Помимо нежелания уходить из Армении, и невозможности поддержать ее прямо, в Москве хотят поменять власть в Ереване, удержать на приемлемом уровне отношения с Баку и заставить Анкару умерить свои амбиции. Хорошо спланированная сдача Карабаха могла бы разом решить эти вопросы — но такой шаг сопряжен для Путина и с рядом рисков. Тем не менее Кремль, похоже, решился сыграть на опережение, приступив к переформатированию Кавказа.
Кто начал войну в Карабахе
Версия о том, что боевые действия начала Азербайджан, усиленно продвигаемая армянской и российской пропагандой, основана на утверждении, что у Армении, якобы, не было резона обострять ситуацию, поскольку время и так работало на нее.
Действительно, 30 лет относительного перемирия, наступившего после разгрома Азербайджана в войне 1994 года, мало-помалу подготавливали признание сложившегося статус-кво. По мере того, как выжившие жертвы этнических чисток, устроенных армянами, обустраивались на новых местах в Азербайджане, международные организации всё в большей мере устраивал де-факто мир. Армения же, развившая спекуляции историческими страданиями армянского народа (безусловно, имевшими место, но крайне мифологизированными) до уровня высокого искусства, успешно продвигала версию о том, что мир этот, возможно, и нарушает в чем-то букву международного права, но, в целом, справедлив. Позицию Еревана поддерживала Москва, успешно руля Минским процессом в его интересах.
С другой стороны, Азербайджан, усвоив горькие уроки 1994 года, создал боеспособную современную армию. Укомплектованная, как и армянская, по большей части российским оружием, она получила вдобавок к нему самые совершенные системы производства Турции и Израиля. Ее офицеры массово прошли подготовку в Турции, поддерживавшей Азербайджан в рамках концепции “две страны — один народ”.
Казалось бы, после того, как “четырехдневная война” 2016 года, проходившая на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе показала, что азербайджанская армия стала качественно иной, Ереван должен был избегать вооруженного противостояния, поддерживая переговоры об урегулировании в стадии полного тупика, а сам конфликт — в состоянии заморозки. Но в июле 2020 года армяне, действуя уже напрямую из Армении, предприняли вооруженную провокацию на участке Товузского района азербайджано-армянской государственной границы, всего в 12 км от Южного газового коридора и нефтепровода Баку-Джейхан. Причем, если в 2016 году уличить армянскую сторону в организации вооруженной провокации оказалось сложно, то летом 2020 агрессия Еревана — еще раз подчеркну, не с территории Карабаха, а непосредственно из Армении, была уже вполне очевидна. Неясным оставался только ее смысл для Еревана, но и тут разгадка была проста: у истоков провокации стоял Кремль. Неудачная для Москвы смена власти в Ереване и возросшая активность Турции побудили её способствовать разогреву старого конфликта.
Никола Пашинян, начавший борьбу с коррупцией, а, точнее, со всевластием степанакертского клана, фактически правившего Арменией до него, с самого начала крайне раздражал влиятельную армянскую диаспору в России. Не меньше Пашинян раздражал и Москву, поскольку ослабление привязанного к ней клана, базировавшегося на непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) грозило в перспективе уходом Армении из российской сферы влияния и достижения компромисса вокруг Нагорного Карабаха при посредничестве Турции.
Для изоляции Пашиняна от возможных компромиссов, а в перспективе — для его смещения по обвинению в авантюризме, повлекшем новый вооруженный конфликт, армянской диаспорой в России и была пролоббирована вооруженная провокация июля 2020 года. Москва же при этом решала сразу две задачи: демонстрировала Израилю, получающему из Азербайджана до 30% нефтепродуктов, его уязвимость, и актуализировала армянский нацизм как базу для выстраивания оппозиции Пашиняну. Но Пашинян перешел в контрнаступление, арестовав олигарха Гагика Царукяна, лидера крупнейшей оппозиционной — и пророссийской, — партии “Процветающая Армения”, по обвинению в покупке голосов избирателей. Это стало последней каплей, побудившей Москву сыграть ва-банк, начав политическое переформатирование Кавказа. При этом, Кремль, действуя в своей обычной манере, рассчитывает кинуть всех, и, в первую очередь, доверившихся ему союзников.
Суть плана Москвы
Посулив отодвинутым от власти в Армении степанакертским лидерам военную поддержку, Россия побудила их организовать провокацию на линии разграничения в НКР — там, где власть Пашиняна весьма условна. При этом, сам Пашинян был, скорее всего, проинформирован о том, что войну начала азербайджанская сторона.
Далее, втравив Армению в войну с окрепшим Баку, Кремль внезапно занял позицию миротворца, аккуратно уйдя от исполнения налагаемых членством в ОДКБ обязательств по поддержке армян со ссылкой на объективные причины. Одновременно Москва начала играть на противоречиях между Турцией и ЕС, а также Турцией и НАТО.
Оценив ситуацию, Пашинян сделал попытку отыграть назад, выйдя из ситуации с минимальными потерями — и Ереван предложил Баку начать мирные переговоры. Но ловушка захлопнулась: в Баку ответили, что готовы говорить о мире только на основе графика вывода армянских войск из Карабаха. Если бы Пашинян и решился на такой шаг, его бы просто смели. И Пашинян, будучи, по сути, загнан в угол, отдал приказ наносить удары по Азербайджану с армянской территории, что уже чревато прямым, без карабахской прокладки, конфликтом Баку-Ереван.
Но такой конфликт неизбежно приведет к разгрому Армении, если только в ситуацию не вмешается Россия, на что, собственно, и рассчитывают в Ереване. Однако, может ли Россия вмешаться — и, если да, то на каких условиях?
Выход на прямой конфликт с Турцией для Москвы сегодня смертельно опасен. Во-первых, это немедленно выявит лучшую подготовку и оснащенность турецкой армии по сравнению с российской. Во-вторых, даст Турции формальный повод перекрыть проливы и покончить с сирийской группировкой РФ. В-третьих, попытки поддержать Армению транзитом через Грузию, в том числе и путем организации прокси-войны против нее посредством Абхазии и Южной Осетии, с большой вероятностью приведут к появлению у Турции нового союзника на Черном море. В-четвертых, подобное столкновение может обойтись без вмешательства НАТО исключительно в том случае, если оно не затронет собственно турецкой территории, причем, непрямые действия Москвы, вроде применения прокси тоже могут стать основанием для применения Статьи 5 устава организации.
Таким образом, спасать Армению Москва может только по согласованию с Анкарой. Условия же Анкары известны — сдача НКР. И, если сегодня это невозможно, то в ситуации прямой войны между Арменией и Азербайджаном, к чему Армению сейчас и ведут, жертва Карабахом ради спасения Армении будет выглядеть хотя и трагичной, но оправданной.
При этом, виновником неудач объявят Пашиняна, а Армения получит сотню тысяч беженцев из Карабаха. В итоге, Пашинян будет свергнут — и далеко не факт, что он при этом вообще останется жив. Россия же окажется в роли, во-первых, миротворца, спасшего Армению от последствий вооруженной авантюры, в которую ее втравил “безумный президент, избранный под давлением улицы” (то, что военные действия начала армянская сторона к этому времени выведут на свет), а, во-вторых, подателя гуманитарной помощи остро необходимой Еревану. Лидеры НКР, бежавшие в Ереван, будут понимать, что их грубо кинули, но ничего не смогут сделать и покорно пойдут под российскую руку. А все остальные сателлиты России, признанные и непризнанные, получат ценный урок, суть которого сведется к морали из истории про Герасима и Муму: “будете тявкать — утопим”.
Но и на этом выигрыши Москвы не исчерпаются.
Турция, как возмутитель спокойствия в регионе, подвергнется травле в ЕС. Ее организует Париж, у которого есть свои резоны ослабить позиции Анкары. К тому же Макрона подпирает влиятельная армянская диаспора Франции.
Уход из Карабаха большей части его нынешнего армянского населения растянет эту кампанию на годы. А он неизбежен, и даже в том случае, если Баку сумеет удержать от мести вернувшихся в родные места карабахских азербайджанцев, накопивших счеты к армянам, что будет крайне непросто. В итоге, часть карабахских армян уйдет, опасаясь ответственности за собственные преступления, совершенные в ходе этнических чисток, а часть — опасаясь таких же этнических чисток, но уже против себя.
В случае победы Байдена позиция США также будет, скорее всего, проармянской. Трамп же, с большей вероятностью, станет лавировать, и, в конечном счете, поддержит Турцию и Азербайджан. Но это прибавит проблем в отношениях между США и НАТО&ЕС, естественно, к большой радости Москвы.
Здесь-то и настанет момент для Путина поддержать “друга Реджепа”. Баку по московским расчетам при этом выступит посредником: азербайджанцы и турки, несомненно, братские народы, но безальтернативный союз Анкары и Баку поставит азербайджанцев в роль очень уж младшего брата. А вот лавирование, а еще лучше — посредничество между Анкарой и Москвой Баку вполне устроит. Тем более, в ситуации, когда его не будет омрачать неразрешенная карабахская проблема.
В итоге, по замыслу Кремля, Россия должна стать ключевым миротворцем на Кавказе. Армения же получит кучу озлобленных беженцев, возвращение к власти степанакертского клана, оказавшегося в изгнании, и станет, уже окончательно, марионеткой России, безо всяких шансов даже на тень независимости.
Признаки такого сценария просматриваются очень явственно. После того, как Армения нанесла удары по территории Азербайджана, ряд российских экспертов стал высказывать несвойственные им ранее проазербайджанские мысли. Так, главред журнала “Национальная оборона” Игорь Коротченко сменил поддержку Армении на заявления о том, что “Азербайджан имеет полное право вести войну на своей территории”, а “Армения наносит удары по азербайджанским городам и провоцирует Азербайджан”. В принципе, всё это верно. Есть только одно “но”: все, что звучит из уст Коротченко, равно как и остальных агентов влияния, таких, как Андрей Илларионов, Валерий Соловей и ряд других экспертов, является ложью и провокацией даже в том случае, если с точки зрения фактологии это чистая правда. Кремлевские аватары просто начали инфильтрацию в информационное пространство Азербайджана, а, в перспективе, и Турции. По сути, это и есть начало гибридной войны против Азербайджана, в ходе которой Россия должна получить статус “миротворца”, оставаясь, естественно, подстрекателем. К слову, согласно данным финансовой разведки США, поставки израильского оружия в Азербайджан оплачивались через российский банк “Международный финансовый клуб”. Его основными акционерами являются бизнесмен Михаил Прохоров (47,8%), и Екатерина Игнатова (6,5%), жена Сергея Чемезова, главы “Ростеха” и приятеля Владимира Путина.
Итак, все выстраивается вполне логично. С Азербайджаном и Турцией намечается игра в условиях их конфликта с ЕС. Населению Армении, а также армянской диаспоре в России, да и в мире в целом, будут внушать, что именно Россия спасла Армению от полного уничтожения. Степанакертский клан, взамен потерь в Карабахе, получит в полное распоряжение Армению — компенсация, конечно, спорная, но все же лучшая, чем вообще ничего. Рейтинги Путина — и внутри России, и в Азербайджане, и в Армении, и даже в ЕС — ну, он же миротворец, вот и Макрон подтвердит, — должны пойти вверх.
Но есть одна деталь, которая заставляет заподозрить у этого плана двойное дно. Российская “либерально-демократическая общественность”, то есть, группа агентов российских спецслужб, внедренная в западные структуры, заняла отчетливо проармянскую позицию, которая крепнет буквально на глазах.
Это наводит на мысль, что разборки вокруг Карабаха могут быть использованы для замены Путина, на другую, не вызывающую столь сильного раздражения на Западе фигуру, и последующей перезагрузки отношений с Западом, по классической схеме “Сталин-Берия-Хрущев”. Ее мягкий вариант “Андропов-Горбачев-Ельцин” был, по сути, тем же сценарием, с той только разницей, что расстрел Горбачеву был заменен Нобелевской премией. Но, что характерно, и Сталина, и Андропова при этом вывезли из Кремля на пушечном лафете, причем, на тур этот им, похоже, организовали горящую путевку.
Сегодня Путин стал слишком обременительной фигурой для Кремля — а обстановка в целом такому сценарию благоприятствует. Путин уже слишком долго сидит в изоляции в Ново-Огарево, что всегда чревато некоторым ослаблением управления. С другой стороны, никакая изоляция не гарантирует на 100% от заболевания ковидом, очень опасным в его возрасте.
Новая же — “демократическая” — власть немедленно получит отпущение старых грехов: смягчение санкций на фоне понимания Западом того, что Крым, равно и Донбасс — не бутерброды, и с их возвратом Украине лучше повременить. Во-первых, чтобы к власти в России на волне патриотического возмущения “национальным унижением” опять не пришли фашисты. Во-вторых, чтобы не получить еще одну волну беженцев, подобную карабахской. Именно в этот момент от Украины, во имя укрепления хрупкого ростка российской демократии, и могут потребовать амнистии для ЛДНРовских боевиков и признания законности пребывания в Крыму населения, завезенного туда Россией начиная с 2014 года.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Надо бы на Рашку наложить санкции за Карабах. А то вообще распоясались - на ровном месте новую войну устроили.
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.