Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Один на один с утилизацией

[14:31 02 июля 2010 года ] [ Slon.ru, 2 июля 2010 ]

Программа утилизации грузовиков и автобусов, если она будет принята, поможет, в основном, “КамАЗу”. Хотя битва за бюджетные средства все-таки может состояться.

Ни для кого не секрет, что основную работу по подготовке проекта программы утилизации грузовиков выполнили на “КамАЗе”. На сайте компании до сих пор размещена анкета для изучения мнения потребителей о параметрах этой программы. Но одного этого факта явно недостаточно, чтобы заявлять об игре в одни ворота.

О том, каковы будут условия утилизации грузовиков и автобусов, общественности на сегодняшний день известно очень мало. Чуть-чуть приоткрыла завесу тайны глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. На поддержку программы планируется выделить 2—3 млрд руб., премии за утилизацию могут быть от 60 000 до 350 000 руб. в зависимости от типа машины.

Теоретически, государственная поддержка программ утилизации автомобилей должна позволить потребителю самому решать, кому из конкурентов среди отечественных производителей отдать предпочтение. Очень демократично и по-рыночному может получиться. Но практика всякий раз расходится с теорией.

Основная причина — отсутствие конкуренции как таковой среди российских грузовиков.

Особенность и главное отличие грузового рынка от рынка легковых автомобилей состоит в том, что деление на классы здесь происходит по вполне рациональному критерию — грузоподъемности, а не по степени удовольствия от перевозки “себя любимого”. Поэтому допускать к программе главным образом по критерию “цена” вряд ли получится.

Что такое легкий грузовик в России? Это — “Газель”. Активно набирает обороты Fiat Dukato от Sollers.

Что в среднем классе? ГАЗ, ЗиЛ, “КамАЗ”. “Урал” (тоже в Группе ГАЗ).

Что в тяжелом классе? “КамАЗ”. Есть еще, правда, модели, “собранные в России”.

Поэтому поделить деньги придется, фактически, между “Группой ГАЗ”, “КамАЗом”. Конечно, что-то перепадет и ЗИЛу, и, возможно, Sollers.

Цена грузовика повлияет только на размер премии. Очевидно, что минимальная премия в 60 000 руб. предусмотрена для “Газели”, цена которой начинается в районе 385 000 руб. А максимальная, в 350 000 руб. — для“ КамАЗа”. Один “КамАЗ” может стоить от 1 400 000 до 2 100 000 руб.

Арифметические упражнения с этими цифрами показывают, что компенсироваться государством будет от 15 до 20% стоимости новой машины. Это разумно, поскольку действительно может заинтересовать покупателей. В прошлом году, по признанию генерального директора ОАО “КамАЗ” Сергея Когогина на годовом собрании акционеров компании, 6000 из проданных 13 000 на свободном рынке грузовиков пришлось продавать со скидкой 20—30%.

Очевидно, что делить бюджетные деньги на утилизацию по количеству выпущенных грузовиков не будут. Слишком разные весовые категории. В “КамАЗе” раз в десять больше металлолома, чем в “Газели”. Значит, в ход пойдут деньги. “Группа ГАЗ” озвучила планы довести производство “Газели” в 2010 году до 65 000 штук. При средней цене за одну машину около 400 000 руб. можно ожидать выручку в размере 26 млрд руб. ОАО “КамАЗ” недавно скорректировала прогноз производства на 2010 год до 34 000 штук. Приняв за среднюю цену одного тяжелого грузовика 2 млн руб., получим ожидаемую выручку в размере 68 млрд руб.

Названные цифры выпуска грузовых автомобилей двух марок в сумме уже превышают прогноз ОАО “АСМ-Холдинг” по выпуску 80 000 отечественных грузовиков в 2010 году. Поэтому, сколько “оставить” другим моделям, решать непросто.

“Группа ГАЗ” со среднетоннажными автомобилями и АЗ “Урал” могут добавить к цифрам около 12 000 машин. Это даст выручки около 8,5 млрд руб. Допустим, Sollers тоже достигнет намеченного, выпустит 15 000 грузовиков и справится с локализацией производства При средней цене около 700 000 руб. выручка от продаж может составить 10,5 млрд руб.

При таком раскладе получается, что на “КамАЗ” приходится не меньше 60% всей выручки от ожидаемых продаж грузовиков в 2010 году. Значит, такая доля государственного пирога от утилизации ему и достанется. Это при оптимистичных планах Sollers увеличить продажи практически вдвое в сравнении с 2009 годом, что значительно превышает темп роста рынка. Так что “КамАЗ” может рассчитывать и на большее.

Из расчетов следует также, что при выделении из бюджета на 2011 год 2—3 млрд руб. на поддержку программы утилизации грузовиков производители могут рассчитывать на 9—18% прироста годовой выручки.

Рассчитывать могут. Но опыт утилизации легковых автомобилей показывает, что бюджетные деньги движутся очень нелегко. Видимо, тянуть этот воз придется практически в одиночку “тяжеловесу” Сергею Когогину.

Валентин ЛОПАН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.