Slon объясняет, что именно произошло и почему это важно.
- Новый владелец FT, Nikkei Inc., — одна из крупнейших в Японии медиакорпораций, на родине выпускающая ведущую экономическую газету и еще ряд изданий о бизнесе и финансах. Сделку по продаже FT Group закроют в четвертом квартале этого года. Кроме Financial Times, Nikkei станет владельцем сайта FT.com и журналов The Banker и Investors Chronicle.
- Газета Financial Times выходит с 1888 года, издательство Pearson приобрело ее в 1957-м. Девиз издания: “Быть другом честному финансисту и уважаемому брокеру”. Помимо Financial Times, компания Pearson владеет 50% Economist Group — издателя журнала Economist (этот актив не был продан вместе с FT), 47% издательского дома Penguin и занимается выпуском печатных и цифровых учебных материалов, в основном в Северной Америке.
- Узнаваемый во всем мире розоватый цвет страницы FT получили в 1893 году для того, чтобы отличаться от главного конкурента того времени — Financial News. К тому же газета на небеленой бумаге обходилась издателю дешевле.
- Pearson заявляет, что “тираж” Financial Times — более 720 тысяч. Однако 70% из этого количества — число подписчиков на сайте. А собственно тиражи бумажной версии FT неуклонно снижаются. Не так давно газета Telegraph писала, что на своей родине FT печатает всего 69 тысяч экземпляров. Из них менее 36 тысяч продавалось в киосках, 6 тысяч уходило персональным подписчикам, 4 тысячи — корпоративным, а еще 23 тысячи покупали по льготной цене авиакомпании и отели для бесплатного распространения. Международный тираж газеты — около 140 тысяч.
- Новость о продаже издания японской корпорации стала неожиданностью. Известно, что желание приобрести FT высказывал два года назад бывший мэр Нью-Йорка, миллионер и издатель Майкл Блумберг, тогда называлась сумма £300 млн. Новый слух о возможной продаже FT возник несколько дней назад: со ссылкой на неназванные источники сайт Bloomberg сообщил, что интерес к изданию проявляли “такие медиакомпании, как Axel Springer, а также инвесторы из Европы, Ближнего Востока и Азии”. Но то, что газету купили японцы, по словам бывшего редактора FT Ричарда Ламберта, стало “нокаутом”.
- За свою более чем 120-летнюю историю FT превратилась в одно из самых влиятельных экономических изданий планеты, неоспоримый авторитет в деловом мире Великобритании и символ независимой деловой журналистики. Именно поэтому продажа издания, да еще и иностранному покупателю, вызвала такой резонанс в медиа. “Я бесконечно опечален тем, что FT больше не британская”, — написал в Twitter экономический редактор BBC и бывший журналист Financial Times Роберт Пестон.
- Бывшая глава Pearson Марджори Скардино, которая управляла компанией в течение 16 лет, заявляла, что газета может быть продана “только через ее труп”. Когда она оставила свой пост в конце 2012 года, многими это было воспринято как сигнал к тому, что вскоре Pearson может расстаться с легендарным изданием: преемник Скардино Джон Фэллон называл газету “ценной частью компании”, но было понятно, что он не станет удерживать FT любой ценой.
Почему продана Financial Times?
- Жизнь Pearson и Фэллона без FT будет гораздо спокойнее, чем прежде. Продажа позволит компании больше сил уделять своему главному бизнесу — образовательному, именно он генерирует 90% прибыли Pearson. “FT должна быть частью организации, полностью сфокусированной на журналистике. Pearson сфокусирована на образовании, — сообщил гендиректор Pearson, объясняя, почему издатель решил передать газету японской медиакорпорации. — С первого дня на своем посту я постоянно спрашивал себя, являемся ли мы лучшим владельцем”.
Что будет дальше?
- Независимость редакции — ключ успеха и главная ценность бренда Financial Times. Представители FT Group подчеркнули, что издание непременно сохранит ту же степень независимости, какую имело до продажи. “Независимость редактора неприкосновенна и абсолютна. Отношение в Nikkei точно такое же”, — заявил Фэллон.
- Тем не менее некоторые журналисты считают, что свобода газеты отныне под вопросом. Nikkei называют пиар-машиной японского бизнеса: в прошлом издания корпорации проигнорировали громкий финансовый скандал вокруг производителя фототехники Olympus и неохотно писали об историях, бросающих тень на другие японские компании.
- Еще один вопрос, который возникает в медиасообществе: что будет с долей Pearson в Economist (50%), избавится ли компания и от этого актива.
Наконец, есть подозрение, что японцы не самые лучшие покупатели зарубежных активов. Журналисты Bloomberg даже составили список из неудачных приобретений, сделанных корпорациями из Японии. Испытав культурный шок от работы с голливудскими управленцами, Panasonic (Matsushita) вынуждена была расстаться с MCA, материнской компанией Universal Studio. NTT DoCoMo списала миллиарды долларов, вложенные в телекоммуникационные компании США и Европы. А инвестбанк Nomura Holdings до сих пор не оправился от покупки европейского и азиатского бизнеса разорившегося Lehman Brothers.
Ира СОЛОМОНОВА