Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Олег Бахматюк: Я знаю, как привлечь в страну 25 млрд. долларов

[16:57 11 июня 2010 года ] [ Комментарии, №22, 11 июня 2010 ]

После того как компания Avangardco IPL, крупнейший отечественный производитель яиц, осуществила первичное публичное размещение акций (IPO) на Лондонской фондовой бирже, реализовав 21,7% акций ($15 за GDR, глобальную депозитарную расписку), эксперты заговорили о возрождении интереса инвесторов к украинскому аграрному сектору.

О том, какие условия необходимы для развития этого интереса и как Украина может заработать на мировом продовольственном кризисе, “Комментариям” рассказал председатель совета директоров Avangardco IPL Олег Бахматюк

- Выход “Авангарда” на ІРО аналитики оценили как успешный, но уже через несколько дней после размещения биржевые котировки акций начали падать. Насколько оправдались ваши ожидания от ІРО?

— Мы удовлетворены выходом на ІРО. И дело не только в экономическом эффекте. Это первый за последние два с половиной года выход украинской компании с размещением на Лондонской фондовой бирже. Во время подготовки к этому мероприятию мы общались с представителями более чем 100 крупнейших фондов из 14 стран континентальной Европы. 90% из них подали заявку на капиталовложение. Считаю, что они поверили не только в нас, но и в Украину в целом. Что касается снижения котировок, то это произошло из-за падения рынка как такового и не было связано с объективными финансовыми показателями компании. На падении рынка четко проявляются сектора, которые являются наименее рискованными и наиболее привлекательными для инвесторов. Аграрный сектор именно такой. Как известно, “Тройка Диалог” реализовала опцион green shoe (green shoe — опцион на выкуп определенного пакета акций по цене размещения, выполняет роль страхового запаса, который может быть использован частично или полностью для поддержки акций во время первого месяца размещения. — Ред.) на 2,15% акций “Авангарда”.

- Полученные от ІРО средства вы планируете вложить в строительство двух птицекомплексов. В Украине уже наблюдается перепроизводство продукции птицеводства. На каких рынках планируете сбывать продукцию, которая будет производиться на новых мощностях?

— Мы не планируем существенно расширяться на внутреннем рынке. Наша цель — из локальной компании превратиться в транснациональную, поэтому нас интересуют внешние рынки. Два современных птицекомплекса, которые мы строим, по мощностям и уровню модернизации не будут иметь аналогов на евразийском континенте.

На данный момент в мире наблюдается дефицит продуктов протеиновой группы, и, по прогнозам аналитиков, в будущем он только будет возрастать. Куриные яйца — самый дешевый источник протеина, поэтому спрос на них тоже будет расти. Мы поставляем свою продукцию в 16 стран. В прошлом году экспортировали на рынки Ближнего Востока около 300 млн. яиц в скорлупе, а на рынки Дальнего и Ближнего Востока поставляем сухой яичный продукт (в 2009-м в эквиваленте 300 млн. штук яиц). Доходы от экспорта в общем объеме выручки сейчас составляют порядка 11%, и мы намерены довести его долю до 30% к концу 2012 года. Кроме того, нас интересует рынок ЕС, потенциал экспортных поставок которого мы оцениваем в 10—15% от общего оборота компании в следующие два-три года и планируем нарастить объем экспорта в страны Евросоюза до $100 млн. Это план до конца 2012 года.

- Какова рентабельность яичного бизнеса?

— Компания представляет собой вертикально интегрированную модель бизнеса. В компании сконцентрированы пять бизнес-сегментов, которые имеют свою маржинальность. При вертикальной интеграции бизнеса происходит концентрация маржинальности на конечной продукции, в нашем случае это яйцо и яичные продукты. Маржинальность на конечную продукцию включает в себя маржинальность — инкубации, зон выращивания, производства комбикормов, производства яиц. По итогам 2009 года рентабельность нашего бизнеса составляет около 34%, но, к примеру, рентабельность производства комбикормов — 8—15%, а производства яйца — порядка 18%.

- Недавно завершилась очередная инспекция представителями ЕС украинских производителей продукции птицеводства. Как вы думаете, когда Украине удастся прорваться на европейский рынок?

— Еврокомиссары провели аудит на нашем ивано-франковском заводе по производству яичных продуктов, и мы надеемся до конца года полностью завершить все сертификационные процессы. Дело в том, что процесс доступа на европейский рынок чрезвычайно забюрократизирован и нуждается в лоббировании интересов отечественных производителей государством. Нужно понимать, что открытие европейского рынка — это вопрос времени, поскольку дефицит яиц в Европе через два-три года достигнет 10—15% от общего объема производства. Вопрос в том, кто будет удовлетворять этот спрос?

По прогнозам FAO (Food and Agriculture Organization), в 2012 году разразится мировой продовольственный кризис. Стремительный рост населения в Азии, Северной Африке и на Ближнем Востоке, повышение уровня доходов населения в этих регионах — это те глобальные факторы, которые формируют новую культуру питания, удовлетворить запросы которой мировые аграрные рынки сегодня уже не в состоянии. Дело не только в общем росте спроса, но и в изменении культуры питания, требований к калорийности пищи. Люди, которые раньше преимущественно питались рисом, начинают есть печенье, бисквиты, майонез, мороженое и т.д. Страны, которые сегодня являются экспортерами продуктов питания, в ближайшие пять лет превратятся в нетто-импортеров. И это спровоцирует глобальное перераспределение рынка. В качестве примера подобных преобразований можно привести ситуацию на рынке сухого молока: когда этот продукт начала закупать Индия, цены на него за два-три месяца подскочили в 3,5 раза.

Именно поэтому угроза дефицита продуктов питания беспокоит Европу, которая уже сейчас решает вопрос своей продовольственной безопасности. Мировые эксперты рекомендует ЕС рассматривать Украину в качестве одного из ее потенциальных гарантов или, другими словами, продовольственную подушку безопасности. А это открывает для нас огромные перспективы. Чтобы воспользоваться этим шансом, мы должны продемонстрировать, что готовы исполнить эту роль.

- Однако пока украинская продукция за границей не пользуется популярностью в результате постоянных, хотя отчасти и безосновательных обвинений в ее низком качестве. Что вы думаете по этому поводу?

— Скандалы относительно качества — один из приемов торговых войн, которые были, есть и будут. Их не надо бояться, но их нельзя игнорировать, как это происходит сейчас. Умение продавать свою продукцию на чужой территории — это умение заставить экономику чужого государства работать на тебя. Это не простая игра, в которой Украина пока вообще не принимает участие. Вступить в эту игру — первый обязательный шаг на пути повышения конкурентоспособности страны. Так же как посол США постоянно поднимает вопрос относительно квот на поставку курятины в Россию, и наши чиновники должны отстаивать интересы отечественных производителей зерна, мяса, сахара и тому подобного в Азии, на Востоке или в той же России. Сейчас централизованная модерация интересов Украины на внешних рынках фактически отсутствует, и поэтому нашу роль и наше место за нас определяют другие страны. Надо менять и менталитет, и людей, которые представляют страну на внешних рынках. Однако начинать работать следует уже сегодня, чтобы через год был результат. Я был в Дубае 22 раза, пока наша яичная продукция вышла на рынок Ближнего Востока. Если ты не стучишь в двери, тебе никто не откроет. И вместо украинского яйца будет поставляться китайское, индийское или марокканское. Внешний лоббизм интересов — дело не одного дня. Но это единственная возможность превратиться из страны, которой искусственно отводят роль сырьевого придатка, в государство, которое умело распоряжается своими инвестиционными потоками.

- Чем привлекает и чем отпугивает инвесторов украинская аграрная отрасль?

— Ее привлекательность обусловлена в первую очередь конъюнктурой. В ближайшие 50 лет, как прогнозируют большинство аналитиков, человечество будет ощущать дефицит еды и энергии, что и определяет два главных направления, по которым будут направлены инвестиционные потоки. И этот процесс уже идет. Например, на сегодняшний день восемь арабских стран объявили о создании фонда общим объемом в $140 млрд., в рамках которого будут утверждаться долгосрочные, на 10—20 лет, программы по производству мяса, сахара, выращивания зерна для обеспечения потребностей региона. Понимая, какой огромный потенциал имеют Ближний Восток и Северная Африка, эти страны хотят увеличить свою регулирующую роль и заработать денег.

В аграрный сектор Украины, учитывая ее уникальное географическое положение и земельный потенциал, в ближайшие пять лет инвесторы готовы вложить по меньшей мере $25—30 млрд. И я знаю, как эти средства можно привлечь. Для этого на уровне государства нужно придерживаться нескольких принципов. Первый — понимание самодостаточности территории. Мы всегда ожидаем, что за нас кто-то что-то сделает — откроет границы, предложит сотрудничество, даст денег. Поскольку Украина сегодня не является самодостаточным игроком (в формировании стратегии, умении продать себя, в ведении политической и интеллектуальной дискуссии), то ее никто не воспринимает как серьезного партнера. Именно с позиций самодостаточности представители министерства АПК должны вести переговоры, например с представителями арабского фонда или властью Казахстана и России относительно создания зернового ОПЕК.

Нужно избавляться от комплекса второсортности. Если Украина будет позиционировать себя как базовую территорию относительно обеспечения определенными продуктами питания, скажем, ЕС, Индии или Малайзии, с ее мнением будут больше считаться во всем мире. В результате экономическое влияние конвертируется в политическое. Конечно, эту стратегию возможно реализовать при соблюдении второго принципа — установление и выполнение прозрачных правил игры. Ведь важно не только пообещать, но и выполнить. Для инвесторов безопасность — больше, чем доход. И это еще один важный элемент создания репутации надежного партнера.

- Может ли забота о продовольственной безопасности других государств негативно отразиться на украинском рынке? Ведь мы все больше становимся импортозависимой страной по определенным позициям, и население болезненно переживает эскалацию цен...

— Я считаю, что цены на продукты и в мире, и в Украине будут расти. Если Украина остановится на сегодняшнем уровне развития АПК, то цены будут немного отставать от мировых и все равно будут расти. Но если Украина увеличит свой потенциал и вдвое увеличит производство товаров протеиновой группы, то по этой категории цены всегда будут на 30—40% ниже мировых. Если нет, то на них будет влиять уровень импорта и колебания мировой конъюнктуры. К тому же в ближайшие 15—20 лет объем поступления импорта у нас может стать меньше, он сместится в более платежеспособные страны. То есть импортные товары будут идти и к нам, но за них придется платить еще большую цену, поскольку мы не сможем влиять на чужого производителя так, как влияем на своего. В данном случае наращивание собственного производства — это и есть эффективная борьба с неконтролируемым ростом цен. Если же сдерживание цен будет иметь регулятивный характер, эффект будет мгновенный, но впоследствии мы получим кратное увеличение проблем.

Татьяна МОКРОТОВАРОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.