Вильнюсская интрига
Владимир, летнее затишье в политической жизни страны — это традиция или такой себе штиль перед надвигающейся бурей в преддверии предвыборной гонки?
— Учитывая цикличную закономерность украинской политики, я думаю, что это затишье — традиционное. Впрочем, затишье этого года обусловлено и тем, что не состоялись выборы в проблемных округах и в Киеве. Почти “стерильную” паузу нарушил только приезд Путина и патриарха Кирилла. Но я бы не ожидал бури осенью, несмотря на то, что в Украине это традиционно наиболее жаркий политический период. Особенно, если возникают серьезные поводы для политических всплесков. Противостоящие политические силы будут беречь свои ресурсы до будущего года, когда начнется реальная избирательная кампания.
В сентябре-октябре основная интрига будет вокруг подписания соглашения об ассоциации с Европейским союзом. К этому добавится непростая социально-экономическая ситуация, в которой правительству придется приложить максимум усилий, чтобы сохранить стабильность. Иначе политические оппоненты смогут использовать экономические проблемы в качестве козырей в предвыборной гонке.
Без русского языка никак
На чем будут делать акцент политсилы в борьбе за голоса избирателей: внешняя, внутренняя политика, вопрос языка?
— И со стратегией, и с тематикой избирательной кампании отдельных кандидатов штабы будут определяться не этой осенью. Правда, нужно учесть такое обстоятельство как подписание (или срыв подписания) соглашения с Евросоюзом на саммите в Вильнюсе. Если соглашение будет подписано, то Януковичу придется искать нестандартную стратегию избирательной кампании. Ведь нужно понимать, как поведет себя Россия. Это могут быть как жесткие политические действия со стороны нашего соседа, так и охлаждение в экономических отношениях. Россия не будет пассивно принимать новую ситуацию, она постарается наказать Украину за “неправильный выбор”.
Если же соглашение не будет подписано, то наверняка активизируются переговоры об участии Украины в создании Евразийского экономического союза. А это сильно повлияет на характер избирательной кампании. Возможно, Янукович тогда сделает ставку на мобилизацию своих русскоязычных избирателей. Логично предположить, что кандидатом от Партии Регионов снова будет поднят вопрос о предоставлении русскому языку статуса государственного. Правда, значение этой темы упало, но она еще не исчерпала свой потенциал и уже стала элементом “обязательной предвыборной программы”.
И, конечно же, очень важный фактор — социально-экономическая ситуация в стране. Если она будет относительно стабильной, то у власти будет больше предпосылок обеспечивать эффективную избирательную кампанию для президента Януковича, а у оппозиции будет меньше возможностей для критики, и ей придется сосредоточиться на политических проблемах либо на каких-то локальных темах. В противном случае оппозиция наверняка постарается вынести социально-экономические проблемы в качестве основной темы предстоящей избирательной кампании.
Кадровые вопросы
А кто будет обеспечивать благоприятный социально-экономический фундамент президентских выборов? Ведь за те 3 года, пока Янукович у власти, у большинства ведомств министры сменились, а у некоторых — и не один раз…
— Если мы говорим об обеспечении стабильности, что является ключевым императивом для Януковича, то главным исполнителем этой установки на уровне Кабинета Министров является Азаров. В том числе, речь идет и о балансе между различными бизнес-политическими группами в правительстве. Президент тасует кадры и одновременно проверяет — кто и как может справиться с задачей обеспечения стабильности и активизации экономического роста вместе с проведением структурных реформ. Впрочем, акцент на реформы будет делаться уже после президентских выборов.
Кандидатов на пост главного реформатора сегодня хватает. Если у первого вице-премьер-министра Сергея Арбузова сегодня для выполнения этих задач есть целая команда в правительстве, то вице-премьер-министр Александр Вилкул может похвастать результатами работы в Днепропетровской области. Но пока рано оценивать результаты их работы в Кабмине. О них можно будет говорить не раньше осени.
В любом случае, президент вряд ли отдаст пост премьер-министра представителю одной из конкурирующих бизнес-политических групп. И по этой причине так долго на этой позиции находится Николай Азаров, через которого реализуется тактика сдержек и противовесов в правительстве. Он — относительно нейтральная фигура и олицетворение той самой стабильности.
Нужно понимать, что резкие кадровые изменения могут обострить ситуацию и нарушить баланс сил и в правительстве, и в команде президента. Но если сложная социально-экономическая ситуация будет требовать кадровых изменений, то у президента не будет другого выхода.
Правильно ли я понимаю, что исход выборов, впервые за многие годы будет зависеть не столько от вопросов языка или отношений с Россией, сколько от результатов работы правительства в социальной сфере?
— Действительно, это один из ключевых факторов. Социально-экономическая стабильность и реализация социальных программ — это один из главных инструментов эффективной избирательной кампании для действующего президента. Поэтому с этой точки зрения министерство, которое возглавляет Н. Королевская, будет иметь очень большое значение. Понятно, что многое зависит не только от этого министерства. Важно ведь найти ресурс для реализации социальных программ. А вот эффективная реализация этих программ — это уже ответственности Минсоцполитики, которое сейчас достаточно эффективно решает задачу-минимум по обеспечению социальной стабильности. Яркий тому пример — в условиях снижения экономической активности, ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры большое значение приобретает политика занятости. Министерство сейчас этим активно занимается: содействует созданию рабочих мест, внедряет программы переквалификации. Есть и другие вопросы, которые кажутся мелкими, но они тоже влияют на социальную атмосферу.
В частности, в начале мая президент поставил задачу максимально, масштабно и эффективно провести оздоровительную кампанию для детей этим летом. Во времена СССР это было очень важным элементом социальной политики. И то, что в этом году число детей, которые проходят летнее оздоровление, значительно увеличилось, это заслуга Минсоцполитики.
Но ведь Королевскую часто критикуют…
Действительно, отношение к Наталье Юрьевне — весьма неоднозначное. У нее немало политических оппонентов и в оппозиции и в правящей партии. Она остается независимым политическим игроком. Но, несмотря на критику, даже со стороны провластных политиков, она свои задачи как министр решает. Тем более, что работать ей приходится в условиях сложной социально-экономической ситуации. Главным критерием работы министерства можно считать отсутствие масштабных и резонансных социальных конфликтов. Отмечу также тот факт, что, в отличие от многих членов правительства, Королевская — достаточно открыта: и во взаимодействии с профсоюзами, и в активной работе на уровне регионов, в решении конкретных социальных вопросов. В том числе, и в организации современной системы оказания социальных услуг.
Ее открытость и публичность — это стиль современной политики. У нас, к сожалению много непубличных министров, а она в этом плане демонстрирует высокий уровень открытости, контактирует с людьми. Я был участником телевизионной дискуссии о социальном конфликте на “Миттал-стил” (“Криворожстали”), когда под угрозой увольнения оказались работники социальной сферы на этом предприятии. Характерно, что люди, которые оказались в этом трудовом конфликте, положительно отзывались о Вилкуле и Королевской. Это очень показательный момент, потому как представителей власти чаще критикуют, чем положительно оценивают их работу.
Кстати, на днях вы принимали участие в презентации результатов социсследования, согласно которому уровень недовольства властью в Украине достаточно высокий.
— Отношение к государственным структурам у нас всегда было достаточно критичным. Но оно критично в общем. А когда речь идет об оценке конкретных государственных задач, немало людей отмечают, что они видят решение этих задач, видят определенные улучшения. Это связано с тем, что в обществе существуют некие завышенные ожидания по поводу деятельности государства — от государства хотят больше, на него возлагают ответственность практически за все. Это рудименты психологии социального патернализма, доставшейся нам в наследство от социалистического прошлого.
Приведу такой пример, который касается специфики общественного мнения в Украине и в большинстве постсоветских стран. Когда людей просят оценить ситуацию в своей собственной жизни (на уровне своей семьи, в своем домохозяйстве) и ситуацию в стране в целом, то ситуацию в стране оценивают более критично. Это отражение синдрома завышенных социальных ожиданий, связанных с политическими и экономическими изменениями, происходящими в нашей стране.
Для эффективного решения многочисленных социальных проблем необходимо формирование активного партнерского взаимодействия между государством, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и обычными гражданами. Я не случайно упомянул об открытости Минсоцполитики. Если не будет постоянного взаимодействия с общественностью, не будет эффективной социальной политики. Но и сами граждане должны понимать, что социальные проблемы будут решаться быстрее и полнее тогда, когда они сами будут участвовать в их решении, и если они будут активно влиять на государство, исходя из своих специфических социально-экономических интересов, а не только из региональных партийных предпочтений или “выбора сердцем”.
Алексей ПЕТРЕНКО
Что скажете, Аноним?
[07:40 30 ноября]
[20:31 29 ноября]
[19:12 29 ноября]
12:00 30 ноября
11:30 30 ноября
11:00 30 ноября
10:00 30 ноября
09:30 30 ноября
08:30 30 ноября
08:00 30 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.