Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Яндекс.Музыка”: эффект последней капли

[14:10 23 сентября 2010 года ] [ Slon.ru, 23 сентября 2010 ]

Как новому музыкальному сервису выплыть в море пиратского контента.

Компания “Яндекс” запустила собственный музыкальный сервис. Music.yandex.ru — это развитие музыкального каталога компании, запущенного летом прошлого года. За год “Яндекс” подготовился основательно: заключено соглашение с более чем 50 правообладателями, число треков выросло с 150 000 до примерно 800 000, а сам каталог композиций получил оболочку музыкального сервиса со стандартным набором функций: плей-листы, поиск по альбомам, сортировка по жанрам и т.д.

Говорят, “Яндекс.Музыка” — предмет особого интереса главы компании Аркадия Воложа. И на достигнутом он, явно, останавливаться не собирается. Сейчас это streaming-проект: композиции можно бесплатно прослушать в режиме реального времени. В “Яндексе” же мечтают, что рано или поздно треки будут продаваться и скачиваться. Примерно так, как это задумано у будущего Google Music. А дальше, кто знает, может, появится и соцсеть, как у Apple. А потом, почему бы и нет, — внедрят рекомендательные функции, как у Last.fm. Или заведут собственный, интегрированный с сервисом, Mp3-плеер, вроде того, что у Microsoft. Вариантов много.

В этой вариативности — главная рыночная интрига нового проекта. Сама идея, что российского пользователя легче приучить к легальному контенту с помощью бесплатного предложения и удобного интерфейса, зарабатывая при этом не на продажах, а на рекламе, — не нова. За последние полгода на нашем рынке появилось сразу несколько бесплатных видеопорталов с неплохими базами кинофильмов, мечтающих получать доход за счет баннеров и прероллов. Почва для этих мечтаний, конечно, пока довольно зыбкая. Но поверить в платную модель в случае с музыкой и видео в России еще сложнее.

Но главный вопрос, который стоит перед разработчиками: что делать и что предлагать, когда все на свете уже сделано и предложено? Рынок достиг той стадии, когда инновационные модели практически невозможны. Остается миксовать существующие. Но нужен ли кому-то гибрид iTunes, Myspace, Pandora, Twitter и “Одноклассники” в один мегасервис? Невнятная гибридная модель музыкальной соцсети Apple — неизбежный предмет насмешек среди тех, кто хоть чем-то ранее пользовался в музыкальном интернете (хотя у Ping есть и другие проблемы, в первую очередь — жесткая привязка к системе продаж).

Конечно, возможны инновации технологические. У Ларри Пейджа и Сергея Брина перед глазами были Altavista и Yahoo (которая, кстати, считает себя изобретателем технологии “быстрого поиска”, реализованной недавно в Google). Рынок поиска рос, модель поискового сервиса была очевидна. Что сделало Google лидером? Инновационный алгоритм расчета рейтинга PageRank, собственная операционная система, выдача кэшированных копий страниц. Ну, еще отсутствие баннеров — немаловажный, хотя поначалу в большей степени маркетинговый ход. Но это был 1998 год, поле для инноваций было огромным, тем более в гигантской нише поисковых механизмов.

Крис Андерсон из Wired считает, что пришло время компромиссов. Вместо революций должен заработать эффект последней капли: маргинальные корректировки существующих рыночных моделей и инновации на определенных участках — вот путь к успеху. Нельзя находиться в безвоздушном пространстве, не замечая ничего вокруг, но важно выбрать лишь один ориентир. “Последней капли” не хватит на всех, какие-то из направлений просто усохнут.

Один из последних примеров эффекта маргинальной инновации — нашумевший проект Diaspora. Это еще не очевидная история успеха, но уже интригующая. Решение о распределенной архитектуре по принципу пиринговых сетей и использование Open Source — не инновация. Не инновация и открыто используемая модель Facebook. Это “последняя капля” — логичная корректировка знакомой идеи.

“Яндекс” активизировался на рынке музыкального контента при удачных обстоятельствах. Конкурентов в легальном поле не так много, и он сам способен стать тем ориентиром, в модель которого амбициозные наглецы вроде создателей Diaspora будут вносить последнюю каплю изменений. Но об ориентирах и ему нельзя забывать.

Все говорят, что появление “Яндекс.Музыки” — это начало войны за пользователей с игроками нелегального рынка. У главного конкурента “Яндекса” в музыкальном сегменте есть имя и длинная история успеха — это “ВКонтакте”. Социальная сеть эволюционным путем стала крупнейшим хранилищем музыки в сети. Пользователи своими руками сделали то, что давно должна была предложить любая из крупных интернет-компаний. Это сервис, предлагающий легкий поиск музыки с помощью не самого удачного интерфейса, но в большой социальной среде.

У “Яндекса” удобный интерфейс, широкие возможности поиска и фильтрации, но нет одного — социальной функции. Так что, возможно, “Яндексу” все-таки придется попробовать себя на поле социальных сетей еще раз.

Петр БИРГЕР

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.