Большие планы на газопровод “Ямал — Европа”
8 апреля польский оператор Gaz-System представил правительству проект плана развития газотранспортной системы (ГТС) страны на 2022-2031 гг. Он официально не обнародован, но попал в распоряжение ряда СМИ и аналитических компаний. “Документ определяет будущие потребности польской экономики в газообразном топливе и устанавливает план действий, чтобы обеспечить эти потребности”, — говорится в сообщении Gaz-System.
По прогнозам компании, через 10 лет потребление природного газа в Польше может увеличиться на 50% (почти до 30 млрд куб. м), а в сезонные пики — вдвое по сравнению с показателями 2019−2021 гг. Это связано не только с ростом польской экономики, но и с постепенным отказом от использования угля, который пока является основой местной энергетики.
В рамках представленного плана оператор планирует осуществить 30 ключевых инвестиционных проектов, которые позволят увеличить протяженность ГТС страны с 11 тыс. км до 13,1 тыс. км, а совокупную мощность компрессорных станций — нарастить вдвое.
Основные инвестиционные проекты, реализуемые поляками уже сейчас — строительство газопроводов Baltic Pipe и “Польша — Литва” (GIPL), интерконнектора со Словакией и расширение терминала СПГ в Свиноуйсьце. Еще один перспективный проект — создание плавучего терминала СПГ в Гданьске.
Напомним, что 17 мая 2020 г. истек срок действия постоянного контракта на транзит российского газа через территорию Польши. Поляки заранее предупредили, что продлять его не будут, так что с этого дня все та же компания Gaz-System бронирует мощности своей части газопровода “Ямал — Европа”, по которому идут поставки российского газа в Польшу и далее в Германию, посредством аукционов. При этом 10% мощности газопровода до 2023 г. находится под контролем собственника “трубы” — компании EuRoPol GAZ.
“Газпром” это устраивает: его официальный представитель Сергей Куприянов еще год назад заявил, что транзит российского газа через территорию Польши продолжится, несмотря на истечение в мае срока соответствующего соглашения.
Однако все может измениться.
“Проект плана также предполагает использование польского участка газопровода “Ямал — Европа” для нужд ГТС страны с 2026 г. Активное использование мощностей этого газопровода, когда в Польше создадут диверсифицированный и конкурентный рынок газа, даст возможность эффективно распределять газ, в том числе из так называемых “Северных ворот” (Baltic Pipe и терминалы СПГ)”, — говорится в сообщении Gaz-System.
Для справки: газопровод “Ямал—Европа” проходит по территории четырех стран — России, Беларуси, Польши и Германии. Его проектная мощность — 32,9 млрд куб. м в год. Магистраль берет начало от торжокского газотранспортного узла в Тверской области. Протяженность российского участка составляет 402 км, по Беларуси проходит 575 км газопровода, польский участок насчитывает 683 км линейной части. Крайняя западная точка газопровода — компрессорная станция Mallnow в районе Франкфурта-на-Одере вблизи немецко-польской границы. Там газопровод соединяется с газотранспортной системой YAGAL-Nord, которая, в свою очередь, связывает его с газотранспортной системой STEGAL — MIDAL — ПХГ “Реден”.
Полный контроль
Таким образом, польский оператор претендует на то, чтобы взять под полный контроль участок газопровода, который в свое время строился полностью на российские деньги. Сегодня собственник польского участка газопровода “Ямал—Европа” — компания EuRoPol GAZ, в которой по 48% принадлежат “Газпрому” и польской государственной нефтегазовой компании PGNiG. Еще 4% находятся в собственности Gas-Trading S.A., которую также контролирует польская госкомпания PGNiG. Оператором же газопровода выступает компания Gaz-System.
И вот теперь Gaz-System планирует с 2023 г. взять под полный контроль функционирование польской части “Ямал — Европа”, интегрировать ее в ГТС Польши, а также самостоятельно устанавливать тарифы на транспортировку газа. Речь идет о том, что все мощности газопровода будут распределятся только через аукционы, а инвестиции Gaz-System пойдут на техническую модернизацию “трубы”, которая позволит использовать газопровод “Ямал — Европа”, чтобы подавать голубое топливо в обратном направлении внутри страны.
По сути, работа газопровода будет подстроена под поставки с терминалов СПГ и через Baltic Pipe. В таком случае примерно с 2026 г. российский газ для Польши будет поступать через новые соединения только на востоке страны, центр и запад Польши будут снабжать топливом, поставляемым из Норвегии и с терминалов СПГ. При таких условиях дополнительные договоренности с “Газпромом” уже не понадобятся.
Купить или забрать за долги?
Понятно, что планы Gaz-System потребуют либо согласования с “Газпромом” как крупным акционером, либо выкупа его доли в компании EuRoPol GAZ. И тут могут возникнуть сложности, так как сейчас “Газпром” обеспечивает более половины потребностей Польши в газе: 2020 г. PGNiG импортировала 9,66 млрд куб. м при общем потреблении страной 15 млрд куб. м в год. И еще пару следующих лет снизить российскую долю газа будет очень сложно.
Польша может попытаться уменьшить долю “Газпрома” в EuRoPol GAZ собственными инвестициями в польский участок трубы “Ямал — Европа”. Но более реальным выглядит другой вариант: Россия сама отдаст долю в EuRoPol GAZ в счет своего долга перед Польшей.
Напомним, что год назад Польша угрожала “Газпрому” арестом его активов в Европе после того, как польский энергетический концерн PGNiG получил решение Стокгольмского арбитражного суда, рассматривавшего его спор с “Газпромом” о цене на газ. Тогда арбитражный суд изменил формулу цены на покупку газа, поставлявшегося “Газпромом” по Ямальскому контракту, в том числе через его значительную и прямую связь с рыночными котировками природного газа на европейском энергетическом рынке. Применение измененной формулы ценообразования значительно улучшило условия работы PGNiG.
Но главное — из-за снижения стоимости газа задним числом “Газпром” должен вернуть разницу в цене в размере около $1,5 млрд за период с 1 ноября 2014 г. по 29 февраля 2020 г. Конечно, россияне пытаются оспорить это решение, но их шансы, по мнению международных юристов, невелики.
Кроме того, вполне возможно заключение “большой сделки”: Россия отдает Польше свою часть “Ямал — Европа”, взамен на что Польша перестает выступать против достройки “Северного потока-2”. Для этого есть еще один резон: в ходе реформы Польша прекратит транзит российского газа в Германию, так что у немцев будет больше аргументов в пользу необходимости начала работы СП-2.
Что дальше?
Итак, контракт на поставку российского газа в Польшу истекает в 2022 г., и Варшава уже заявила, что не намерена его продлевать. Польша будет обеспечивать свои потребности в газе за счет поставок СПГ, а также мощностей создаваемого (в том числе на средства Евросоюза) газопровода Baltic Pipe, который должен соединить республику с норвежским шельфом через Данию.
Еще в январе 2018-го PGNiG подписала с газотранспортным оператором Дании Energinet соглашение о транспортировке газа по газопроводу Baltic Pipe. Контракт заключен на период с 1 октября 2022 г. до 30 сентября 2037-го. Ранее PGNiG подписала соглашение о транспортировке газа по Baltic Pipe с польским газотранспортным оператором Gaz-System. Польша планирует импортировать по газопроводу Baltic Pipe до 10 млрд куб. м газа в год.
“Перепрофилирование” польского участка трубы “Ямал — Европа” даст возможность Украине закупать при необходимости дополнительные объемы газа в Польше, вне зависимости от того, чей будет этот газ по происхождению — норвежский, катарский, американский или российский. Конечно, при технической возможности прокачивать нужные объемы.
А такая потребность вполне может возникнуть: достаточно вспомнить, что 6 июля 2020-го по результатам аукциона компании Gaz-System на 2021/2022 газовый год (период с 1 октября по 30 сентября) все свободные мощности для транспортировки газа из Польши в Украину были зарезервированы, тогда как на 2020/2021 газовый год спрос достиг 85% от выставленного предложения.
По данным НКРЭКУ, в Украине в 2020-м увеличилось количество компаний-импортеров газа: за I квартал их число возросло до 51. В этот же период 41 компания заказывала услуги транспортировки газа из ЕС в Украину, и 23 компании использовали украинские ПХГ для хранения газа в таможенном режиме.
Впрочем, если говорить об интересах Украины, то если Польша пойдет на “большую сделку” с “Газпромом” относительно СП-2, для нас этот факт перекроет позитивы от дополнительных возможностей в диверсификации поставок газа.
Денис СТАДЖИ
Часть этого хитрого плана еще и в том, чтобы постоянно закупать в Рашке антрацит, нефтепродукты, электроэнергию и сборки для АЭС. Чтобы она смотрела на Украину не как на врага, а как на надежного торгового партнера. Шо там Семенченко говорил про "торгивлю на крови"?
Как раз план и состоит в том. что транзитную трубу Газпрома отключать нельзя. Потому что тогда боевые действия легко могут перекинуться на территорию прохождения трубы, чего сейчас не происходит, чтобы не повышать риски прокачки газа для европейских потребителей. Сама эта функционирующая труба и есть фактором сдерживания Рашки в войне с нею. Отсюда и наша война против "Северного потока", который позволит Рашке перехватить инициативу и самим отказаться от украинской трубы. Так что пусть себе качают: и деньги в госбюджет дают, и сами себе ограничивают в наступательных возможностях.
На восьмом году войны с Рашкой в Украине до сих пор нет плана по отключению транзитной трубы Газпрома. И все сподивання - продлить дальше транзитный контракт.
Что скажете, Аноним?
10:30 26 ноября
10:00 26 ноября
09:50 26 ноября
09:30 26 ноября
09:10 26 ноября
09:00 26 ноября
08:50 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.