Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Пятилетка роста — и снова кризис

[13:35 16 декабря 2010 года ] [ Slon.ru, 16 декабря 2010 ]

За счет чего вырастет российский авторынок и надолго ли этого роста хватит?

Делать прогнозы по российскому автомобильному рынку достаточно трудно. Как и любой другой молодой рынок он чреват резкими колебаниями. Возможно поэтому большинство производителей от прогнозов воздерживаются. Тем не менее, от аналитиков их ждут, и те к концу года послушно готовят очередные футурологические памфлеты. Мое внимание привлек прогноз аналитиков “Автостата”. В том числе потому, что зачастую эксперты этого агентства дают достаточно точные оценки, пусть и с некоторыми оговорками.

Ожидания экспертов относительно перспектив авторынка на следующий год оптимистичны: продажи будут увеличиваться стремительно. И если в этом году будет реализовано приблизительно 1,8 млн новых легковых автомобилей, то в следующем уже 2,4 млн. При этом обеспеченность легковыми автомобилями (на 1000 человек) вырастет с 226 до 233. Это даже более позитивный прогноз, чем тот, что сделали около года назад чиновники: в “Стратегии-2020” Минпромторга на 2011 год запланировано лишь 2 млн машин.

“Откуда такой стремительный спрос? — повторяет мой вопрос Сергей Целиков, директор “Автостата”. — Все очень просто. Уже сейчас существует серьезный отложенный спрос. То есть, дилеры уже готовы продавать около 120 машин в месяц, но производитель может отгрузить лишь 70—80 машин. Остальные автомобили перетекают на следующий год в виде заявок”.

Hyundai и KIA планируют рост в следующем году процентов на 30—40%. У последней, кстати, уже сейчас продажи за год больше 100 000 машин, а в следующем компания поставит планку 140 000 — 150 000. Планы по расширению будут и у других производителей. В начале следующего года выйдут на работу в 3 смены заводы Ford и VW. При этом Skoda в оценках достаточно осторожна, увеличивать продажи компания собирается в основном за счет развития дилерской сети в регионах. А корейцы теперь будут заниматься лишь эффективностью уже существующей сети и новые салоны открывать только “точечно”, в случае острой необходимости. Сейчас у них уже по 140 дилеров, и фактически этого хватает. Проблема в другом: у Hyundai 80% продаж обеспечивают 35% дилеров. Такие данные прозвучали во время дискуссии, которую устроили дилеры и дистрибуторы во время недавней конференции “Автобосс”. Теперь в Hyundai хотят подтягивать отстающих: план следующего года — 125 000 проданных машин.

Ответственности моменту прибавляет еще и то, что ожидаемый стремительный рост продаж в 2011 году будет все-таки достаточно скоротечным. Замедление роста начнется уже в 2012 году — тогда прирост продаж составит всего 100 000 машин. А показателя 300 машин на 1000 человек населения Россия достигнет не раньше 2015 года. Доля импорта и отечественных машин на рынке сократится, зато увеличится доля иномарок, собираемых внутри страны.

Замедление роста продаж специалисты объясняют тем, что основными потребителями машин, вопреки усилиям госпрограмм, в России остаются более или менее обеспеченные слои населения, а их текущие потребности в автотранспорте уже скоро будут удовлетворены. Ведь богатых в России всего 4%, а средний класс (люди с доходами от $500 до $10 000 в месяц) даже по наиболее оптимистичным оценкам Росстата составляет не более трети населения всей страны. Утилизацию же, которая в месяц обеспечивает дополнительные 16—18% рынка, продлили на будущий год, но в 2012 году ее уже не будет. В тех прогнозах, которые делает Минпромторг, фактор потребителя, похоже, не учитывали; поэтому график предполагает медленный рост, который приведет к постепенному насыщению рынка в 2018 году.

Однако когда в бумагах чиновников все гладко, любой нормальный человек начинает паниковать, задаваясь на автомате вопросом: “Где обман?” Понятное дело, что такой красивый сценарий для чиновников максимально предпочтителен. Ведь он позволяет автоконцернам планировать объемы производства для продаж в России и с большей уверенностью перезаключать “льготные договоры” по промсборке.

Однако эксперты “Автостата” предсказывают, что ситуация будет складываться несколько иначе. Они ждут насыщения рынка заметно раньше — в 2015 году, а уже в 2016 году снова прогнозируют падение в результате очередного кризиса, и лишь затем снова постепенное восстановление спроса. Менее удобный для чиновников сценарий — но зато более реалистичный.

Елена ХОДЯКОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.