Но нужно ли Китаю столько российского сырья? Разбираемся вместе с Андреем Лобазовым, старшим аналитиком инвестиционной группы “Атон”, на примере металлургического сектора.
Китай — крупнейший потребитель по многим видам сырья: на него приходится больше 50% общемирового потребления стали, никеля, меди. Но одновременно в Китае настолько мощное собственное производство, что в среднем страна импортирует только 20-25% того, что ему нужно из сырьевых товаров.
По большинству металлов, которые экспортируются из России, Китай является нетто-импортером. Но легко поглотить российские объемы, которые до недавнего времени шли в Европу и США, Китай сможет только по двум видам сырья — железной руде и меди. Их Китай закупает в колоссальном количестве, и весь российский экспорт — 1% и 7% от объема китайского импорта соответственно.
По стали все существенно сложнее: те объемы, которые идут из России в “недружественные государства” (около 10 млн тонн), — это 70% всего импорта Китая. Российский алюминий — это по объему почти 100% импорта в Китай, никель — 30%, уголь — 40%. Чтобы поглотить такие объемы из России, нужно будет отвернуться практически от всех поставщиков, а это, если и произойдет, скорее всего, приведет к дополнительному снижению цен реализации.
Нельзя исключить роста импорта со стороны Поднебесной — например, для достижения целей по снижению уровней выбросов внутри страны.
Выгодно ли российским поставщикам переключаться на работу с Азией и, в частности, Китаем с точки зрения цен?
Цветные металлы здесь торгуются с премией к европейским котировкам. Так называемая китайская премия на никель и алюминий связана с тем, что в стране физический недостаток металла. Так что по этим металлам переориентация каких-то объемов с точки зрения ценовой конъюнктуры выглядит выигрышной. Сталь же, напротив, исторически торгуется в Шанхае с дисконтом к европейским и черноморским ценам, и за последний год дисконт вырос.
Наконец, мы посмотрели на ситуацию с точки зрения логистики.
Расстояние от Москвы до Китая составляет 5360 км против 1860 км до Германии, так что транспортные издержки при переориентации из Европы в Азию будут выше. Но, учитывая многочисленные логистические трудности, с которыми сейчас сталкиваются компании, вряд ли можно точно оценить, как повлияет переориентация на азиатские рынки на транспортные расходы.
Объективные проблемы с логистикой есть: нехватка контейнеров и судов в портах, а также дорожающий фрахт — все это привело к тому, что стоимость транспортировки подскочила. Рассматриваются альтернативные пути, но пока очевидных ключей к решению проблемы нет. Основная дополнительная нагрузка может лечь на РЖД, которые и так были перегружены в этом направлении. Так что рост расходов на транспортировку и сложности с отгрузкой практически неминуемы.
24%
— на столько по сравнению с прошлым годом увеличился объем контейнерных грузовых перевозок через БАМ и Транссиб в марте
Из металлургов тяжелее всего ситуация сейчас складывается у производителей стали: последние пакеты санкций затронули крупнейших акционеров компаний, соответственно, компании хотя и сами не попали в SDN-лист, но столкнулись с рядом серьезных проблем. Основная из них — невозможность проводить платежи в валюте. Это ударило по экспортным поставкам даже сильнее, чем необходимость уходить с европейского рынка и спешно переориентироваться на другие страны.
Компании пытаются выйти из-под санкций, но в скорое завершение этой истории верится с трудом: “Русалу” в свое время для этого пришлось получить одобрение на уровне Сената США. Более простым способом могло бы быть изменение валюты платежей — например, на китайский юань.
К сегодняшнему дню избежать этих проблем смог НЛМК: возможно, санкции ЕС и США не затронули компанию из-за наличия прокатной мощности в США и Европе, которые пострадали бы из-за ограничительных мер. Соответственно, сейчас НЛМК имеет наименьшие сложности с поставками своих полуфабрикатов в Европу и с проведением платежей. Есть надежда, что увеличение экспортных поставок НЛМК немного освободит место на “тесном” российском рынке.
На внутреннем рынке спрос на сталь продолжает угасать: застройщики не спешат браться за новые проекты, заканчивая текущие. Ведущие аналитические агентства по рынку стали прогнозируют, что объем спроса на сталь в России упадет сильно больше 10% в этом году — это более-менее совпадает с ожиданиями участников рынка и похоже на умеренно негативный сценарий. Ситуация может улучшиться, если правительство займется стимулированием строительного сектора — например, с помощью снижения процентной ставки и новых крупных инфраструктурных проектов.
Сложности с продажами пока не сильно затронули производство компаний — загрузка остается близкой к полной. Этому способствуют низкие запасы на складах и отсутствие существенной долговой нагрузки. Вероятно, во втором квартале мы увидим рост оборотного капитала, а затем, по мере восстановления логистических цепочек, он начнет снижаться.
Среди российских сырьевых компаний мы подтверждаем свое предпочтение “Норникелю” и “Лукойлу”.
“Норникель” — очень крупный игрок на глобальном рынке палладия (40% от мирового производства) и высококачественного никеля (20%). Этот фактор, с нашей точки зрения, делает компанию менее подверженной санкционным рискам.
“Лукойл” выглядит привлекательнее других нефтегазовых компаний из-за выстроенной схемы продаж через трейдинговую “дочку”, а также благодаря тому, что контролирующим акционером является не государство.
Кроме того, нам нравится “Фосагро” из-за глобальных продовольственных рисков, а также “Алроса” из-за дефицита на рынке алмазов, который стал появляться еще до начала украинского кризиса.
Партнеры The Bell
Что скажете, Аноним?
[17:10 27 ноября]
[13:15 27 ноября]
17:50 27 ноября
17:40 27 ноября
17:00 27 ноября
16:50 27 ноября
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.