупционными связями в судах и силовых структурах.

Квадратный метр цеха за 38 грн.

Аналогичным образом пытались развалить и другой знаменитый одесский завод, основоположник советского краностроения — ныне ОАО ХК “Краян”. В советские времена завод им. Январского восстания выпускал подъемные краны весом до 100 тонн и поставлял свою качественную продукцию по всему миру.

Директора завода Николая Приступу депутат КПУ Евгений Царьков охарактеризовал, как одного из “красных директоров” и заметил, что ему нужно “ставить памятник за его работу по сохранению предприятия”.

Николай Филиппович рассказал, как уже много лет пытаются уничтожить “Краян”. “С 2003 года мы постоянно под рейдерскими атаками. Сначала нас пытались обанкротить по “схеме Облэнерго”, как это было с Автосборочным и Центролитом. Но с помощью тогдашнего губернатора Сергея Гриневецкого и благодаря тому, что система еще как-то работала — мы выдержали.

В 2006-м мы уже были основательно надломлены и 6 лет боремся, ходим по судам, жалуемся, вместо того, чтобы заниматься производством, делать краны, платить налоги. Схемы все стандартные, с помощью хозяйственных судов.

Назначается арбитражный управляющий из числа своих на месяц-два, за это время с предприятием могут сделать все что угодно. Нам сделали фиктивную задолженность в 25 млн. грн. Потом продали за 2 миллиона корпус, который даже по судебной экспертизе стоит 30 миллионов, по их цене выходит 38 грн. за квадратный метр (чтобы представить стоимость земли, отметим, что завод “Краян” расположен неподалеку от железнодорожного вокзала и Привоза — прим.). Привезли оценщику какие-то фотографии и он оценил цех, как материалы под разборку”.

Несмотря на подобные эксцессы, “Краян” даже в кризисные последние годы отправил 12 кранов в Белоруссию и 4 в пределах Украины. Для сравнения в 80-е годы завод ежегодно производил до 700 машин. В докризисные украинские времена производительность не повышалась выше 40 единиц в год. “Предприятие на ходу, — говорит г-н Приступа, — загружайте, есть тысячи рабочих мест, не нужно воровать деньги из бюджета на их создание, дайте работать и все. У нас уникальное оборудование, к примеру, только мы и Новокраматорский машиностроительный завод можем делать цилиндры длиной до 10 метров и диаметром до 400 мм. Все равно невозможно все привезти из Китая. За эти годы рейдерских атак и судебных проволочек мы не потеряли в людях или оборудовании, мы потеряли время, которое было необходимо на обновление продукции, на развитие и реструктуризацию. Вместо этого мы занимались борьбой, защищали госимущество. Не государство, а мы”.

“Таким предприятиям, как “Краян” не повезло в том, что они почти в центре города, — говорит Евгений Царьков, — 50 га земли в таком месте многим спать не дают. Но это перспективнейшая зона и это не я говорю, а те же китайцы, у них глаза открываются, когда видят эту шикарную логистику, отдельную железнодорожную ветку. К сожалению, у власти еще действует принцип: там, где что-то можно разрезать на металл — лучше разрезать”.

Впереди “Краян”, все еще государственное предприятие, ожидает приватизация. К ней завод подходит с задолженностью по зарплате (в последние годы объемы производства были совсем не те) и самое главное, с нерешенными судебными делами. “Зло еще не наказано, — говорит Николай Приступа, — и государство должно довести расследование до логического конца. На сегодняшний день за дело взялись органы прокуратуры. Представьте, вы заинтересованы в заводе и приобретете кроме задолженностей по зарплате еще и судебные дела, билет на войну никто не будет покупать”.

“Прессмаш” под прессом новой жизни

Впрочем, и без рейдерских атак промышленный гигант в современной Украине плавно приходит к банкротству. Одесский завод “Прессмаш” продержался 20 лет, но сейчас проходит процедуру ликвидации и что будет дальше — можно только догадываться. Как рассказал председатель правления Аркадий Спиваковский, лихорадило завод с момента развала Союза, “Прессмаш” балансировал на проволоке. Этому занятию подвел черту недавний кризис, который катализировал негативные процессы.

“На 1 октября 2008-го наш портфель заказов составлял 16 единиц кузнечно-прессовой техники, — говорит г-н Спиваковский, — а следующий заказ мы получили только в июне 2011-го. До кризиса, в 2005-2007 годы мы, в среднем, получали по 30 заказов ежегодно, их и выполняли. В 2009 сделали 12 прессов и по одному в 10-м и 11-м, не получая больше заказов вообще”.

Итак, кризис просто добил завод, но главная причина банкротства “Прессмаша” в том, что случилось несколько раньше, естественно, в самом развале СССР.

“Наше и аналогичные предприятия обслуживали колоссальную территорию, работали на экспорт, на страны СЭВ, а когда развалился Союз, завод остался на территории Украины, где наша продукция оказалась невостребованной в таких объемах, — говорит Аркадий Спиваковский. — Возникло несоответствие производственных мощностей завода и количества заказов. Из украинской экономики ушли целые отрасли, которые обслуживались нашими кузнечно-прессовыми машинами. Открылся рынок западных производителей, которым отдавали предпочтение новые инвесторы, как зарубежные, так и украинские. Такой монстр, как “Прессмаш” не соответствовал ситуации и экономике страны. Прорваться на мировой рынок с нашими, пусть даже интересными и нужными прессами, было практически невозможно, он работает по другим законам. В том же ЕС лоббируются свои производители, на рынок Прибалтики и новых членов Евросоюза нас не особенно пускают. А на Украине почти исчезли предприятия, которые могли бы приобретать нашу технику. Характерный пример — почти убитая китайским, турецким и другим экспортом отечественная пластмассовая промышленность. А это значит — некому эксплуатировать производимые заводом термопластавтоматы”.

На треснувшем постсоветском рынке предприятию удавалось находить заказчиков до поры, до времени. В России создают свои предприятия, заботясь, естественно, о рабочих местах для своего населения. Эти заводы копируют продукцию “Прессмаша” и хотя пока уступают в качестве, но зато не требуют, например, процедуры растаможивания. В довершение бед одесского завода, пресса у него уж больно крепкие, у многих покупателей успешно работают машины, сделанные еще в 60-е.

Бьет по “Прессмашу”, как и по всем другим заводам, исчезновение партнеров по кооперации. К примеру, после истории с “Центролитом” потребовался новый поставщик литья. “Скованные одной цепью, связанные одной целью” — это и про советские заводы, которым приходится все теснее держать свои редеющие ряды.

“Такое технологичное производство не окупается за короткий промежуток времени, — говорит г-н Спиваковский, — требуется серьезная интеллектуальная работа, модернизация, инновации, и, естественно, не малые финансы. Зарубежный опыт вообще против таких крупных предприятий, там не распыляют силы. В рамках советской системы госменеджмента высокого уровня такие заводы могли существовать. Сейчас со стороны государства не видно интереса, ни глобального, ни какого иного. Технология, конечно, на какое-то время сохранится, ее смогут использовать желающие, а будущее предприятия прояснится, скорее всего, уже в этом году”.

Итак, остается рассуждать, что более преступно — просто разворовывать заводы-гиганты руками шустрых аферистов или нисколько не заботиться о доставшейся от СССР в наследство высокотехнологичной промышленности, как делают все 20 лет независимости наши государственные мужи. Пока же развалины таких предприятий и вообще отношение страны к промышленному потенциалу заставляют вспомнить мультфильм “Маугли”. Заброшенный древний город в джунглях и веселые бандерлоги вокруг.

Андрей КРИКУНОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.