Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Показательные порки в правительстве

[16:00 07 июня 2011 года ] [ День, № 97, 7 июня 2011 ]

Отставку вице-премьера по ЖКХ и вопросам регионального развития Виктора Тихонова нельзя рассматривать только в узком кадровом аспекте.

Налицо роспись власти в собственном бессилии: Президент увольняет и тасует подчиненных, которые являются заложниками ситуации. Реформы стоят, рейтинг правящей партии падает, а скоро опять выборы...

Кризис в головах

Увольнение Виктора Тихонова и его заместителя Юрия Хиврича (кстати, бывшего мэра Енакиева) знаменуют кризис модели управления Партии регионов и обозначают кризис “реформ” власти. ЖКХ является, пожалуй, самой запущенной отраслью, сдвинуть которую с места невозможно даже при увеличенном финансировании. Менять нужно саму систему государственного управления и экономическую модель государства. ЖКХ — плоть от плоти почившей системы советского социального государства. Жилищный кодекс, подготовленный Партией регионов, необходим для закрепления новой реальности — господства жесткой неолиберальной практики, при которой государство несет минимальные обязательства перед гражданами, зато четко выполняет карательную и перераспределительную функции в интересах правящих кругов. Казалось, ввести в действие этот кодекс “бестрепетной рукой” ничто не мешало. “Регионалы” пришли во власть с готовыми версиями налогового, пенсионного, трудового и жилищного кодексов, демонтировавших как советское наследие, так и постсоветскую “переходную практику”. Все планировалось быстро загнать в жесткие рамки неолиберальной модели. Помешали этому три обстоятельства: Налоговый майдан, падение рейтингов Партии регионов и приближающиеся парламентские выборы.

Власть быстро завела себя в тупик. То, что происходит сейчас, — судорожные движения и реагирование на обстоятельства. Что характерно, проявлять твердость и показательную жесткость президент начал на фоне вроде бы установившегося социально-экономического “плато”. Протестные настроения в обществе внешне улеглись, потенциально оставаясь угрожающей для власти силой, однако не выплескиваемой сейчас в формы радикального уличного протеста. Третьего майдана пока не предвидится. Гривна остается стабильной. Граждане учатся выживать в новых условиях Налогового кодекса и уже открывают для себя множество новых лазеек в законодательстве. Коррупция выросла многократно, зато теперь четко известно, кому и сколько давать. И именно на этом фоне Кабмин начинают сотрясать президентские указы. Именно на этом фоне происходят не только увольнения, но звучат предостережения министрам гуманитарного блока — вкупе с президентским заявлением о том, что политические радикализм и экстремизм вредны и опасны. Получается, Янукович начинает осознавать, что государство идет “не туда”?

Что происходит?

Похоже, что такое осознание действительно имеет место. Только не в глобальной, а в частичной форме. То есть, с точки зрения главы государства, все дело в плохих исполнителях, которые либо не делают ничего, либо делают что-то не то, или же ориентируются не на тех, на кого следует. Потому увольнения и показательные порки должны стать методом постоянного контроля над ситуацией. Это возвращает Президенту имидж человека, который управляет всем и контролирует все. Нынешние отставки призваны показать: Президент бдит, и он карает нерадивых. Все должны бояться и точно понимать, кто их прямой и главный начальник, вне зависимости от местной конъюнктуры. Предупреждение последним — отставка главы Севастопольской горгосадминистрации Валерия Саратова.

Главной причиной отставок и “китайских предупреждений” первой июньской недели 2011 года является констатация прискорбного факта: государственную махину сдвинуть с места не удалось.

Стабилизация путем насаждения везде донецких кадров оказалось вершиной реформаторских потуг “регионалов”. Опасные социальным взрывом реформы приходится откладывать, даже ценой ссоры с МВФ — накануне выборов никаких “шоковых терапий” не будет. Время для нее упущено, причем изначально. Занявшись расправами над оппозицией, местными выборами, пожав первые плоды своих действий в виде Налогового майдана, власть упустила шанс что-либо изменить в социально-экономической системе страны. Даже сами неолиберальные настроения и хищнические аппетиты правящего класса претерпели корректировку в связи с реакцией общества и отступили перед общей боязнью вообще не удержать власть. Предстоящие парламентские выборы делают реформы в стране практически невозможными. Остается лишь делать что-либо частично: увольнять с постов, решать текущие задачи и манипулировать отдельными решениями. Так можно протянуть ситуацию в нынешнем виде еще год. А после выборов, с точки зрения власти, должны наступить очередные “иные времена”.

Неблагодарная “социалка”

Президент был уверен — и, в общем-то, был вправе так думать, — что исполнители все же работают над озвученным им планом реформ и что на пути у них — только временные трудности. Видимо, на этот раз объем критической информации зашкалил — и решено было явить народу образ строгого и справедливого главы. Президент, естественно, был только “за”. Он явно был раздражен, ибо понял — его министры не работают. Показательно, что порки в Кабмине начались со сфер здравоохранения и ЖКХ, как наиболее близких “простому человеку”. Поэтому, более чем вероятно, что в ближайшее время из правительства может быть уволен и Сергей Тигипко, как ответственный в целом за социальный блок. Его уволить могут и в случае, если пенсионную реформу все-таки запустят, и если ее отложат в долгий ящик. В первом случае на него можно будет свалить недостатки этой реформы, во втором — пожертвовать без всякой жалости. Тем более, в случае повышения избирательного барьера.

“Гуманитарный” поворот?

Что касается инвектив Президента насчет министров гуманитарного блока, то они должны рассматриваться вкупе с его же заявлением о недопустимости экстремизма. Янукович понял (либо соответствующая группа в высших эшелонах дала ему понять), что провокации в стиле 9 мая и откровенная пророссийская ориентация некоторых глав регионов — прямая угроза стабильности, которой так дорожит Президент. Означает ли это отказ от практики раскола страны, которая, кажется, только что вступила в силу? Вряд ли. Скорее, это значит, что местным властям более не разрешается самодеятельность в подобных вопросах. Все должно быть согласовано с главой государства. Инициативы на местах не должны обретать всеукраинского и, тем более, всемирного резонанса.

Табачнику вынесено очередное предупреждение, но это не значит, что самый одиозный министр нынешнего Кабмина будет уволен. Возможно, он числится в группе “бессмертных”, помимо вице-премьеров Бойко, Колесникова и Клюева. Если те представляют основные финансово-промышленные группы и обеспечивают баланс сил внутри власти, то Табачник выступает как фигура для демонстрации лояльности Москвы, что так необходимо в условиях обострения внутрикремлевской битвы за власть. Президент демонстрирует регулярную критику Табачника вместо его увольнения. Вроде бы министра и контролирует, но и при себе держит.

Кроме упомянутой четверки, остальных министров могут в любой момент попросить на выход. И самого премьера тоже.

“Как ни садитесь...”

Ясно, что пока модернизированной версии Азарова, безопасной для Януковича в политическом плане, у него нет. Идеальным мог бы быть человек из окружения Президента. Может, именно этим вызвано письмо главы Нацбанка Сергея Арбузова с критикой в адрес Азарова? Хотя все же Арбузов, даже в глазах Януковича, еще очень молод, да и специалист он узкопрофильный. Из состава нынешнего Кабмина это может быть и министр юстиции Лавринович, к которому у Президента вроде бы пока нет вопросов. Наоборот, хороший закон о выборах написал, нужный и полезный власти. Могут взять на премьерскую должность и кого-то из политиков второго эшелона. Например, кого-либо из губернаторов.

Кастинг на место Азарова будет долгим. До осени его не снимут точно. Хотя есть мнение, что Азаров продержится еще год и будет снят только перед выборами 2012-го. Но думается, что так долго ждать не будут. Президент уже вошел во вкус кадровых чисток. Тигипко и Азаров — “жертвы”, которыми можно успокоить народ, по крайней мере до выборов. К сожалению, реформ не будет все равно, даже с новыми фигурами во главе Кабмина. Для этого нужно менять сам менталитет правящего класса.

Власть оказалась слишком уж прагматичной для того, чтобы осуществить реформирование государства. Настолько практичной, что после нее в государстве может ничего не остаться...

Павел КОВАЛЁВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.