Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Вагоностроителям начало везти

[08:25 24 ноября 2009 года ] [ Коммерсант-Украина, №204, 24 ноября 2009 ]

Восстанавливается спрос на продукцию украинских предприятий.

В октябре-ноябре украинские вагоностроительные предприятия вновь стали получать заказы. В основном спрос на их продукцию появился в России и Казахстане. Ожидаемый рост объема железнодорожных перевозок в СНГ позволяет говорить о том, что кризис в отрасли подошел к концу, отмечают эксперты.

Позитивные новости

До кризиса на долю крупнейших украинских вагоностроителей приходилось почти 40% всех производимых в СНГ вагонов. По данным ИК KBC Securities Ukraine, в 2008 году из 73,2 тыс. выпущенных вагонов 43,3 тыс. штук произвели российские предприятия, а 24,6 тыс.— украинские. Кризис же резко изменил ситуацию. Ожидается, что в 2009 году в СНГ будет произведено всего 34,4 тыс. вагонов, из которых в России — 19,7 тыс., в Украине — 10,3 тыс.

Уменьшение заказов не могло не отразиться на финансовых показателях компаний. Взрывной рост спроса на вагоны в III квартале 2008 года привел к тому, что их стоимость на украинских предприятиях достигла рекордных $105 тыс. за вагон, отмечают в ИГ “Сократ”. Сейчас же, по словам аналитика “Сократа” Максима Штепы, цена находится на уровне $40 тыс. “Мы ожидаем снижения доходов компаний на 50-70%”, — говорит директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава. “В сравнении с чистой маржой в 3-12% в предыдущем году, в этом году наилучший результат будет не больше 5%, и я не исключаю, что некоторые участники покажут убытки”, — подчеркивает аналитик KBC Securities Ukraine Инна Перепелица.

Впрочем, уже в октябре стало очевидно, что ситуация будет меняться в лучшую сторону — предприятия начали получать заказы. Так, “Днепровагонмаш”, практически простаивавший с ноября прошлого года, в октябре занялся изготовлением первой партии крупного заказа. Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) получил новые заказы из Белоруссии. А мариупольский “Азовмаш” объявил о намерении создать СП с казахским Акмолинским вагоноремонтным заводом при участии железнодорожного ведомства Казахстана. На Стахановском вагоностроительном заводе заявили, что до конца года планируют произвести свыше 2 тыс. вагонов.

Защитная реакция

“Падение спроса на украинские вагоны вызвано прежде всего ухудшением финансового положения государственных железнодорожных компаний в странах СНГ”, — говорит господин Кава. Снизился спрос и со стороны частных операторов ж/д грузоперевозок и производственных компаний. “Кроме того, постоянное изъятие из оборота предприятия значительных средств (задолженность государства по возмещению НДС, дебиторская задолженность) создает проблемы при финансировании текущей деятельности и развития производства”, — отмечают на КВСЗ.

Сложившаяся ситуация неблагоприятно сказывается на всех производителях в СНГ, но особенно болезненно — на украинских компаниях. По данным KBC Securities Ukraine, доля экспорта украинской продукции в Россию в 2008 году составляла 85%, а в I половине текущего года — 54%. “Традиционно до 90% украинской продукции поставляется в Россию, Украина занимает до 1%, оставшиеся приходятся на страны Балтии и Казахстан”, — рассказывают на Стахановском вагоностроительном заводе. По итогам этого года доля украинских производителей на рынке СНГ снизится до 35% против 40% в 2008 году, уверена госпожа Перепелица. Это связано в первую очередь с тем, что потребителями украинских вагонов в РФ были в основном частные операторы и производственные компании, которые снизили объемы закупок больше, чем подразделения “Российских железных дорог”, а дочерние компании “Российских железных дорог” — “Первая грузовая компания” и “Вторая грузовая компания” — в этом году обязались покупать вагоны российского производства, объясняет Александр Кава.

“Укрзализныця” не в счет

Снижение спроса на вагоны в Украине во многом произошло из-за крупнейшего украинского заказчика — “Укрзализныци”. Как отметили на КВСЗ, в нынешнем году заказов со стороны монополии на пассажирские и грузовые вагоны не было. На “Укрзализныцю” было поставлено всего два электровоза, один из которых был из партии, заказанной в 2008 году. “Учитывая высокую степень износа вагонного и локомотивного парка 'Укрзализныци', администрации необходимо закупать до 10 тыс. грузовых вагонов, 500 пассажирских вагонов и 150 новых локомотивов в год”, — утверждает господин Кава. Но в прошлом году парк компании пополнился лишь 35 единицами. “В этом году у 'Укрзализныци' было плановое двукратное уменьшение капиталовложений, что связано прежде всего с падением доходов компании”, — объясняет руководитель “Менеджмент консалтинг групп” (консультирует “Укрзализныцю”) Дмитрий Подтуркин.
В ближайшее время “Укрзализныця” в первую очередь начнет закупать локомотивы и пассажирские вагоны, чтобы обновить парк накануне Евро-2012, говорит господин Подтуркин. Но обычно она закупает пассажирские вагоны у российских предприятий, объясняя это тем, что технологический уровень отечественных заводов крайне низкий. “Мы неоднократно говорили нашим производителям: дайте нам соответствующий уровень, и мы обеспечим предприятие заказами”, — отмечал ранее гендиректор “Укрзализныци” Михаил Костюк. На закупку “Укрзализныцей” грузовых вагонов и полувагонов украинским производителям в ближайшее время тоже рассчитывать не следует. “В связи с кризисом в промышленности и падением объема производства закупки этой продукции будут прекращены”, — заявил Дмитрий Подтуркин.

Впрочем, аналитики склоняются к оптимистическим прогнозам дальнейшего развития рынка. “По моим оценкам, объем выпуска грузовых вагонов в Украине в следующем году увеличится до 15 тыс. вагонов, в основном за счет спроса в РФ и Казахстане”, — говорит Александр Кава. По мнению Инны Перепелицы, в 2010 году количество произведенных в СНГ вагонов увеличится как минимум на 30% по сравнению с нынешним годом, до 44,7 тыс. Выход на докризисный уровень ожидается к 2012 году, уточнил господин Кава.

Елена СИНИЦЫНА
Александр ЧЕРНОВАЛОВ
Олег ГАВРИШ

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.