Конец прошлого и начало текущего года ознаменовались нефтяным противостоянием России и Беларуси в энергетическом секторе. Сначала, несмотря на обещание президента Дмитрия Медведева, Москва категорически отказалась увеличить беспошлинные поставки нефти с 6 даже до 8 млн. т, хотя Александр Лукашенко просил 20—30 млн. т. Затем увеличить плату за транзит нефти через территорию союзной страны. В ответ Минск перенес боевые действия в область транзита электроэнергии, потребовав увеличить соответствующую плату в 5—5,5 раз. И все это при том, что с 1 января 2010 г. начал функционировать Таможенный союз (ТС) России, Беларуси и Казахстана.
В последнем политическая составляющая несравненно большая, чем экономическая. И страны-участницы пошли на его создание не столько по финансово-экономическим причинам, сколько уступая все увеличивающемуся давлению Москвы. Видимо, в Минске учитывали этот факт, начиная боевые действия на нефтяном, а потом и на электроэнергетическом фронте. Таможенный союз должен был стать приманкой для других и начинать его деятельность в обстановке острых разногласий и взаимных обвинений политически не выгодно. Этот факт очень важен для вдохновителей ТС, и в белорусской столице надеялись, что под давлением факторов политических экономические будут принесены в жертву имперским амбициям. Расчет, на первый взгляд, вполне обоснованный, тем более что в прошлом так неоднократно и бывало. На этот раз ошибочка вышла. Пропагандистский ущерб от разговоров о нежизнеспособности ТС Москва с лихвой покрыла на других флангах, более того, принудила Минск к практически безоговорочной капитуляции на центральном и жизненно важном участке фронта.
В подписанных соглашениях количество беспошлинной нефти увеличено на 300 тыс. т до 6,3 млн. т, то есть на 5%. Стоимость транзита нефти через территорию Беларуси увеличена только на 11% вместо 300%. Российский бюджет от этого мало что потерял, так как увеличение затрат придется на нефтяные компании, а вот братская государственная смета не досчитается по самым скромным подсчетам 1,5—2 млрд дол. С учетом текущего дефицита белорусского бюджета в 6,3 млрд.дол. это весьма чувствительно.
Арьергардный бой белорусская сторона дала на заседании комиссии ТС. Проблемой стало распределение импортных пошлин. Россия и Казахстан предлагают пропорции: первой 86,5%, второму 8,5%, Беларуси — 5%. Белорусы не согласны и претендуют на дополнительные 0,3%, а на это не согласны два других участника. Решение отложено до следующего заседания комиссии в феврале.
Следующий пункт разногласий — создание надправительственных органов ТС — таможни и казначейства. Минск категорически против, Астана тоже не в восторге, но высказывается более осторожно. О том, что Казахстан не остался в стороне от спора и даже занял определенную позицию в нем, наглядно свидетельствует его предложение поставлять нефть в Беларусь. На данный момент действие чисто политическое, так как никакого другого пути, кроме как через Россию, для казахстанской нефти в Беларусь нет. Тем не менее слово сказано, и в Москве оно не осталось незамеченным. На самом деле, несмотря на скептицизм некоторых российских экспертов, возможности диверсификации источников поставки нефти в Беларусь есть. В первую очередь — через Украину по трубопроводу Одесса—Броды—Гданск. Об этом говорил Александр Лукашенко во время встречи с Виктором Ющенко. “Мне кажется, этот вариант возможен, абсолютно без проблем мы можем поставить в Мозырь очень качественную каспийскую нефть”. В Венесуэле Беларусь уже добыла первый миллион тонн нефти и продала его на мировом рынке, получив определенные средства на оплату российских поставок. Есть аналогичная перспектива и в Иране. Возможно, поэтому Лукашенко категорически против продажи своих НПЗ российскому бизнесу и на никакие уступки не идет.
С 1 июля текущего года должен вступить в силу Таможенный кодекс ТС. Но до этого срока необходимо разрешить возникшие противоречия, что представляется очень сложной задачей. Тем не менее перед заседанием комиссии Таможенного союза премьер-министр Владимир Путин попросил своего первого заместителя Игоря Шувалова, отвечающего за интеграцию с соседями, выдержать намеченные сроки. Путин с Шуваловым обсудили и необходимость создания дополнительных наднациональных органов ТС. Отсюда следует, что на этом Москва будет настаивать, не останавливаясь перед давлением на партнеров.
В основе такой ситуации лежит желание Кремля политическими решениями закрепить свою лидирующую роль в процессе интеграции и с помощью этого инструмента подогнать экономические решения в свою пользу.
Причиной тяжелого политического и экономического поражения Беларуси в нефтяном споре, а затем и в электроэнергетическом, является неправильная оценка позиции Кремля после прошлогоднего газового конфликта с Украиной. Во-первых, нефть — не газ. Возможное прекращение поставок в Европу для последней совершенно не критично. Запасы нефти достаточно велики, даже холодная погода не повлияла на их сокращение. Тем более что Москва сделала для себя важный вывод — ни при каких условиях не прекращать поставки, что и было сделано. Спор Москвы и Минска не приобрел международный характер, и это оставило Беларусь один на один с Россией. Тем самым исходная позиция президента Лукашенко была крайне уязвимой. Ведь начав отбор транзитной нефти, он тем самым становился контрабандистом, и никто в мире его бы не поддержал.
Во-вторых. Россия отплатила ему за проволочки с признанием Южной Осетии, Абхазии и заигрывание с Западом. Для этого Москва пошла на временные пропагандистские потери в виде проблем с функционированием ТС, но всем показала, что игры в многовекторность она не допустит. Либо ее союзники превращаются в сателлитов и тогда могут рассчитывать на какие-то преференции, список которых беспрерывно сокращается, либо к ним будут относиться также жестко, как, например, к странам Балтии. Tertium non datur — третьего не дано.
Чем же выделяется подписанное соглашение по нефти от раннее подписанных? Тем, что у него будут глубокие экономические и политические последствия.
Беспошлинное получение сырой российской нефти по внутрироссийским ценам и перекачка ее за рубеж, уже по ценам европейским, прекращается. Минск гораздо сильнее привязывается к Москве, которая позволяет дополнительно получать нефть без пошлины, но все готовые нефтепродукты должны быть возвращены в Россию. Это резко сужает экономическое пространство для белорусских НПЗ, кроме производства для внутреннего потребления, делая прибыльными только переработку для потребления в России. По сути, это нефтяная игла и превращение белорусской нефтеперерабатывающей промышленности в придаток российской.
Далее. Белорусское экономическое чудо уже в этом году начнет быстро катиться к закату. “Уникальная экономическая модель” в основном держалась на простом перекачивании нефти (и ранее газа), полученной как результат политической платы за разговоры об интеграции. Ситуации, когда в третьи страны нефть продавалась в 10 (!) раз дороже, чем она покупалась в России, пришел конец. Беларусь занимает шестое место в мире по экспорту нефти, и ненамного отстает в этом, например, от США. При этом своей нефти в Беларуси практически нет. Скоро она в этом списке вряд ли будет значиться. В 2012 г. войдет в строй БТС-2 (Балтийская трубопроводная система), после этого планируется снизить экспортные поставки по участкам нефтепроводов “Дружба” Унеча — Полоцк и Унеча — Мозырь с 78,9 млн. т в год до 41 млн. т и до 27 млн. т к 2015. Даже если график и будет другим, что вполне возможно, перспектива с транспортом нефти через Беларусь выглядит вполне определенной и не очень хорошей для Минска. Доходы от транзита снизятся, потери бюджета, соответственно, возрастут. Выходом из этого крайне сложного положения будет участие Беларуси в строительстве трубопровода Одесса-Броды-Гданск. Остается неясным то, успеют ли в Минске найти и освоить другой источник поставок нефти и компенсации бюджетных потерь в приемлемое время.
Политические выводы напрашиваются сами собой. Нереформированная белорусская экономика, уже 20 лет эксплуатирующая несколько модифицированную советскую модель, себя исчерпала. Уже давно нужны кардинальные реформы, но проводить их придется, если они вообще будут, в очень сложных условиях. С очевидными социальными рисками. Политические стрелки вполне определенные: либо Беларусь становится субъектом Российской Федерации, либо уходит в свободное плаванье в западном направлении со всеми вытекающими из этого сложностями, неожиданностями и проблемами. Подготовкой к первому варианту следует считать подписанное в эти дни в Москве соглашение о Единой региональной российско-белорусской системе противовоздушной обороны (ЕРС ПВО). Все расходы берет на себя Россия. В филантропии Кремль никогда замечен не был...
Игры с Москвой всегда кончаются одинаково — поглощением. Так было после Хмельницкого, так в Кремле мыслят и сейчас, считая западного соседа “искусственным политическим образованием”. Ничего за 350 лет не изменилось. Но для некоторых украинских политиков пример соседей ничему не учит, и есть большие сомнения, что они его усвоят.
Юрий РАЙХЕЛЬ
Что скажете, Аноним?
[12:17 30 ноября]
[07:40 30 ноября]
[20:31 29 ноября]
13:00 30 ноября
12:30 30 ноября
12:00 30 ноября
11:30 30 ноября
11:00 30 ноября
10:00 30 ноября
09:30 30 ноября
08:30 30 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.