Империя наносит ответный удар
Итак, президент РФ Владимир Путин издал указ, в котором объявил о введении санкций против нашей страны “в ответ на недружественные и противоречащие международному праву действия Украины, связанные с введением ограничительных мер в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации, в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами от 4 июня 2018 г. №127-ФЗ “О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств”, от 30 декабря 2006 г. №281-ФЗ “О специальных экономических мерах” и от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ “О безопасности”.
Казалось бы, какая связь между “антиамериканским законом” и Украиной. На самом деле в Москве решили отвечать на введенные против россиян санкции, если не симметрично, то зеркально. Естественно, россияне не могут ответить западному миру так же “больно”. Но кремлевские “пацаны” давно усвоили одну простую сентенцию: внутренний электорат любит посылать ответки, но при этом не утруждает себя их глубоким анализом. Если удар по “пармезанам”, по мнению Путина, — это больно, значит, так оно и есть, хотя все при этом прекрасно понимают, что болевая точка у тех же европейцев находится в другом месте. А достать американцев россияне и вовсе не могут. Ведь последние не зависят даже от поставок российских энергоносителей. Хотя газовая зависимость— это как раз слабое место не столько ЕС, сколько самой РФ, ведь этот летучий товар нужно кому-нибудь впаривать, хоть китайцам, хоть туркам, хоть европейцам. Даже “враждебной” Украине. И для этого можно осуществлять безумные транспортные проекты по прокладыванию “Силы Сибири” или “Северных” и “Южных” потоков, которые не окупятся никогда.
Гибридная зеркальность
Единственное, что Россия может себе позволить, — это зеркальность из разряда кривого зеркала в “комнате смеха”. Когда щеки российских министров надуваются даже значительно сильнее, чем в реальности. Именно по закону этого “низкого” жанра в стиле средневекового фарса и был принят в Думе упомянутый выше закон, который по своей технологии был фактически слизан с аналогичного американского законодательного акта “по противодействию врагам Америки”. С тем лишь отличием, что американцы прессуют с помощью него своих врагов, а россияне — друзей США.
Как говорится, почувствуйте разницу. Именно этот акцент в восприятии российской секционной политики и был сформирован на уровне провластных кремлевских экспертов: мол, мы наказываем не своих врагов, а слишком рьяных друзей “Белого Отца” из Вашингтона.
Как раз поэтому санкционная “длань Сарумана” пока предпочитала в отношении Украины иные формы давления. В Москве старались делать вид, что наша страна рано или поздно одумается и поэтому вводить против нее новые официальные санкции нецелесообразно. Мол, не ведают, что творят. Хотя основной “цимес” здесь заключался в ином.
Применив санкции к Киеву, в РФ и на формальном уровне признали бы, что Украина — союзник США. А это уже удар не по “пармезанам”, а по скрепам, что намного больнее. Именно поэтому введение новых санкций против Украины было отложено “на потом”.
Тонкая красная линия
Для введения санкций против Украины необходимо было стечение нескольких факторов. В Киеве должны были перейти уж очень красную и очень тонкую линию, как ее понимают в Кремле. Таким переходом стали Томос и автокефалия УПЦ. По мнению российских политических технологов, Украине можно было прощать “предательство” политическое в виде соглашения об ассоциации с ЕС и даже экономическое в виде ЗСТ с Евросоюзом, но нельзя оставлять без внимания “отступление” духовное. Но это все, так сказать, дымовая завеса, реальные причины санкций имеют такое же отношение к духовному, как морская свинка к морю.
Главная цель — это создание скрытого экономического давления на потенциально лояльные украинские бизнес-группы, экономически еще зависимые от России.
До 2013 г. такое влияние частично нейтрализовывалось олигархической формой государственного суверенитета, когда пирамидальная структура нескольких отечественных ФПГ успешно блокировала влияние извне. Но в 2013-м бывший президент Янукович, почти как толкиновский гном, стал “рыть слишком жадно и глубоко”, в результате чего сейчас отечественный олигархат частично блокирован на Западе и в меньшей степени на Востоке.
До поры до времени в РФ старались персонально не бить по украинским олигархам, наивно ожидая, что по закону канализационной трубы при давлении с Запада их выдавит на Восток. Но как показывает практика, наши олигархи лучше будут пробкой на Западе, чем ершиком на Востоке. И для этого они даже готовы надеть вышиванки.
Но Кремль не собирается оставаться на ближайших украинских выборах сторонним наблюдателем. Специфика политической кампании в Украине сводит к минимуму опробованную на США технологию “электронного” вмешательства в выборы. Способ доставить гречку электорату с помощью ботов и лайков еще не изобрели, а потому нужно надавить на мягкое подбрюшье отечественных СМИ, то есть на местных олигархов.
Если сделать это слишком близко к выборам, то посыплются упреки в активном вмешательстве во внутренние дела суверенной страны. Конечно, Кремль никогда не обращал внимание на подобные либеральные “сопли”, но, если санкции против Украины вдобавок совпадут с общеэкономическим ухудшением, это, с одной стороны, даст действующей власти хороший козырь списать все на последствия санкций, а с другой — резко сократит электоральную поддержку политических “аватарок” Кремля.
Именно поэтому октябрь максимально подходит для введения российских санкций, можно сказать, собрался “парад планет” всех ключевых предпосылок (кстати, именно на осень санкции и прогнозировались). Есть и красная линия в виде Томоса, и также еще слишком далеко до выборов, и связать экономические последствия от введения санкций с избирательным процессом смогут лишь очень прозорливые, но они не формируют электоральное большинство.
Список Путина
Теперь правительство РФ должно определить “перечни физических и юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры”, а также сами “специальные экономические меры”.
Важная приписка путинского указа: санкции могут быть отозваны “по представлению правительства Российской Федерации в случае отмены ограничительных мер, введенных Украиной в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации”. А это уже “важный” посыл и фигурантам списков, и тем, кто будет у власти в 2019-м.
Теперь что касается возможных фигурантов. К санкционному инструментарию россияне относят:
• запрет ввоза или ограничение ввоза на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
• запрет на въезд граждан иностранных государств по списку, определяемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации;
• прекращение или приостановление международного сотрудничества в атомной отрасли, в авиастроении, в ракетно-двигательной отрасли;
• запрет на допуск или ограничение допуска технологического оборудования и программного обеспечения;
• запрет или ограничение участия в приватизации государственного или муниципального имущества;
• исчерпание исключительного права на товарные знаки в отношении товаров;
• повышение сборов на аэронавигационное обслуживание воздушных судов;
• запрет или ограничение на привлечение к трудовой деятельности
в РФ иностранных граждан;
• запрет или ограничение ввоза на территорию России любых товаров иностранных государствах по перечню, определяемому правительством РФ.
Наиболее опасен для нас отказ россиян обеспечивать защиту интеллектуальной собственности, которая принадлежит украинскому “Антонову”, “Мотор-Сичи” и КБ “Южное”, а также ряду предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Учитывая ползучую утечку мозгов и возможность перемещения в РФ объектов интеллектуальной собственности, Москва могла бы за короткое время найти суррогатные заменители той продукции и услугам военного и двойного назначения, которые она ранее получала в Украине. Пока более чем вероятно, что Путин не будет выкладывать все карты на стол за один раз, ведь “игра” может затянуться до “рассвета”.
Скорее всего, это будет экономический удар как по бизнес-группам, входящим в провластный пул, так и по пошатнувшимся олигархическим структурам юго-востока, которые мало того, что задолжали российским банкам миллиардные кредиты, так еще и вознамерились играть в “политические проекты имени себя”, не дав при этом четких гарантий выполнения воли Кремля.
Исходя из принципа “сохранения козырей”, это будет пока лишь “пламенный” привет Ахметову (его предприятия, возможно, отскочат от санкций). В ближайшее время ему будет необходимо либо продемонстрировать правильное (по мнению Кремля) политическое блокирование, либо уже в 2019-м столкнуться с потерей сырьевых и товарных рынков в РФ, включая и давление на активы его бизнес-группы в этой стране. Кстати, компании Ахметова в течение всего 2018 г. активно искали компенсаторы российскому рынку и неплохо продвинулись по этому пути, видимо, информация уже давно гуляет в сети.
Источник: Росстат
По данным Росстата, с августа 2017 г. по август 2018 г. Украина поставила в Россию товаров на $5,88 млрд и с 2,3% заняла девятое место в рейтинге стран-поставщиков. Как видим на диаграмме, самый большой объем поставок составляет металл, оборудование и химия. Скорее всего, первый санкционный удар РФ придется на производителей железнодорожного оборудования.
Как опция остается и возможность сырьевого давления в виде ограничения поставок угля на тепловую генерацию в Украине, например “Центрэнерго”, что может повлиять на привлекательность данного объекта при планируемой на этот год приватизации. Но здесь россияне будут предельно осторожны, ведь сырье — это тот сук, на котором они сидят. Именно поэтому речь может идти лишь об угле и блокировании его поставок в Украину.
В любом случае для нас не так опасны сами санкции, как последствия принуждения нашего олигархата “к послушанию”, ведь даже на пятом году после Майдана мы так и не знаем, как работают скрытые причинно-следственные связи в нашей политике, трансформирующие экономические интересы в политические решения.