Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Молдаване снова получат землю

[13:30 27 ноября 2009 года ] [ Экономические известия, 27 ноября 2009 ]

Соседи развивают портовые мощности за счет украинских территорий.

Украина продолжит помогать Молдове развивать порт за счет принадлежащей нашей стране придунайской территории. Преимущества такого сотрудничества для нас остаются размытыми. В то время как ущерб для транзитного потенциала Украины по мере увеличения молдавских портовых мощностей будет только возрастать.

Как сообщил премьер-министр Молдовы Владимир Филат, в ходе ялтинской встречи глав правительств стран СНГ была достигнута договоренность с украинским премьером Юлией Тимошенко о предоставлении части территории Украины для развития молдавского порта Джурджулешты. О какой именно территории идет речь, глава правительства Молдовы не сообщил. Эксперты, впрочем, полагают, что имеется в виду 50-метровый участок береговой линии Дуная, а также несколько гектаров водной поверхности реки Дунай, которые необходимы нашим соседям для завершения строительства Джурджулештского транспортно-энергетического комплекса.

В украинском МИД вчера официально не предоставили комментарий на запрос “i” о том, на каких условиях состоится передача территории, и о том, каков интерес нашей страны в подобном спонсорстве.

Как рассказал один из чиновников ведомства, вопрос о предоставлении земель поднимается в рамках договора о дружбе и сотрудничестве, подписанного между странами в 1997 г. Тогда Молдова получила 480 м дунайского побережья (до этого украинская территория), а Украине было обещано передать участок трассы Одесса — Рени протяженностью 7,7 км близ с. Паланка, который по иронии судьбы оказался на территории Молдовы. Примечательно, что до настоящего времени, вопреки выполнению Украиной взятых на себя обязательств, часть автодороги до сих пор остается во владении государства Молдова. Это обстоятельство в МИД также не прокомментировали.

“Обмен территориями происходил на уровне президентов двух стран, и договоренность была достигнута в неформальной обстановке и устной форме. Позже оказалось, что такое решение должно быть одобрено парламентариями Украины и Молдовы. Наши за него проголосовали, а молдавские — нет”, — объясняет происходившее в конце 1990-х гг. руководитель одного из придунайских портов.

“Автомобильный транспорт, идущий по Одесской трассе с грузом в направлении на Рении и Измаил, а также к румынской границе, вынужден дважды пересекать границу с Молдовой. Это существенно увеличивает время нахождения груза в пути и создает другие неудобства, что, соответственно, сказывается на привлекательности транзита в данном направлении”, — говорит директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава. По его словам, использование альтернативного пути практически невозможно: трасса проходит по берегу Днестровского лимана, а объезд лимана с другой стороны (по косе, отделяющий его от Черного моря) затруднен из-за низкой пропускной способности дороги.

Помимо ущемления интересов украинского автомобильного транзита, вопрос обмена территорией с Молдовой имеет и другую сторону. Речь идет о целях, для достижения которых Молдова претендует на наши территории. После получения части дунайского побережья на стыке рек Дунай и Прут соседи начали строительство портового комплекса в Джурджулешты, ядром которого стал терминал для перевалки нефти и нефтепродуктов мощностью 2 млн. т грузов в год. Фигурируя в начальных планах лишь как терминал, к настоящему моменту Джурджулешты стал полноценным многоцелевым портом: в последнее время тут появились также зерновой и пассажирский терминалы, а также была подведена железнодорожная линия.

Как признает начальник ренийского порта Сергей Строя, с открытием молдавского зернового терминала украинский порт может со временем практически полностью утратить зерногрузы, которых в Рени ежегодно перегружается 300-400 т. Эксперты же считают, что перспективы у молдавского порта более радужны, чем у украинских — на Дунае. “На развитии ренийского порта негативно сказывается отсутствие железнодорожной ветки на подходах к нему в обход Молдовы. Это позволяет соседнему государству посредством тарифной политики железной дороги блокировать поток транзитных грузов к украинскому порту”, — объясняет Александр Кава. Заметим, об ущербе для Украины от тех решений, которые уже приняты или еще могут быть приняты в отношении обмена территорией с Молдовой, уже заявили местные муниципалитеты. “Украина не просто отдала свою землю — она открыла доступ соседям к морю, взамен не получив ничего, кроме экономических и экологических проблем”, — говорится в обращении депутатов Измаильского горсовета к первым лицам государства, принятом во время последней сессии.

Екатерина ГРЕБЕНИК
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.