Томас Грэм был старшим директором по России в администрации Джорджа Буша-младшего, сейчас он является управляющим директором консалтинговой компании Kissinger Associates, Inc. и преподает в Йельском университете. Именно его прочат на пост сопредседателя с американской стороны в группе экспертов РФ и США, создать которую Дональду Трампу в июле предложил Владимир Путин. Политолог отказался отвечать на вопросы корреспондента “Коммерсанта” Елены Черненко об этой группе, но поделился своими соображениями о причине кризиса в отношениях двух стран и путях выхода из него.
— Как вы оцениваете решение администрации США выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД)? В Москву прибывает советник Дональда Трампа по нацбезопасности Джон Болтон, который, по сообщениям СМИ, именно этот вопрос и собирается поднять. В целом между Россией и США сейчас возможно сотрудничество в сфере контроля над вооружениями?
— По моим ощущениям, контроль над вооружениями не входит в список приоритетов администрации Трампа. А Джон Болтон вообще никогда не видел особой ценности в сотрудничестве двух стран в этой сфере, по крайней мере после распада СССР. Поэтому меня не удивляет, что, по сообщениям СМИ, именно он убедил Трампа выйти из Договора о РСМД.
Окончательное ли это решение, покажет время. В администрации есть высокопоставленные чиновники, которые поддерживают этот договор и которые хотели бы продолжить работу с Россией, с тем чтобы урегулировать спорные вопросы. Против выхода США из договора выступают и наши европейские союзники, у которых такая перспектива вызывает серьезную тревогу с точки зрения их собственной безопасности.
— А что вы думаете по поводу предложения России продлить действие Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3)? Пойдет ли администрация Трампа на это?
— В конце концов, думаю, что да. Это в интересах США, тем более с учетом того, в каком кризисе сейчас находятся отношения Вашингтона и Москвы. Но я предполагаю, что с объявлением решения администрация будет тянуть до последнего, с тем чтобы избежать изнурительных дискуссий по этому поводу.
— Встреча Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки не привела к улучшению отношений России и США, наоборот, они продолжают деградировать. Может, лидерам двух стран в ближайшее время вообще не стоит встречаться?
— После Хельсинки отношения действительно продолжили деградировать, и на это есть две причины. Во-первых, признание президента Трампа, что он не уверен, кому доверять в вопросе о вмешательстве в американские выборы, президенту Путину или собственным спецслужбам, вызвало шквал критики в США, заставив многих усомниться в том, что он способен проводить эффективную политику в отношении России и защищать интересы своей страны. Это привело к выработке Конгрессом новых санкций в отношении России и вынудило администрацию президента США анонсировать собственные рестриктивные меры, чтобы продемонстрировать, что она может проводить не менее жесткую политику на российском направлении.
Во-вторых, тот саммит не был достаточно хорошо подготовлен, то есть между двумя правительствами заранее не состоялось подробных консультаций, на которых можно было бы в деталях проработать повестку, согласовать совместное заявление или определить, какие шаги два лидера готовы предпринять совместно. Ситуацию усложнило желание российской стороны добиться быстрого прогресса в вопросах, которые она представила как согласованные двумя президентами, таких как формирование группы экспертов или референдум в Донбассе. Администрация США противостояла этому давлению во многом из-за того, что там не считали, что эти договоренности действительно были достигнуты, и даже, наоборот, стала менее склонной сотрудничать с Россией в этих сферах.
— А как понимать противоречивые сигналы, которые посылает администрация: с одной стороны, все новые и новые санкции, а с другой — заявления о желании сотрудничать?
— Как и другие страны, США выстраивают свою политику исходя из национальных интересов. И отношения США с большинством других ведущих государств складываются из сочетания сотрудничества и соперничества. Пропорции этого симбиоза зависят от того, насколько интересы соответствующих стран совпадают с американскими. Так, например, США заинтересованы в сотрудничестве с Россией на Международной космической станции, поскольку только Россия может доставлять туда людей и грузы. А сотрудничество между американскими и российскими спецслужбами является важной компонентой контртеррористических операций обеих стран. Но есть и целый ряд сфер, где между Вашингтоном и Москвой остаются серьезные противоречия: вопрос о вмешательстве в американские выборы, “дело Скрипаля”, Украина. И это именно из-за них США вводят санкции в отношении России.
— Но при этом некоторые эксперты в России полагают, что у Дональда Трампа, который не раз заявлял о желании расширить сотрудничество с Москвой, может появиться больше пространства для маневров после ноябрьских выборов в Конгресс. Эти ожидания реалистичны?
— Не думаю. Для этого республиканцам надо сохранить большинство в обеих палатах Конгресса — Сенате и Палате представителей. Если же демократы получат контроль над одной из палат — а, судя по опросам, это вероятно,— то они, несомненно, задействуют свои вновь обретенные полномочия, чтобы инициировать новые расследования деятельности администрации Трампа, в том числе на российском направлении. И это только уменьшит возможности президента как-то взаимодействовать с Россией. Кроме того, продолжается расследование комиссии Мюллера, и весьма вероятно, что сразу после выборов ряду граждан США, в том числе из окружения Трампа, будут предъявлены новые обвинения. (В последнее время никаких новых обвинений не было, поскольку Мюллер не хотел, чтобы его обвинили во вмешательстве в промежуточные выборы, но при этом его комиссия свою работу не прекращала.)
— Владимир Путин на днях вновь заявил, что главная причина кризиса в отношениях двух стран кроется в том, что Россия стала инструментом борьбы политических сил в США. А вы как считаете?
— Я согласен с тем, что внутриполитические процессы в США усилили негативные тенденции в американо-российских отношениях, но не они стали причиной кризиса. Он вызван конфликтом интересов двух стран в Европе и на Ближнем Востоке, недовольством тем, как ведет себя другая сторона в этих регионах. Для США поворотным моментом стали аннексия Крыма и вторжение России на Украину. Вашингтон счел эти действия грубым нарушением международных норм. Россия, конечно, придерживается диаметрально противоположных взглядов на события в Крыму и на Восточной Украине, считая ответ США избыточным и враждебным. Но и до Крыма отношения между Вашингтоном и Москвой были напряженными из-за того, что Путин обвинял Белый дом в поддержке протестных акций в России после выборов в Госдуму 2011 года, ситуации вокруг Эдварда Сноудена, и противоречий по поводу конфликта в Сирии. Но и после Крыма отношения продолжили деградировать, в том числе из-за озабоченности Вашингтона провокационными действиями российских авиации и флота, которые неоднократно приближались к самолетам и кораблям США и НАТО, а также российского вмешательства во внутренние политические процессы в США.
Нам, конечно, стоило бы начать обсуждать все эти вопросы, с тем чтобы найти способ снять напряжение, но внутриполитические процессы в США осложняют запуск таких дискуссий. При этом не стоит забывать, что даже в сферах, где у нас есть каналы коммуникации, например по Украине, существенного прогресса достичь не удалось и смена власти в США в этом плане ничего особо не изменила. Представители администрации США не горят желанием вступать в переговоры с российской стороной, поскольку не верят, что у российских переговорщиков есть пространство для маневра, которое позволило бы достичь разумных компромиссов по разделяющим нас вопросам.
Чтобы вообще что-то предпринять для улучшения отношений с Москвой, администрации нужно дождаться окончания расследования Мюллера. Но даже если у нас вновь появится больше каналов для коммуникации, это не означает, что мы сможем быстро разрешить существующие проблемы. Противоречия реальны и серьезны. Нам стоит стремиться к тому, чтобы хотя бы договориться, как две конкурирующие друг с другом страны могут ответственно взаимодействовать в условиях существующих противоречий и избегать прямого столкновения.
— А американская публика еще не устала от того, что России в США уделяется так много внимания со стороны чиновников, политиков и СМИ?
— Публика, может, и устала, но элиты — нет. А именно они определяют внешнюю политику США.
Елена ЧЕРНЕНКО
Что скажете, Аноним?
[07:00 28 ноября]
[17:10 27 ноября]
20:10 28 ноября
20:00 28 ноября
19:50 28 ноября
19:40 28 ноября
16:40 28 ноября
16:00 28 ноября
15:30 28 ноября
15:00 28 ноября
14:40 28 ноября
14:20 28 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.