Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Редкая добыча

[07:52 03 ноября 2009 года ] [ Коммерсант-Украина, №189, 3 ноября 2009 ]

В Украине возник дефицит коксующегося угля.

Возобновившийся во II полугодии спрос на украинский металл привел к дефициту коксующегося угля. В результате в августе-сентябре металлурги были вынуждены снизить объемы производства стали. Ожидаемый в 2010 году рост объемов ее производства в Украине приведет к тому, что импорт угля придется увеличить на 20% при прогнозируемом росте цен на 25-30%, что вызовет снижение рентабельности комбинатов, не имеющих собственных угольных активов.

Снижение угледобычи в Украине

По данным Министерства угольной промышленности, в январе-сентябре добыча коксующегося угля в Украине снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,6% — до 19,323 млн т. Его острый дефицит в стране начал ощущаться в начале II полугодия текущего года. Это произошло из-за возобновления спроса на украинский металл в мире, рассказал заместитель председателя правления Мариупольского меткомбината им. Ильича Сергей Матвиенков. “В августе-сентябре наши украинские поставщики не обеспечили нас необходимым объемом угля, в результате чего мы недозагрузили производство”, — добавил гендиректор ОАО “АрселорМиттал—Кривой Рог” Жан Жуэ.

Уголь нарасхват

Причины возникшей этим летом проблемы следует искать в ценовой политике добытчиков угля, говорит аналитик ИК Phoenix Capital Александр Макаров. К октябрю 2008 года, когда объемы производства чугуна и цены на прокат упали в два раза, шахты продолжали требовать рекордных летних цен на уголь и не сокращали объемы производства. К этому времени начала образовываться задолженность коксохимических предприятий перед шахтами и резко сократились объемы закупок угля, что при сохранении высоких уровней добычи привело к работе шахт на склад. К декабрю коксующийся уголь некуда было девать: склады шахт и обогатительных фабрик были затоварены. Бывали случаи, когда уголь складировали под открытым небом на любой доступной площадке. Перепроизводство истощило финансовые ресурсы шахт и вызвало стремительный обвал цен. К концу прошлого года объем добычи упал ниже реального уровня потребления угля. Для нормальной работы шахт необходимы инвестиции в проходку и зарядку лавы, которая будет обеспечивать добычу угля в следующие 8-16 месяцев. Для поддержания уровня производства процесс добычи в действующих лавах и подготовки новых должен быть непрерывным. В случае несовпадения сроков ввода новых лав и завершения работы в действующих возникает падение добычи. А для возврата к прежним объемам добычи требуется от трех до восьми месяцев.

Дефицит угля обусловлен и резким снижением объема импорта — на 55% (до 3,5 млн т), отмечает аналитик KBC Securities Ukraine Константин Головко. Ранее дефицит коксующегося угля на рынке Украины покрывался в основном за счет импорта из России, а также дальнего зарубежья, говорит вице-президент “Индустриальной группы” Александр Пилипенко. “В последние годы на долю импортного коксующегося угля, в основном из России, приходилось свыше трети всего объема его потребления украинскими метпредприятиями”, — отмечает директор дивизиона угля и кокса группы “Метинвест” Владимир Гусак. “Но добыча коксующегося угля сократилась и в России,— говорит Александр Пилипенко. — А в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС все тепловые энергомощности этой страны начали загружать всеми видами угля, чтобы сохранить баланс электроэнергетики”. В России также увеличился спрос на кокс: там производство стали восстанавливается более быстрыми темпами, чем в Украине. У российских поставщиков появилась возможность поставлять уголь на азиатский рынок по более высоким по сравнению с украинскими ценам, отмечает господин Головко.

На фоне снижения предложения вырос спрос на кокс. Повышение цен на газ в этом году заставило все украинские меткомбинаты отказаться от использования газа в доменном производстве и перейти на кокс. “В 2008 году удельный расход кокса при производстве чугуна составлял 530 кг/т, сейчас — 588-590 кг/т. То есть в процентном отношении произошел рост на 5,6%”, — отмечает аналитик ИК Foyil Securities Исмаил Сафаралиев.

Спрос будет расти

Каждый производитель пытается решить проблему по-своему. Меткомбинат “АрселорМиттал—Кривой Рог” начал импортировать коксующийся уголь из стран СНГ и Северной Америки, говорит Жан Жуэ. Группа “Метинвест” в октябре ввезла 140 тыс. т угля своей американской компании United Coal. “Больше всего проблем испытывают заводы ИСД — Алчевский и комбинат им. Дзержинского, в связи с этим у них нет возможности серьезно увеличить объемы производства”, — отмечает господин Сафаралиев.

Уровень дефицита коксующегося угля в 2010 году будет зависеть в первую очередь от ситуации на металлургическом рынке, говорит Сергей Матвиенков. Директор металлургического и горнодобывающего сектора агентства Fitch Сергей Гришунин прогнозирует рост средней загрузки производственных мощностей металлургических предприятий Украины с 60-65% в 2009 году до 80-85% в 2010 году. В ИК Dragon Capital ожидают роста производства стали в Украине в 2010 году на 15% — до 33,4 млн т. “Это приведет к росту импорта угля для покрытия дефицита на 20% — до 8,6 млн т”, — подсчитал Сергей Гайда из Dragon Capital. “При этом цены на уголь в 2010 году будут только расти. Текущий уровень спотовых цен в Китае позволяет предполагать, что контрактные цены в мире могут увеличиться на 25-30% в год. Подобный рост возможен и в Украине, что приведет к снижению рентабельности неинтегрированных комбинатов — Мариупольского меткомбината им. Ильича и ИСД”, — считает Константин Головко.

Предпосылок для кардинальных изменений в отечественной угольной отрасли сейчас нет, полагает Владимир Гусак. “Это объясняется чрезвычайной изношенностью технологического оборудования на госшахтах, сложными горно-геологическими условиями — большими глубинами добычи и метановым фактором, невозможностью увеличения добычи из-за высочайших рисков аварийности и травматизма, а также истощением экономически привлекательных запасов коксующегося угля в Украине”, — отмечает он. По его мнению, наиболее реальный путь обеспечения украинских металлургов высококачественным коксующимся углем в будущем — морской импорт из таких стран, как Австралия, США, Канада и Индонезия. “Для этого необходимо развивать глубоководные портовые мощности по перегрузке угля из дальнего зарубежья”, — говорит господин Гусак.

Александр ЧЕРНОВАЛОВ
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.