Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Рынок PR-услуг ожидает оттепели

[09:48 23 декабря 2009 года ] [ Дело, 23 декабря 2009 ]

По прогнозам игроков PR-рынка, он вырастет на 20-30% в ближайшие три года.

“Докризисных показателей в 2010 году точно не будет”, — единодушно ответили руководители отечественных PR-компаний на вопрос “Дела” о том, как будет вести себя PR-рынок в следующем году. И почти так же, в унисон, большинство опрошенных спрогнозировали 20%-ный рост рынка.

В том, что падения на PR-рынке, на котором после ухода случайных “пассажиров” осталось ограниченное число наиболее серьезных операторов, не будет, убеждена Елена Деревянко, управляющий партнер агентства PR-Service, вице-президент Украинской PR-Лиги. “В нынешних условиях все больше клиентов осознают важность антикризисных коммуникаций и пытаются сэкономить деньги заменой прямой рекламы косвенным продвижением. А значит, спрос на PR-услуги будет расти на 20-30% в год в течение следующих 2-3 лет”, — считает Елена Деревянко.

Более сдержан в ожиданиях Даниил Ваховский, менеджер проектов коммуникационной группы “Новая концепция”. В компании не уверены, что в 2010 году рынок PR-услуг сумеет прибавить в весе. Во-первых, за время кризиса Украина значительно потеряла в своей инвестиционной привлекательности, а значит, на клиентов из-за рубежа рассчитывать не приходится. К тому же значительно выросло количество in-house PR-специалистов в крупных и средних украинских компаниях, что позволило урезать бюджеты, выделяемые на внешних консультантов. Ну и, конечно, нестабильность курса доллара заставляет фиксировать бюджеты в гривне на значительные сроки (как правило, на год). А это значит, что в случае очередного падения курса национальной валюты PR-рынок может стать жертвой инфляционных рисков. Эксперты компании предполагают, что хотя объем рынка и не вырастет, он будет перераспределен в пользу крупных игроков. В этой связи наступающий PR-год обещает быть гораздо более насыщенным, чем предыдущий.

Куда сдвинутся цены?

За время кризисного 2009 года цены на PR-услуги упали в среднем в два раза. “Европейцы снизились по стоимости услуг не более чем на 20%. А у нас это произошло в двойном размере”, — отмечает Евгения Панкратьева, генеральный директор Noblet Media CIS. Причин этому несколько. Прежде всего, рынок пришел к адекватному ценообразованию по таким главным конктретным критериям, как что конктретно нужно компании и что она получает в результате работы агентства. Еще одной причиной падения цены стала инфляция гривни. “Все предпочли зафиксировать стоимость на уровне лета прошлого года, и кроме того, большинство компаний ожидает от агентства снижения стоимости, — утверждает Евгения Понкратьева.

Есть и еще одна причина падения цен. Поскольку в Украине не существует единых стандартов, определяющих качество работы PR-агентств, конкуренция на PR-рынке, особенно в нынешних условиях, зачастую сводится к демпингу. И если до кризиса наблюдалась четкая тенденция к специализации агентств, то в течение этого года она практически стерлась. “Многие агентства, чтобы выжить, брались буквально за любые заказы. Только крупные агентства смогли не просто сохранить клиентскую базу, но и сохранить свою специализацию”, — отмечают в “Новой концепции”. И хотя оптимистично настроенные практики ожидают стабильных или даже растущих цен на свои услуги, в то же время они уверены, что компании второго эшелона и команды фрилансеров продолжат применять методы недобросовестной конкуренции — “делать предложения” клиентам, имеющим постоянных партнеров-аутсорсеров, откровенно демпинговать.

Хит-лист-2010

В наступающем году на пике популярности будут коммуникационные услуги, которые позволят сделать больше за меньшие деньги. В первую очередь это проекты в социальных сетях. Оксана Войнич, генеральный директор агентства корпоративных коммуникаций People Republic, прогнозирует практически полный отказ компаний-клиентов от спонсорства и имиджевых проектов, дающих отдачу в далеком будущем. Другими словами, все то, что не нацелено на прямые отношения с клиентом — конечным потребителем или же партнером, что улучшит отношения с ними и поднимет продажи, востребовано не будет. Таким образом, в первые строчки хит-листа 2010 года войдут программы лояльности с клиентами, мероприятия с представителями ключевых СМИ и клиентами, антикризисные программы и работа в интернет-пространстве. Не потеряет актуальности и общерепутационный PR: комплексное сопровождение компании как инструмент антикризисного управления.

Вопрос “Дела”

Как изменится ваша PR-активность в грядущем году (используемые инструменты и каналы, бюджет, использование аутсорсинга)?

Олег Кузьмин

директор по корпоративным отношениям “Интерпайп”

PR-активность “Интерпайпа” в 2010 году значительно усилится. Продолжится процесс изменений, завоевания новых рынков, разработки новых продуктов, коммуникаций с клиентами, реализации проектов в рамках КСО. В период турбулентности очень важно сохранить и преумножить репутацию компании. Большое внимание мы будем уделять внутренним коммуникациям, так как во многом репутационная устойчивость компании зависит от поддержания моральной атмосферы и мотивации коллектива. Очень важно высвободить внутренний потенциал сотрудников, которые зачастую являются источником новых и прогрессивных идей.

Татьяна Бабенко

начальник отдела корпоративных коммуникаций “Метро Кэш энд Керри Украина”

В грядущем году мы планируем сохранить традиционные инструменты коммуникации — пресс-туры, пресс-конференции, интервью и др. Однако мы также планируем задействовать новые медиа. Благодаря наличию профессиональной команды in-house мы не планируем увеличивать сотрудничество с внешними агентствами. Таким образом мы оптимизируем использование бюджета, который останется на уровне 2009 года. В целом наш подход к пиару не изменится — мы продолжим оказывать поддержку в достижении бизнес-стратегии, поддерживать репутацию компании. Поскольку новый год начнется для нас с новой командой топ-менеджеров, включая гендиректора, большое внимание мы уделим пиару первого лица.

Елена Тищенко-Тишковец

менеджер по коммуникативным вопросам “Бритиш Американ Тобакко Украина”

В наступающем году таких серьезных изменений во внешней среде, как в 2009 году, мы не ждем. Поэтому не будет и кардинальных изменений в практике, а только определенная ее оптимизация. Так, в сфере внутреннего PR недавно мы провели опрос по эффективности коммуникаций с “полевыми” сотрудниками. Опрос показал, что используемые инструменты с точки зрения содержания и качества использования каналов можно и нужно развивать. Также мы сейчас анализируем эффективность внешнего корпоративного сайта на основании статистики его посещения и планируем перезапустить сайт с обновленным, упрощенным дизайном и актуализированным текстом уже в первой половине 2010 года.

Ирина РУБИС

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.