Первым на то, что налоговые каникулы не будут тотальным избавлением малого бизнеса от всех налогов и сборов, намекнул Борис Колесников. Еще в феврале, говоря о необходимости освободить отельный бизнес от налога на прибыль, который сегодня составляет 25%, он подчеркнул, что на то же может рассчитывать и малый бизнес
На днях именно о таком видении налоговых каникул сообщил “Комментариям” и вице-премьер Сергей Тигипко. По его словам, сейчас прорабатывается модель, при которой малый бизнес будет избавлен только от налога на прибыль. Правда, назвать точные сроки учреждения таких льгот Сергей Леонидович не решился. Эксперты же считают, что сделать это быстро не удастся. “Юридически для введения налоговых каникул серьезных препятствий нет. Но это потребует внесения изменений в действующее законодательство. Правовая сложность механизма достижения поставленной цели тоже может застопорить реализацию идеи. Например, будет необходимо согласовать сосуществование обычной системы налогообложения и “каникулярной”, определить порядок безболезненного перехода от обычной системы к льготной (и обратно) и т.д.”, — считает руководитель налогово-юридического отдела “Эрнст энд Янг” Владимир Котенко. Написание и принятие подобных документов может занять не один месяц, а значит, в этом полугодии на отмену даже налога на прибыль рассчитывать не приходится.
С другой стороны, откладывание такого решения может быть и к лучшему. Ведь велика вероятность того, что такой подход станет скорее поводом для злоупотреблений, чем реальной помощью “малышам”. Сегодня малый бизнес — это предприятия, насчитывающие не более 50 работников, объемы годового дохода от реализации товаров и услуг которых не превышают 70 млн. грн. При таких критериях каждый завод, имея объемы, скажем, 200—300 млн., мобильно разделится на несколько малых предприятий, и их собственник на законных основаниях перестанет платить налог на прибыль. Воспрепятствовать этому без дополнительных законодательных ограничений налоговая не сможет. В итоге суммарные потери бюджета будут исчисляться миллионами. “Введение налоговых каникул приведет к уменьшению доходной части бюджета. Как показывает опыт России, возможны злоупотребления как раз со стороны некрупных компаний. Наши северные соседи в 90-х годах ввели налоговые каникулы, что обернулось появлением большого количества фирм-однодневок, которые попросту не доживали до начала отчетного периода”, — приводит пример директор инвестиционной компании Union Capital Валерий Краюшкин. А вот реализация сценария с предоставлением льгот по критерию величины компании наиболее показательна на примере Пакистана. Почти десять лет назад в Пакистане (основная деятельность страны — сельское хозяйство) в результате налоговой реформы, инициированной тогдашним премьер-министром Беназир Бхутто, крупные землевладельцы получили дополнительные налоги, а мелкие фермерские хозяйства от них были освобождены. Однако на практике такие меры привели к еще большему уклонению от налогов — землевладельцы дробили свои угодья, регистрируя их на сотни мелких хозяйств, чтобы минимизировать отчисления.
Правда, для минимизации потерь бюджета от неуплаты малым бизнесом налога на прибыль власть может использовать различные ограничения. К примеру, предоставление налоговой льготы только на этапе создания/становления бизнеса. Это наиболее часто применяемый механизм в мировой практике, так как налоговые преференции обычно предоставляются с целью привлечения инвестиций и открытия новых фирм. Огромный плюс такого подхода — относительно простое администрирование и ограниченность в сроках. Как правило, для новосозданных предприятий льготы предлагаются сроком до пяти лет и не подлежат возобновлению (в Великобритании для стартующих компаний налог на прибыль снижен с 20 до 1%). Если же по истечении льготного периода компания закрывается (скажем, чтобы снова перерегистрироваться во вновь созданную), она автоматически обязана уплатить в бюджет (в процессе ликвидации) все полученные льготы.
Еще один “ограничитель”, который может использовать власть, — это объемы выручки. Сейчас, согласно новой методике определения малого бизнеса, таковым является любое предприятие с годовым оборотом до 70 млн. грн. Но в своих заявлениях новая власть говорила о других критериях — 5 или 10 млн. Кстати, объем выручки в свое время стал основным критерием для предоставления налоговой льготы в виде единого налога и в принципе неплохо себя зарекомендовал. Во всяком случае, по мнению большинства экспертов, обойти ограничение в 500 тыс. или 1 млн. “единоналожнику” довольно сложно.
Сами представители малого бизнеса не в восторге от такой трактовки налоговых каникул. Они уверены, что отменять налог на прибыль не нужно, так как уплата именно этого налога никогда не была проблемой. По мнению руководителя одного из предприятий малого бизнеса (оборот около 5 млн. в год), основная проблема — это контролирующие органы, которые обходятся дороже, чем любые налоги, и социальные платежи. “За 11 работников приходится платить более 14 тыс. грн. в месяц отчислений в Пенсионный фонд и фонды социального страхования. Тогда как честный налог на прибыль составляет около 1,5 тысячи”, — рассказывает бизнесмен. Так что освобождение от такой нагрузки вряд ли существенно улучшит положение малого бизнеса. Еще большее разочарование постигло “единоналожников”, которые рассчитывали полностью избавиться от платежей в бюджет. Но на выходе оказывается, что даже потенциально новые налоговые льготы охватят только 9% малого бизнеса, остальных планируемые преференции не коснутся.
Светлана КОНДРАШОВА
Что скажете, Аноним?
[07:00 23 ноября]
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.