Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Юрист Медведев, незачет!

[08:41 12 августа 2009 года ] [ День, №140, 12 августа 2009 ]

11 августа 2009 года Российская Федерация устами своего президента Дмитрия Медведева фактически объявила Украине войну.

Если и не “горячую” (пока что?), то, во всяком случае, “холодную”. Все, оказывается, в Украине делается неправильно и все во вред “братским народам”, их “общей истории, культуре и религии”. Весь список претензий к Украине сводится к элементарному требованию стать государством-сателлитом, а к украинской нации — перестать быть свободной нацией.

Не буду напоминать о том, кто охотно использовал подобную стилистику и выдвигал подобные требования (об этих вещах немало говорится в канун 70-летия начала Второй мировой войны). И не буду касаться всей груды нелепостей, содержащихся в обращении Медведева к Президенту Виктору Ющенко. Обращу ваше внимание только на один далеко не последний в тексте обращения момент, где речь идет о “навязывании международному сообществу националистически окрашенных трактовок массового голода в СССР 1932 — 1933 годов как “геноцида украинского народа”.

Вообще-то Дмитрий Медведев вроде бы юрист. И по возрасту юрист не совсем уж советской выучки (окончил Ленинградский университет в 1987 году, стал кандидатом юридических наук в 1990 году, во время “перестройки”). Следовательно, определенные знания о том, о чем пишет, должен иметь. А если и не имеет — для этого существуют квалифицированные советники. И эти советники должны были бы объяснить ему: Дмитрий Анатольевич, не пишите ерунды! Ведь если и имеют какую-то “националистическую окраску” в своей основе трактовки голода в Украине 1932 — 1933 годов, то речь идет вовсе не об “украинском буржуазном национализме”...

Рафаэль Лемкин. Вероятно, определенной части читателей “Дня” эта фамилия известна, потому что о нем писал Джеймс Мейс, но все (в том числе и президент России Медведев) знают изобретенный им термин для обозначения одного из самых ужасных явлений в истории ХХ века. Этот термин — “геноцид”.

Коротко о жизненном пути этого незаурядного человека. Рафаэль Лемкин родился в 1900 году в селе Безводное, около Волковиска (теперь это Гродненская область Беларуси), в семье польских евреев, занимавшихся земледелием. Тогда это была Российская империя; потом упомянутая территория перешла к воссозданной Речи Посполитой. Лемкин в начале 20-х годов изучал филологию, а потом право во Львовском университете. Еще во время учебы, а именно в 1921 году, убийство из мести за страдания своего народа османского политика Талаата Паши армянским студентом привлекло его внимание к проблеме преступного массового истребления людей, иногда целых народов, поэтому он стал штудировать международное право с целью создать законы для предотвращения таких преступлений и наказания за них. Тогда он употреблял для обозначения массового уничтожения людей термин “варварство”. Докторскую диссертацию Лемкин защитил в Германии, в Гайдельбергском университете, потом работал помощником прокурора в Бережанах, затем преподавал в Варшаве. В начале 30-х годов Лемкин представлял Польшу на международных правовых конференциях; в 1933 году (это не только год прихода Гитлера к власти, но и год Голодомора, о котором Лемкин уже тогда много знал) юрист официально предложил Лиге Наций (предшественнице ООН) считать тех, кто из ненависти к большой группе людей вредил членам этой группы, виновными в варварстве, а тех, кто уничтожал культурные сокровища такой группы из ненависти к ним, — в вандализме, задерживать таких людей, хоть где бы они были, судить и карать. Тогда это предложение было отвергнуто; но его развитием стала концепция геноцида, принятая мировым сообществом после Второй мировой войны.

В 1939 году после раздела Польши между гитлеровской Германией и сталинским СССР, Лемкин вынужден был убегать от нацистов в Швецию; в конце концов он перебрался в Америку, где преподавал право. В 1944 году он издал книгу “Власть Оси в Европе”, в которой впервые употребил термин и сформулировал понятие “геноцид” и задокументировал уничтожение нацистской Германией европейских стран, а особенно — уничтожение еврейского населения. Многие разработки Лемкина были положены в основу приговоров Нюрнбергского трибунала; он выступил главным промоутером принятия Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году Конвенции “О предотвращении преступления геноцида и наказании за него”, которая сегодня лежит в основе национальных законодательных актов относительно геноцида.

Дважды он был номинирован на Нобелевскую премию мира, но так и не получил ее. Умер Рафаэль Лемкин в Нью-Йорке в 1959 году.

Так вот: последнее десятилетие своей жизни этот юрист международного класса работал над книгой, которая так и осталась неоконченной. Посвящена она была геноцидам ХХ века. Одним из таких геноцидов Лемкин считал геноцид, осуществляемый большевистской властью по отношению к Украине и украинцам.

Текст, в котором говорится об этом и который называется “Советский геноцид в Украине”, был, скорее всего, прочитан как доклад в 1953 году в Нью-Йорке на поминании жертв Великого Голода украинской общиной. Машинопись упомянутого текста находится в архивном фонде New York Public Library, в папке, где содержатся другие материалы к “Истории геноцида”, которая никогда не была опубликована в полном объеме (хотя, скажем, несколько лет назад в Армении были опубликованы отдельной книгой материалы Лемкина относительно геноцида армянского народа). Текст на английском языке под названием Soviet Genocide in Ukraine с комментариями профессора Романа Сербина (Канада), который его и опубликовал, легко найти в интернете.

О чем говорит Рафаэль Лемкин? О том, что большевистская политика уничтожения была совершенно осознанно направлена против украинцев как нации, как определенной общественной целостности с ее уникальными культурными и ментальными чертами, а не только против крестьянства. Следовательно, такая политика подпадает под требования Конвенции ООН (которая не признает геноцидом социальный террор, то есть уничтожение отдельных слоев населения). В геноциде украинцев Лемкин видел четыре составляющие:

1. Уничтожение украинской интеллигенции — мозга или ума нации.

2. Ликвидация Украинской православной автокефальной церкви — души Украины.

3. Голодомор украинского крестьянства — хранителя украинской культуры, языка, традиций и т.д.

4. Заселение Украины иноэтническими элементами для радикального изменения состава населения.

Совокупной целью этих четырех составляющих или же четырех направлений физического и культурного уничтожения украинцев и украинства было, по Лемкину, “систематическое уничтожение украинской нации, ее постепенное поглощение новой советской нацией”. При этом, подчеркивает юрист, речь не шла о физическом истреблении всех украинцев, как это нацисты провозгласили относительно евреев, но в случае успеха большевистской программы геноцида “Украина погибла бы так же, как если бы был убит каждый украинец, потому что она потеряла бы ту часть народа, которая сохраняла и развивала ее культуру, ее верования, ее общие идеи, которые управляли ею и дали ей душу, что, короче говоря, сделало ее нацией, а не массой людей”. Ведь в силу исторических обстоятельств украинская нация очень уязвима, “ее религиозное, интеллектуальное и политическое руководство, ее избранные и решающие части довольно малы, и потому их легко ликвидировать”. Для того, чтобы украинцы перестали быть собой, слившись в каком-то новом сообществе с другими, “потому что советское национальное единство создается не объединением идей и культур, а полным уничтожением всех культур и всех идей, за исключением одной — советской”.

Иными словами, большевики проводили политику геноцида не только относительно украинцев, но и относительно ряда других народов СССР, хотя именно над Украиной они поставили “самый долгий и самый широкий эксперимент” по истреблению нации.

И здесь Рафаэль Лемкин прямо говорит о том, чего пытаются политкорректно избежать сегодняшние украинские державные мужи и отечественные интеллектуалы-либералы. А именно — о неразрывном единстве политики советизации и русификации.

“Пока Украина сохраняет свое национальное единство, пока ее народ продолжает думать о себе как об украинцах и добивается независимости, до тех пор она представляет серьезную угрозу для самого сердца “советизма”. Ничего удивительного, что коммунистические вожди придавали самое большое значение русификации этого самостоятельно мыслящего члена их “Союза Республик” и решили переделать его и адаптировать к своему образцу единой русской нации. Потому что украинец не является и никогда не был русским. Его культура, его темперамент, его язык, его религия — все иное. При боковых дверях Москвы, он отказывался от коллективизации, принимая лучше депортацию и даже смерть. Поэтому было особенно важно адаптировать украинца к прокрустову образцу идеального советского человека”.

А, собственно, чему стоит удивляться — интеллектуальной смелости Рафаэля Лемкина или болезненной неспособности части отечественной элиты называть вещи своими именами? Разве большевизм не был исконным порождением российской имперской истории и культуры? Об этом писали такие разные мыслители, как Ленин и Бердяев, Сталин и Веллс — и многие-многие другие. Поэтому нынешняя позиция российского президента Медведева закономерна — “эффективный менеджмент” товарища Сталина продолжается, только в других формах. А польский еврей, политэмигрант в США Лемкин больше думал и заботился о защите интересов украинцев, чем чуть ли ни половина “украинских” политиков...

Таким образом, имеем в итоге: в отличие от различных отрицателей геноцида украинцев, включая высшее должностное лицо Российской Федерации юриста Медведева, Рафаэль Лемкин не только говорит об этом геноциде, но и называет его “классическим примером геноцида”. Вместе с тем, в отличие от авторов концепции Голодомора-геноцида, Лемкин настаивает, что Голодомор, при всем своем размахе, был лишь одной из составляющих геноцида украинцев.

А теперь появляется очень интересный вопрос. Может ли моральный и интеллектуально ответственный человек, тем более юрист, считающий геноцид преступлением против человечества и человечности, отрицать факт геноцида украинского народа, если этот факт описал и безоговорочно признал автор термина и концепции геноцида как составляющей современного мирового права? Иными словами, осмелится ли господин Медведев утверждать, что в одних случаях Рафаэль Лемкин был полностью прав (когда говорил о “геноциде вообще”), а в других (когда речь шла о конкретных украинцах или армянах) — был абсолютно не прав и действовал как “радикал-националист” (вот только какой именно...)?

Но вот что не вызывает никаких вопросов и никаких сомнений — так это незачет по международному праву, который во всеуслышание получил выпускник Ленинградского университета Дмитрий Медведев. Ну что ж, полку “проФФесоров” прибыло...

Сергей ГРАБОВСКИЙ

кандидат философских наук,член Ассоциации украинских писателей

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.