Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Реверсы или аверсы

[12:04 13 октября 2009 года ] [ День, №183, 13 октября 2009 ]

Украина начала диверсификацию рынка нефти. Россия против?

В пятницу ОАО “ЛУКОЙЛ-Одесский нефтеперерабатывающий завод”, которое еще 2 октября приняло решение остановить производственный процесс на предприятии, объявило, что готовит судебный иск против ОАО “Укртранснафта”, изменившего привычный маршрут транспортировки нефти, поставляющейся на предприятие. Свои убытки российские нефтяники оценили почти в 3,5 миллиона. Кроме того, из-за остановки НПЗ 500 его работников и около 700 человек, занятых на смежных предприятиях, будут отправлены в неоплачиваемые отпуска. “Лукойл” не только, как говорится, бьет на жалость, но одновременно напоминает о своей значимости для Украины. За девять месяцев он переработал на Одесском НПЗ более 1,6 миллиона тонн нефти и заплатил в госбюджет различные налоги и сборы на 39 миллионов дол.. А еще украинское государство якобы должно ему больше 88 миллионов дол. налога на добавленную стоимость. Словом, у “Лукойла” в этом конфликте серьезные официальные позиции. Но еще более значимы неофициальные мотивы, которыми руководствуется заупрямившаяся российская компания, ни в какую, вплоть до остановки Одесского НПЗ, не желающая возвращать в пользование Украине Приднепровские магистральные нефтепроводы.

Свою версию конфликта в четверг на пресс-конференции в Киеве излагали руководители украинских компаний, которые впервые в истории отечественной нефтепереработки перешли от слов к делу и положили начало диверсификации поставок нефти на украинские НПЗ.

Глава правления ОАО “Укртранснафта” Александр Лазорко, поздравляя Украину “с началом диверсификации источников поставок нефтяного сырья”, явно был в хорошем настроении. По его словам, “Укртранснафта”, во исполнение указов Президента, решений СНБО и постановления Кабмина, с 7 октября начала транспортировку в Украину, на Кременчугский НПЗ, светлой каспийской нефти марки “Азери лайт”. Лазорко уверен, что планы загрузки Кременчугского НПЗ четкие и ничто не может помешать их осуществлению.

Руководитель ОАО “Эксимнафтопродукт” Андрей Романовский также подчеркнул, что событие, о котором идет речь, является знаменательным не только для Кременчуга, но и для всей Украины. Он отметил, что несмотря на скепсис, которым сопровождались попытки решить эту проблему, и информационные атаки, исполнители которых утверждали о невозможности диверсификации поставок нефти в Украину и об отсутствии альтернативы российским поставках, это утверждение теперь убедительно опровергнуто. По словам Романовского, уже существуют долгосрочные контракты на поставку “танкерных позиций” с азербайджанской государственной компанией SOCAR. Более того, он утверждал, что успех этого проекта стал как бы катализатором в переговорах о поставке в Украину ливийской и иранской нефти. Романовский уверен, что нынешний танкерный прорыв — это успешный шаг к энергетической независимости Украины.

Явным именинником ощущал себя в эти дни и глава “Укртатнафты” Павел Овчаренко, для которого поставки азербайджанской нефти в соответствии с заключенными контрактами означают конец многомесячной российской нефтяной блокады его предприятия. Овчаренко напоминает, что неоднократные предыдущие попытки заполучить легкую азербайджанскую нефть были сорваны российскими компаниями. По его словам, нынешние контракты “позволяют поставлять нефть в объеме 240 тысяч тонн ежемесячно. Этот контракт не годовой, он имеет длительное продолжение, автоматическую пролонгацию. Мы хотим, чтобы эти объемы были до 400 тысяч тонн”, — поделился он с журналистами своими планами и сообщил также о том, что “Укртатнафта” уже предоставила “Укртранснафте” финансовые гарантии и даже намерена заключить долгосрочное соглашение на транспортировку нефти к Кременчугскому НПЗ по принципу “качай или плати”. Овчаренко надеется, что ситуация на Кременчугском НПЗ существенно улучшится и не только за счет количественных показателей (предприятие намерено в ближайшем будущем ежемесячно перерабатывать до 500 — 600 тонн нефти), но и за счет качества продукции — нефтепродукты Кременчуга теперь будут соответствовать стандартам Евро-3 и Евро-4.

Естественно, баба Яга — против. Роль этого вредного существа приходится исполнять “Лукойлу”, хотя, помнится, его президент Вагит Алекперов на одной из конференций зарекомендовал себя пламенным сторонником такого, пока еще, к сожалению, не работающего символа украинской энергетической независимости, как проект Одесса — Броды. Но своя рубашка, как говорится, ближе к телу. Вагит Юсуфович, не добившись уступок во время визита в Киев, грозит ему судебным разбирательством, хотя, наверное, прекрасно понимает роль в этом конфликте российской “Транснефти”, якобы, не имеющей технической возможности для поставок по новому маршруту, предложенному “Укртранснафтой”.

В украинских компаниях полагают, что в основе сложившейся ситуации лежит намерение России помешать поставкам каспийской нефти на Кременчугский НПЗ. Как заявил Овчаренко, прокачка нефти на Кременчугский НПЗ будет вестись по системе Приднепровских магистральных нефтепроводов, которые прежде использовались в основном в интересах Одесского НПЗ. В “Укртранснафте” отмечают, что их использование исключительно в традиционном южном направлении, как того требует Лукойл, является экономически невыгодным, поскольку загрузка нефтепровода в этом случае не превышает 15%. Так что решение “Укртранснафты” о реверсе ПМН принято в соответствии с национальными интересами Украины, и с государственных позиций, скорее всего, пересмотру не подлежит.

По мнению Лазорко, позиция российской нефтетранспортной монополии “Транснефть” и Лукойла обусловила то, что “ЛУКОЙЛ-Одесcкий НПЗ” не смог своевременно получить позиционные графики и разрешение на использование сквозного тарифа по территории России на октябрь и четвертый квартал в целом. Руководитель “Укртранснафты” уверен, что в противном случае Лукойл мог бы уменьшить стоимость транспортировки на 3,5 дол. за тонну. Он напоминает, что “Укртранснафта” заблаговременно, за два месяца, предупредила Одесский НПЗ о переводе Приднепровских магистральных нефтепроводов в реверсный режим и предложила заводу четыре альтернативных варианта, которые были отвергнуты, по его мнению, без экономического на то обоснования. Лазорко утверждает, что с учетом сквозного тарифа транспортировка по новому маршруту для Одесского НПЗ обошлась бы всего на 2,5 дол. за тонну дороже, чем сегодня (и вдвое дешевле, чем год назад).

Что такое для Украины этот конфликт? Всего лишь локальный спор двух НПЗ, их конкуренция за более выгодную трубу? Начало очередной экономической войны с Россией? А может быть, это первый шаг или, может быть, пробный шар в намерении прекратить реверсное использование Россией нефтепровода Одесса — Броды? Три участника пресс-конференции пока что уклонились от четкого ответа на последний вопрос. Их можно понять: сегодня главное — удержать завоеванные позиции, отстоять реверс Приднепровки, наладить эффективную работу Кременчугского НПЗ. Успех этого начинания может стать своеобразным плацдармом к завоеванию энергетической независимости и, в частности, также и к запуску нефтепровода Одесса — Броды в аверсном, проектном направлении.

Решающее слово в дальнейшем течении этого конфликта, очевидно, будет принадлежать премьер-министру Юлии Тимошенко, которая пока, как представляется, еще не имеет четкого решения по этому вопросу и по привычке объясняет все проблемы ошибками или даже преступлениями Кучмы и Януковича. Устоит ли наш премьер перед напором Алекперова, который, не исключено, сумеет заручиться поддержкой руководства России и подвязать к этому нефтяному конфликту еще и перманентно ведущиеся газовые переговоры между двумя странами?

Виталий КНЯЖАНСКИЙ


 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.